Москва, 6 марта — Наша Держава. Осмысливая
крушение СССР, постсоветские аналитики 1990-х годов называли советский
период в истории России Вавилонским пленом, отмечая не только схожесть
ситуации, но даже одинаковую длительность – семьдесят лет.
Для
предсказания сроков, которые потребуются нашему народу на преодоление
его последствий, использовали другую аллюзию к Ветхозаветной истории –
сорок лет. Именно столько времени понадобилось пророку Моисею, чтобы
довести евреев до Земли Обетованной. Случайны ли эти совпадения или
современных жителей России и древних израильтян объединяет некая
глубинная связь?
Краткий экскурс в историю Ветхого Завета
Известно,
что еврейский народ ведёт свое происхождение от Авраама, которого
называют «отцом всех верующих». Именно он и его семья стали основанием
для этноса, который был выделен Богом из среды язычников.
Повествуя
об этом, Танах (Ветхий Завет), с удивительной психологической тонкостью
демонстрирует особенности взаимоотношений внутри семьи и среди
родственников, наблюдая за которыми можно сделать для себя ряд
любопытных заключений. Но гораздо более масштабные события и выводы ждут
читателей книги Исход (Елле-Шемот).
Исход
Эта
книга посвящена завершению четырёхсотлетнего пребывания евреев в
Египте, их расставанию со страной и странствованию по пустыне. История
взаимоотношений двух народов наглядно показывает роль личности в
истории: во время правления династии фараона Апофиса евреи были
желанными и почётными гостями, а с переходом власти к династии Амозиса I
они превратились в рабов, которых использовали на самых тяжёлых
работах.
Но,
вероятно, не такую участь готовил евреям Бог, потому что избрал из них
одного человека – Моисея, чтобы изменить судьбу народа и дать ему во
владение Землю Обетованную. Совершается ряд страшных и чудесных событий,
именуемых Египетскими казнями, и весь еврейский народ, с детьми и
стариками, перейдя Красное море в период отлива, по суше уходит от
преследовавших войск фараона.
Мы не рабы?
Казалось
бы, вот она, долгожданная земля, идти до неё какие-то 350 километров,
которые можно преодолеть за месяц, но почему же путешествие продлилось
сорок лет? Причина оказалась в рабском самосознании, укоренившемся в
людях за 400 лет. Первые же трудности пустынной жизни вызвали бурю
протеста: уже не мила свобода, затосковали они по котлам с мясом,
которым кормили египтяне.
Ещё
больше дала о себе знать рабская психология, когда Бог призвал Моисея
на гору Синай, чтобы дать Заповеди, с помощью которых народ смог бы
выжить во враждебном окружении. В это время евреи сделали себе золотого
истукана и стали молиться на него – рабы не понимают, зачем им Бог и Его
поддержка, им важно только насущное.
В
отчаянном изумлении от увиденного Моисей разбивает каменные доски,
оставляя соплеменников со своим кумиром. Только глубокое народное
покаяние понуждает пророка вновь взойти на гору, где Бог опять дает ему
скрижали с заповедями.
Целый
год провели евреи у подножия горы, обустраивая свою бытовую и
религиозную жизнь, а после этого двинулись на Ханаан, но войти в него не
смогли. Что же остановило их? Опять та же рабская психология – они
стали неспособны к решительным действиям. Тогда Моисей уводит евреев
вглубь пустыни, чтобы вымерли все, кто родился в рабстве, и остались
лишь те, кому на момент исхода было не больше 20 лет.
Вавилонский плен
После
вселения в Землю Обетованную прошло немало лет, пока евреи осознали
себя единым народом, обрели достойных правителей, а главное – научились
ценить и выполнять Заповеди, которые дал им Моисей. Однако удерживаться
на этой высоте им удавалось недолго – распри и ассимиляция привели к
тому, что они были угнаны в Вавилонию царём Навуходоносором II.
Начался
новый период рабства, продлившийся 70 лет с 605 по 536 года до н. э.
Чувства раскаяния, тоски по родине, по утерянному храму, которые владели
в то время лучшими представителями народа, так мощно отражены в
псалмах, что до сего дня находят отклик в творчестве наших
современников. Народ с помощью пророков осмыслил свое состояние – только
после этого стало возможным возвращение на родину.
Что
дал иудеям Вавилонский плен? Это было столь серьезным уроком, что в
последовавшие за ним пять столетий евреи, несмотря на завоевания
сирийцев и египтян, сохраняли свою веру и национальную
самоидентификацию.
Россия
Христианизация
славян, как и других языческих народов Европы, стала решающим рубежом в
их развитии. Ценности, наследованные от иудеев и поднятые Иисусом
Христом на недосягаемую высоту, сформировали мировоззрение, науку,
культуру, на их фоне проходили все цивилизационные процессы.
Первые
пятьсот лет после принятия Русью Православия с большим или меньшим
успехом шло усвоение народом христианских норм. Период татаро-моголького
ига сменился духовным возрождением – недаром XIV, XV и начало XVI века
называют расцветом русской святости.
Смута и первый большевик
Смута
на рубеже XVI и XVII веков привела к духовному разложению и отходу от
нравственных ценностей. Её преодоление стало актом покаяния и на
несколько десятков лет «встряхнуло» народ, в котором авторитет духовных
лидеров был весьма высок – достаточно вспомнить патриарха Филарета и царя Михаила Романовых.
Все
поменялось с приходом к власти Петра I (не зря его так любили
большевики!). Упразднив патриарха, он, в сущности, подчинил церковь
государству – священнослужители были подотчетны чиновнику –
обер-прокурору Синода.
Каков
был результат петровских реформ? Обезглавленная церковь не могла больше
иметь должного авторитета. Как некогда в Израиле, истинные ценности
стали забываться, а вера превратилась в идеологию. Характерен пример:
российским чиновникам в XIX веке надлежало раз в год предоставлять
справку о том, что человек приступал к Таинству Причастия. Такое
насильственно-лицемерное насаждение веры не могло не вызывать
отторжения, и образованная часть общества всё дальше удалялась от
христианства.
Разумеется,
это явление не было поголовным – существовали и выдающиеся духовные
лидеры, и общественные деятели, и мыслители, которые противодействовали
разложению. Именно это противостояние стало причиной революции,
Гражданской войны и установлению насильственной власти, которую сами её
лидеры называли диктатурой пролетариата – последовало время почти
непрерывных войн и геноцида.
Смена идеологий
В
советское время православная идеология поменялась на коммунистическую. В
сущности, были задействованы те же механизмы. Десять заповедей закона
Моисея сменили заповеди строителя коммунизма, а вместо Библии изучали
марксизм-ленинизм. Вот только о существовании Бога усиленно старались
забыть, и построить коммунистический рай на земле.
Если
бы партийные лидеры той эпохи вспомнили уроки Библии (а её штудировали
все дети Российской империи – от церковно-приходской школы до гимназии),
и провели аналогию с ветхозаветными сюжетами, то, возможно, не было бы
такого немыслимого количества жертв.
Для
древних евреев отступление от Бога всегда влекло за собой неизбежные
беды, но вовсе не потому что Бог зол, а только для того, чтобы уберечь
этнос от исчезновения. То же самое случилось и с русским народом –
отказавшись от истинных ценностей, он начал постепенно духовно
деградировать.
Усвоен ли урок?
Перефразируя
известную пословицу, можно сказать – пусто место свято не бывает,
особенно в России. Взамен проверенной временем чёткой системы
нравственных ценностей, которая тысячелетиями держала надёжно
построенное здание европейской цивилизации, пришли так называемые
либеральные взгляды, искусно мимикрирующие под христианские и называемые
правами человека.
Не
похожи ли сегодняшние процессы, протекающие в России и в Европе на
многочисленные похожие ситуации в жизни древних израильтян? Как только
евреи, в угоду своим прихотям, отказывались от монотеизма и национальной
идентификации, их тут же вытесняли с исконных земель завоеватели.
Европу и Россию сегодня заселяют представители народов, исповедующих
Ислам, которые крепко держатся за свои устои – у них многочисленные
семьи, они не боятся работы, а главное – готовы ради распространения
своей веры переселяться на новые земли.
В
то же время, жители России отказываются от традиционной религии и её
ценностей, от соблюдения Божиих заповедей. Озабоченные правами личности,
мы не спешим иметь детей, ведь это предполагает жертву – времени, сил,
денег, на которую идти не хочется. Как в своё время для евреев кумиром
стал золотой истукан, так и нашим кумиром стали деньги. Не превратились
ли для нас котлы с мясом, о которых так тосковали евреи в пустыне, в
главную ценность?
Пережив
многие исторические перипетии, древний еврейский народ извлёк уроки из
Божественной педагогики. Удастся ли и нам сделать то же самое? Хватит ли
нам сорока лет, чтобы преодолеть последствия советского Вавилонского
плена?