Москва, 5 июля — Наша Держава (Дмитрий Абрикосов). Данная
выставка стала смотром достижений интеллектуального, научного и промышленного
труда русского народа, и тех успехов, которого удалось добиться России за
двадцать лет со дня отмены крепостного права, когда вольный труд стал основной
движущей силой в развитии традиционных народных форм хозяйственной деятельности
в ее региональном многообразии, послужил толчком в развитии национальной науки,
культуры и искусства.
«Человеческий
труд», который по словам митрополита Макария, произнесенного им на открытии
Выставки, 20 мая 1882 года, «развивает, укрепляет, усовершенствует свои силы и
способности, духовные и телесные; Трудом человек приобретает себе все,
необходимое для жизни и удовлетворения своих потребностей; трудом достигает и
того, что может возвышать, украшать, облагораживать его быт, домашний и
общественный. Потому-то и дорог человеку его труд, а иногда тем и дороже, чем
более требует напряжения сил и преодоления препятствий. И радуется человек,
видя плоды трудов своих, благословенных Богом; торжествует человек, со своими
близкими и знакомыми, в сознании своих успехов, добытых честным трудом, при
помощи Божией. Такого-то рода торжество ныне у нас, и торжество не одного
человека, но целого народа.
Пред нами несколько наиважнейших отраслей
всероссийского труда, в их лучших произведениях и образцах. И мы имеем
возможность близко видеть, каких успехов достигли в нашем, отечестве различные
виды промышленности, ремесел, художеств, практических применений науки. Приятны
для нас эти успехи уже потому, что они наши; а еще более потому, что они достаются нам не так легко,
как другим народам Европы, которые прежде нас вступили на поприще умственного
развития и образованности. И если, при всем том, мы, с Божьей помощью,
подвигаемся вперед, если уже во многом мы равняемся с передовыми нациями на
пути самоусовершенствования по разным отраслям народного труда, то какой-же сын
России, истинно любящий свое Отечество и желающий ему всякого совершенства, не
порадуется этому от всей души? Да будет благословен Бог, дарующий нам и силы, и
средства, и свою благодатную помощь для нашего преуспеяния на поприще народной
промышленности и художеств. Честь и хвала и полное сочувствие соотечественников
всем вам, которые ревностно подвизаетесь на этом поприще и представили ныне на
радость нам плоды трудов своих».
Вот
как, подводя итог работы московской выставки, написал в ноябре 1882 года,
издатель Санкт — Петербургского журнала «Всемирная иллюстрация», Герман Гоппе: «Общая площадь выставки в 11 раз превышала площадь выставки 1870
года: экспозиция была размещена в отдельных павильонах на площади в 30 га на
Ходынском поле. Главной достопримечательностью выставки стало центральное
выставочное здание. Оно представляло собой восемь трёхнефных павильонов,
расположенных звездообразно, то есть в радиальных направлениях, и соединенных
между собой двумя концентрическими галереями, образуя при этом большой
центральный и восемь маленьких дворов (диаметр 298 м, площадь 35 000 м²). С
двух сторон к главному зданию примыкали почти одинаковые павильоны, в одном из
которых размещался машинный отдел (9600 м²), а в другом — художественный и
учебный отделы (9980 м²). Все три здания были собраны из однотипных
трёхпролётных металлических рам общей шириной более 31 м.
Все средние, более
высокие, пролёты имели верхний свет. Металлический каркас для главного здания
был изготовлен на Санкт-Петербургском металлическом заводе, а павильоны
машинного и художественного отделов — на московском заводе Бромлея и Брянском заводе.
Общий план павильонов и проекты фасадов вырабатывались при участии А. И.
Резанова, Г. Е. Паукера и И. А. Вышнеградского. Окончательный проект и рабочие
чертежи были выполнены архитекторами А. Е. Вебером и А. С. Каминским, которые и
осуществляли строительство всех главных павильонов. Кроме этого, выставочным
комитетом было построено ещё девять главных («казённых») павильонов, среди них
— павильон садоводства, дополнительный павильон кустарного отдела и два
павильона для выставки животных.
К главным выставочным постройкам относился и
выполненный в русском стиле Императорский павильон, предназначенный для
«отдохновения высочайших особ» и закрытый для посетителей; такие постройки
будут возводиться на многих последующих выставках. На выставке также было сооружено
36 частных павильонов. К их проектированию привлекались известные российские
зодчие; богатством отделки выделялись павильоны заведения искусственных вод
Ланина, владельца фарфоровых заводов М. С. Кузнецова, известного
сахарозаводчика Абрикосова. Водочный фабрикант, поставщик Двора Его
Императорского Величества Штритер построил свой стенд в виде триумфальных
ворот, составленных из бутылок с выпускаемой им продукцией. Большим успехом
пользовалась экспозиция московской фабрики благовонных товаров «Брокар и Ко» —
фонтан с одеколоном (фирма «Брокар и Ко» была награждена золотой медалью
выставки).
Главным украшением стенда Златоустовского оружейного завода стал
огромный государственный герб России: «…Громадный гербовый орел, сделанный из
ножей, вилок, клинков, кокард и других металлических военных уборов, и за этим
орлом — ваза, тоже из всевозможных клинков военного оружия» (завод был отмечен
двумя наградами: золотой медалью за высокое качество и отделку холодного
оружия, ножевого товара и инструментов, и серебряной медалью — за применение
мартеновской стали для выделки ружейных стволов и введение металлических ванн
для закалки клинков). Свои павильоны построили: газоосветительный завод
«Светозар», мельница товарищества «С. А. Добров и Б. И. Набгольц»; группой
около отдела садоводства расположились колокольные заводы (из Ярославля — фирма
«П. И. Оловянишникова сыновья», из Харьковской губернии — Рыжов, два из Москвы
— Финляндский и Самгин); пивоваренный и винокуренный завод Фельзера, Варшавское
промышленное общество механических и горных заводов Лильпоп, Рау и Левенштейн и
Варшавский сталелитейный завод и другие.
Впервые
на территории выставки появилась электрическая железная дорога, которую
построила известная петербургская фирма «Сименс и Гальске» — 300-метровая линия
пользовалась большой популярностью: пассажирский мини-электропоезд перевозил за
сутки до 800 пассажиров. Для удобства посетителей были сооружены концертный зал
на 2150 мест, ресторан, трактир, а также павильон администрации и экспертов,
пожарное депо и другие вспомогательные постройки — в большинстве своём они
отличались оригинальной архитектурой.
Торжественное
официальное открытие и освящение состоялись 20 мая 1882 года. На другой день её
открыли для публики и затем ежедневно за исключением трёх дней высочайшего
посещения. За четыре месяца работы выставки её посетило более миллиона человек.
За 131 день проведения выставки её посетили 1 077 320 человек, в том числе с
платою за вход 970 107, давших сбора 256 765 рублей 5 копеек, а также бесплатных
посетителей (учащиеся, фабричные рабочие и низшие военные чины) 107 198
человек.
Одними
из самых посещаемых мест на выставке, названные экспертами «русский продукт»,
считались ресторан и трактир Лопашова. Постройка ресторана по проекту
архитектора Д. И. Чичагова на средства владельца (около 205 000 рублей
серебром) была начата ещё в 1880 году и окончена к открытию выставки. К
обслуживанию посетителей в обычные дни привлекалось 140 официантов, в
праздничные — до 200, поваров с мальчиками — до 70. Всего работало до 320
служащих. Трактир предназначался для «удовлетворения требований среднего и
небогатого класса людей». Обозреватели жаловались на дороговизну, «вызывавшую
всеобщее негодование», но признавали, что ресторан «оказался далеко не в
состоянии поместить всех желающих внести свою посильную лепту за дорогие яства
и пития».
указанием тематического деления экспозиции. Общее количество участников
достигло 5813. Уникальная экспозиция, насчитывавшая 6852 партии предметов, была
тематически разбита на 14 отделов и 121 группу. Впервые выделили
самостоятельный кустарный отдел (1105 предметов), который сформировали 4
губернских земства и 7 статистических комитета; он стал вторым по количеству экспонатов
после отдела сельского хозяйства. Также впервые появились научно-учебный и
военный отделы.
Разнообразные
экспонаты машинного отдела показали качественные изменения технологического
развития отечественной промышленности.
Выставка стала местом синтетического
взаимодействия искусств — архитектуры, скульптуры, живописи, садово-паркового
ландшафта, музыки, театра, балета. Впервые сформированный художественный отдел,
насчитывавший около 950 произведений, стал значительным событием в
художественной жизни России. Здесь экспонировались произведения таких
замечательных русских художников, как Антокольский, Брюллов, Васнецов,
Верещагин, Ге, Иванов, Крамской, Куинджи, Репин, Поленов, Прянишников, Савицкий
и многие другие. Серию концертов дал симфонический оркестр под управлением А.
Г. Рубинштейна».
Эта
выставка, ставшая смотром достижений народного труда во всех областях
человеческого знания, стала исключительно важной по нескольким причинам, о чем
нужно знать сегодня:
— Промышленная Выставка 1882 года стала продолжением традиции всероссийских
смотров достижений коллективного труда всех российских сословий, которые были
заложены российским императором Николаем I в 1833 году, при проведении
по его инициативе первой подобной выставки (не считая неудавшуюся выставку 1829
года) в Санкт — Петербурге, которая проходила в специально построенном здании
на Биржевой площади Васильевского острова архитектором Иваном Лукини. Данные
выставки были призваны отразить успехи совокупного труда русских людей,
поддержать их способности к осознанному стремлению достигнуть личного успеха в
работе. И в этой части уже с выставки 1833 года государством формировались
конкурсные и наградные формы для выделения лучших во всех областях труда. На
Санкт — Петербургской выставке 1833 года именно представители московского
купечества были награждены золотыми перстнями с важными надписями на душке
кольца: «За здравие трудящихся в пользу Отечества!», которые свидетельствовали
о том напутствии, которое дал Государь Император Николай I именно
московским купцам за их отличные достижения во всех представленных на выставке
областях. Труд был отмечен на той выставке и именно он был главным двигателем в
развитии нашего отечества. По мнению участников той выставки в Санкт — Петербурге,
«тень Петра Великого встала за плечами Николая I, когда он провозгласил тост в
честь московских купцов, произнося слова своего посвящения: «За здравие
трудящихся в пользу Отечества!»
— Промышленная Выставка 1882 года, пятнадцатая по счету,была проведена в Москве
спустя двенадцать лет после проведения подобного всероссийского смотра, который
состоялся в 1870 году в Санкт — Петербурге (XIV Всероссийская промышленно —
мануфактурная выставка). За этот период времени Россия пережила ряд важнейших
реформ и преобразований государственной жизни, который был связан с реформами
ЕИВ, Государя Императора Александра II и преобразования России
коснулись многих сторон общественных отношений, культуры, науки и промышленного
производства в России.
хозяин Москвы, генерал-губернатор, князь В. А. Долгоруков: «Мы собрались
сегодня на открытие всероссийской промышленно-художественной выставки.
Достаточно одного взгляда на это громадное здание, чтобы убедиться, что
нынешняя выставка далеко опередила все ей предшествовавшие, очередные выставки.
В нее вошли новые отделы—художественный, научно-учебный, машинный, кустарный,
сельскохозяйственный, военный, военно-морской, туркестанский, финляндский и некоторые
другие. Отрадное зрелище представляют обилие, полнота и разнообразие образцов,
которые доставлены сюда со всех, сторон нашего необъятного отечества.
была предназначена на год совершившегося двадцатипятилетия царствования
блаженной памяти Императора Александра ІІ-го. Пожелаем-же, чтоб сила Русской
Земли, ее капиталы, рабочий труд, русский ум и русские таланты продолжали свое
мирное преуспеяние во славу и на пользу нашей любезной Родины». Во многом
благодаря тому, что данная выставка стала смотром развития России, который
произошел за целое десятилетие, она стала полномасштабной демонстрацией не
только конкретных достижений, но и темпов развития всех сторон жизни, который
наша страна набрала за этот отрезок времени.
определившим важность этого отчетного явления стало то, что данная выставка
стала смотром производственных сил страны, сформировавшихся в совершенно новых
условиях, возникших за два десятка лет, прошедших с момента отмены крепостного
права в России и ввиду проходившей научно — технической революции, приводившей
к переводу множества отсталых форм человеческого труда на научные и
технологические рельсы.
оценивая смотр достижений народного хозяйства 1882 года: «По мере того, как облегчается обмен идей и
сближение между народами, ход цивилизации становится быстрее и господство мира
упрочивается; идеи честолюбия, племенной и религиозной ненависти между
народами, соперничества и самолюбивого тщеславия уступают место идеям о
солидарности наций и взаимной любви. Могущественными факторами в этом
совершенствовании человечества являются, кроме печати, еще и улучшенные пути
сообщения, удешевление почтовой пересылки, учреждение телеграфов и телефонов,
международные и местные конгрессы и комиссии, и выставки.
цивилизацию с нынешней и вы убедитесь, сколько преимуществ имеют современники
перед своими предками. Иные изобретения не залеживаются и если не встречают
неблагоприятный прием в одной стране, то радушно принимаются в другой и
немедленно получают внедрение; ныне идеи и факты делаются быстро общим
достоянием и нет надобности быть капиталистом, чтобы путешествовать и
знакомиться с произведениями искусства и промышленности других стран». Именно
эти новые обстоятельства позволили нашему государству стать тем местом, в
котором множество новых и современных технологий внедрялись в самые
разнообразные формы производственных процессов, что помогло сделать нашу страну
современной и развитой в самых разных отраслях человеческих знаний и
промышленных процессов».
определившим эпохальное значение данного смотра достижений народного труда
являлось то, что многонациональный народ России начал осознавать себя в
качестве единой и сильной созидательной силы, способной в общем труде достигать
невиданных ранее, достижений. Вот как об этой стороне выставки писали
европейские издания того времени («Revue de Deux
Mondes»):
переживает предсмертную агонию, сопровождаемую страшными судорогами. Мы едем
лично убедиться в этом и находим обширную национальную выставку, — одно из тех
решительных совещаний, во время которых страна задастся вопросом относительно
своей силы, относительно пройденного ею тяжкого пути труда…» «Выставка 1882
г. составляет истинное торжество для промышленной России; она служить
выражением громадного прогресса во всех отраслях человеческого труда за
последние двадцать лет. Никто из посетивших ее не пожалел о затраченном
времени. Экономист находить здесь интересные вопросы для изучения, промышленник
— данные для сравнения, артист и дилетант — интересные контрасты».
до последнего времени была нашей данницей относительно бесконечного множества
предметов торговли. Московская выставка доказала нам, что эта данница быстро
начинает эмансипироваться. Остановимся на минуту на отделе тканей; это, по
общему отзыву, самое яркое доказательство успеха русской промышленности.
Компетентным лица уверяют, что в этой области Россия может выдерживать
иностранную конкуренцию как в предметах роскоши, так и в дешевых, предметах,
доступных народу».
доказательством верности данного тезиса о единстве российских народов может
служить гравюра, опубликованная в Сборнике «Всемирная иллюстрация», посвященном
московской выставке 1882 года, на которой изображены представители всех
разноплеменных народов, населявших Российскую Империю, под заголовком: «Народы
России на мирном состязании».
говорить о том, как данное событие было организовано, то следует отметить
следующие важные моменты этого процесса. Интересным обстоятельством организации
этой выставки можно считать то, каким образом формировались выставочные группы,
кто именно был распорядителем важнейших из них. Всматриваясь в лица
распорядителей, которые работали под руководством генерального комиссара
выставки, тайного советника Алексея Борисовича Бера (1833 — 1893), можно
увидеть в их числе выдающихся представителей науки, культуры и промышленности
своего времени, внесших вклад в развитие самые разнообразные стороны
общественной и государственной жизни, такие как социология и развитие лесного
хозяйства, искусство и педагогическая деятельность, промышленность и
благотворительность, литература, история и другие.
в том, что именно человеческий фактор является главным в любых процессах
интеллектуального труда и созидания, я хочу внимательно всмотреться в личности
тех, кому была доверена огромная работа по подготовке каждого отдела этой
огромной и значимой экспозиции в Москве, в 1882 году. Итак, распорядителями
выставки были следующие господа:
представлены «Изделия из волокнистых веществ» был видным представителем
московского купечества, за свою просветительскую и благотворительную
деятельность получивший чин Действительного Статского Советника,
государственные награды и наследуемое дворянство. Ему принадлежит девиз : «Уча воспитывать, и воспитывая
учить!»;
(1835 — 1900), распорядитель VI группы «Фабричные и
ремесленные изделия из металлов», в которой было представлено великое множество
самых различных и традиционно — народных производств и промыслов. Андрец
Михайлович добился больших успехов в развитии ювелирного дела, был
коллекционером русских икон и благотворителем;
IX группу, в которой были представлены «Машины, аппараты,
строительные материалы», в которой можно было поразиться развитию современных
для своего времени технологий и инновационных подходов в промышленном
производстве, транспорте и строительстве. Александр Карлович был выдающимся
ученым — технологом, автором многих технических разработок по паровым котлам,
печам разных типов. Александр Карлович избирается доцентом кафедры составления
проектов и смет в Императорском Московском технологическом училище. В этом
училище он получает звание профессора, защитив степень доктора в 1871 году.
Занимался важнейшими дисциплинами того времени, прессами и воздуходувками,
земледельческой механики, водяными двигателями, котлами и паровыми машинами.
Все эти практические знания были бесценными в последней трети XIX века.
(1841 — 1884) горный инженер, горный начальник Олонецких заводов, курировавший
IV группу «Произведения горной и соляной
промышленности», ставшей главной витриной добывающей промышленности России,
которая начинала свое поступательное развитие в эту пору. Порфирий Ефимович
занимается реконструкцией производства чугуна, с применением новейших
технологий, введением механического испытания чугуна, устанавливаются новые
станки, систематизируется сортировка чугуна по его качеству и выпускам из
доменных печей. С 1880 года Холостов начинает применять свой профессиональный
опыт в масштабах всей страны, работая чиновником особых поручений Горного
департамента;
династии известных московских чаеторговцев и купцов, Боткиных. Михаил Петрович
был известен как русский художник, академик исторической живописец, видных
гравер и искусствовед, археолог и коллекционер. В собрании М.П. Боткина было
много уникальных русских произведений прикладного искусства, европейских
памятников. Выступая в качестве мецената, он получил высочайший гражданский
титул Тайного советника или Генерал — Фельдмаршала по армейскому табелю о
рангах.
исторические полотна на библейские темы получал государственные награды и
звание академика живописи, избирался в совет Императорской Академии художеств и
Императорской Археологической комиссии. За свою работу в качестве распорядителя
художественным отделом Выставки 1882 года получает орден Святого Владимира 4-й
степени. На выставке 1882 года Михаил
Петрович был распорядителем I группы, в которой были представлены
«Художественные произведения» только российских художников, отражавших не
только развитие художественной школы, но и связь изобразительных искусств с
народным творчеством;
произведений выставки. Выдающийся русский писатель, составивший истинный
портрет русского народа в своих литературных произведениях «Деревня» и «Антон —
Горемыка», что сделало ему литературное имя. Верно были отмечены заслуги этих
литературных портретов народной жизни крепостных крестьян Салтыковым и позже
Львом Толстым. Описание подлинного мужицкого быта, жизни крепостного
крестьянина, с его ежедневной работой в самых разных областях созидания
материальных ценностей. Ему было прекрасно известно положение образовательных
процессов в России и посему его кураторство во
II группе
«Научных-учебных произведений», представившею во всем великолепии и
многообразии развитие образовательных процессов в России последней трети XIX века,
было совершенно оправдано; Г. Бауманфельд
(Царство
Польское), представившее свободное развитие промышленности и
культуры народов, населявших эту часть Российской Империи;
Иван Алексеевич Абрикосов |
Самым
молодым распорядителем выставки был избран мой прадед, Иван Алексеевич
Абрикосов (1853 – 1882). Происходивший из купеческой
семьи, из потомственных почетных граждан, был избран в 20 лет директором –
распорядителем товарищества «А.И.Абрикосова сыновей», стал основателем первого
в России кондитерского концерна с тремя фабриками и сетью фирменных магазинов. К
его заслугам можно отнести так же развитие фруктового садоводства в Крыму.
Трагически погиб при строительстве выставочных павильонов своей VIII группы, представлявшей «Ремесленные и разные изделия», произведения
ручного и традиционного труда, в котором сохранялись народные традиции
производства самых разных видов продукции, пришедшие к нам из прошлых эпох;
московском университете по юридическому факультету; получил степень магистра
международного права за диссертацию «Консульское право Европы и
Америки» (М., 1856). Состоял председателем московской губернской земской
управы более 25 лет кряду, с самого открытия земских учреждений; был также
секретарем, затем вице-президентом московского общества сельского хозяйства и
товарищем председателя московского музея прикладных знаний. Представлял
XII группу «Произведений кустарной промышленности»,
которая была самой обширной и в которой были представлены самые разнообразные
продукты и продукция, от обуви и предметов быта, до экипажей и различной одежды
и обмундирования;
Ф.К. Арнольд, которому было доверено вести работу по представлению XI группы
экспонентов, а именно «Домашних животных». Федор Карлович был человеком
занимательным и интересным, как и все прочие участники той работы по проведению
московской выставки. Он родился в дворянской семье в 1819 году в Санкт —
Петербурге. Современники называли его «дедушкой русского лесоводства», так как
он посвятил свою жизнь профессиональному и промышленному лесоводству, основал
русскую школу лесоводства. На этом поприще он дослужился до чина
Действительного тайного советника, был профессором Санкт — Петербургского
лесного и межевого института, директором Петровской земледельческой и лесной академии.
хозяйственного комитета.
Его
перу принадлежат обширные научные труды по лесоводству в России, был издателем
массовой газеты по вопросам лесоводства и охоты. Курировал
XI группу, представлявшую
группу «Домашние животные», ставшую центральной частью в представлении
производства и культивирования мясной отрасли и главной транспортной силы в
виде коневодства;
представлял VII группу «Произведений
заводской обработки, в которой были представлены важнейшие стороны тогдашнего
производства, от производства сахара, до производства муки. Василий Николаевич Лепешкин (1842 — 1896)
ведал «Произведениями заводской обработки», или VII группы товаров,
представляемых на московской выставке. Он принадлежал к одной из старейших
купеческих династий Москвы. Основатель семьи переехал в Первопрестольную после
Наполеоновского нашествия из Каширы Тульской губернии. Сыновья первопроходца,
Василий и Семен Логиновичи стали основоположниками двух ветвей этого рода.
Линия Василия Логиновича, который приходился дедом Василию Николаевичу
занималась химическим производством в Москве и в Иваново — Вознесенске. Николай
Васильевич унаследовал предприятие вместе с братьями, но после их кончины дело
продолжили только его дети, в том числе и Василий Николаевич Лепешкин.
Несколько
групп на выставке не имели своих распорядителей, как то:
III
группа «Сельскохозяйственные произведения и съестные припасы»;
X
группа. «Садоводство и огородничество»;
XIII группа «Военно — морской отдел»;
XIV группа, представлявшая «Предметы подаяния и помощи
страждущим».
Но
это нисколько не принижает для нас значение этих частей экспозиции, в которых
так же был представлен труд разных народов, населявших наше отечество и в своем
этническом многообразии обеспечивающий разностороннее развитие России.
Не
смотря на то, что научно — технический прогресс уже начал перестройку всего
народного хозяйства в России, в котором огромными массами народного труда в его
отсталых формах (ремесленном и кустарном производстве) производилось все
многообразие товаров и услуг, которые обеспечивали жизнь не только населения
России, на Выставке 1882 года были достойно и на равноправных условиях
представлены все формы труда: фабричного, кустарного, ремесленного, и каждый
вид работ имел свои особенности и достижения. И в этом многообразии так же
обеспечивалось сохранение народных традиций и преемственность поколений. Особо
интересным в этой связи был раздел ремесленного производства, распорядителем
которого состоял мой прадед, Иван Алексеевич Абрикосов. Именно в этом отделе, одном
из самых крупных на выставке, было представлено все многообразие человеческого
ручного труда, в котором во многом сохранились примы предыдущих эпох, до научно
— технической революции, в которых семейный, артельный и коллективный труд
играл главнейшую роль.
На
данной выставке, как и на всех предыдущих, была выстроена система конкурсного
отбора и система присуждения государственных наград лучшим компаниям в каждом
отделе, гран — при в котором состояло в присвоении победителю права
использования государственного герба Российской Империи на упаковке и в рекламе
своей продукции. На выставке 1882 года количество гербов не было
регламентировано, в результате чего многие компании получили эту высокую
государственную награду. И ее нужно было заслужить не только по одному или
нескольким представленным произведениям, но и по всей работе компании, по той
роли, какую она и ее продукция играет в жизни России, какова ее цена и
качество, насколько активно компания ее представляющая, работает на российском
рынке. Требования для получения награды были формализованными, и состояли, по
10 параграфу Положения о экспертах и наградах при представлении экспонентов и
сотрудников к наградам, состояли из следующих позиций:
1) качество выставленных
произведений и степень художественности в тех предметах, для коих сие последнее
имеет общее значение;
2) происхождение и степень
подготовки первообразных материалов;
3) стоимость производства и
продажная цена произведений;
4) размеры производства и число
занимаемых рабочих;
5) техническое устройство
промышленного заведения и способы производства и усовершенствования в них,
введенная экспонентом или его сотрудниками;
6) происхождение техников,
мастеров и рабочих;
7) попечение об улучшении
положения рабочих и об устранении опасности для их жизни и здоровья,
сопряженной со свойством некоторых работ, а так же предоставление рабочим
выгод, предохраняющих их от нищеты и беспомощности в случае болезни и утраты
сил;
8) польза, приносимая
заведением местности, где оно устроено.
Вот
как по поводу наград, их смысла и значений в подобных выставочных мероприятиях
писали современники:
«Задаемся
вопросом: для чего устраиваются выставки или для чего экспоненты представляют
образцы своего производства на выставку? Ответ СЛИШКОМ прост. — Первое: чтобы
демонстрировать свое производство, которое, во всяком случае подымается путем
конкуренции; второе: чтобы, рассчитывая на правильную, бескорыстную оценку
выставленных экспонатов, получить ту или другую награду, и если эта награда
будет вполне соразмерна с суммой затраченного труда и капитала, то понятно, не
останавливаться на дороге, а идти дальше, совершенствоваться, подымать, на
сколько сил и возможности хватить, ту или другую отрасль промышленности;
поэтому экспонент вправе требовать правильной оценки своих экспонатов, и удовлетворить
это требование — долг, священная обязанность эксперта».
Подводя
итог разбору этой значимой и юбилейной всероссийской выставки, которая повлияла
на развитие нашей промышленности, выявила роль русского ученого, общественного
деятеля и предпринимателя в государственном строительстве, я хочу и могу
сказать следующее:
— в руках человеческих от Бога
дано много возможностей к реализации самых чистых и честолюбивых планов и
проектов;
— совместное созидание во
благо свое и значит во благо общественное есть задача любого государства. Ибо
поддерживая инициативу своих граждан, направленных на развитие любой
созидательной инициативы, государство и общество скоро сможет увидеть плоды
подобного труда, в товарах и продуктах, в богатстве и в благотворении;
— умение творчески подходить к
вековым традициям и вносить в них новейшие элементы, пусть и заимствованные из
других государств всегда будет ассимилировано и принесет много пользы;
— умение работать коллективно,
стремиться быть первым и лучшим как в производстве, так и в продаже
произведенного, в поиске и в реализации лучших идей, всегда принесет богатые
плоды.
Чему
и стала примером данная Всероссийская Художественно — Промышленная Выставка,
работавшая в Москве, на Ходынском поле в 1882 году, ровно 140 лет тому назад.
Для нас подобный пример единения народных масс в созидательном труде может и
должен стать примером торжества истории, культуры, науки и человеческого труда
во имя торжества нашего Отечества, в котором роль каждой личности имеет важное
значение!
хочу сказать о своем прадедушке, который не только был избран распорядителем VIII группы
выставки, но и представил нашу семейную компанию на этом смотре отечественной
промышленности, и товарищество «А.И. Абрикосова Сыновей» получило высочайшую
награду. Вот как о ней было сказано во «Всемирной иллюстрации», которая
регулярно публиковала отчеты о работе московской выставки:
«Слева
от здания садоводства и несколько наискосок от выхода из сельскохозяйственного
отдела (III группа) расположен павильон Высочайше утвержденного товарищества
«А. И. Абрикосова сыновей», на который мы обратили уже внимание читателей в
одном из предыдущих номеров. Действительно, по красивой наружности и богатству,
как внутренней отделки, такт и выставленных экспонентами предметов, это один из
выдающихся отдельных павильонов выставки (павильон был возведен по проекту
архитектора А.С. Каминского). Бледно-желтого цвета снаружи, с разными
украшениями внутри, он не оставляет желать ничего лучшего; главная зала, в
византийско — русском стиле, отделана чрезвычайно богато и со вкусом, с
зеркалами, мраморными столиками и пр. С обеих сторон залы примыкают два
помещения для продажи продуктов. Задняя часть павильона занята маленькой
фабрикой, которую товарищество устроило для наглядного ознакомления публики с своим
производством. В самом павильоне посетителей изумляет бюст Государя Императора
из сахара, грандиозные вазы из шоколада, модель павильона, скомпонованная из
чистого сахара, канделябры и часы, приготовленные из шоколада и сахара.
Считаем не лишним сказать несколько слов о
производстве товарищества. Товарищество «А. И. Абрикосова сыновей», в
данное время занимающее первое место среди всех кондитерских фабрик России,
начав свою деятельность в 1847 году, для производства конфект, шоколада,
варенья, пастилы, фруктов и разного печенья, товариществом устроены три
фабрики: две в Москве — в Сокольниках и
на Покровке, и одна в Крыму, в Симферополе. На этих фабриках работают 600
человек народа, при 4-х двигателях, пяти котлах, по 20 сил каждый, и 60 паровых
котелках для варки. Кроме того, вне фабрики масса семей заняты вырезанием
ярлыков и изготовлением коробочек. Затем товарищество устроило в Хамовниках
фабрику с 30-ю рабочими, занятую исключительно изготовлением пакетов и коробок,
причем одних картонов для укладки требуется ежегодно на сумму около 30 тысячи
рублей. Рядом-же с фабрикой товарищества выстроена столярная фабрика,
изготовляющая ящики для укладки посылок.
из крупных дел в России. Розничная-жс продажа, открытая лет пять тому назад,
благодаря прекрасными продуктами, заняла первое место даже между иностранными конкурентами. Нельзя обойти молчаньем постановку дела с ее административной
стороны: все главные приказчики в продавцы пользуются известным процентом, с проданного
товара и, следовательно, являются лицами, заинтересованными в ходе дела. Кроме
специального занятия кондитерскими производством, товарищество получило
привилегию на изобретенную паровую машину для протирания теста из фруктов, что
до этого практиковалось прямо руками. В 1878 году товарищество обратило
внимание и на другую отрасль производства,—именно на приготовление «fruits
glacés». До этого времени эта отрасль промышленности была в руках Франции,
снабжавшей не только Россию, но и Америку, Англию и Германию. В 1878 году
товарищество отправило своих мастеров в Крым и на Кавказа, и в 1880 г. -— после
поездки одного из своих директоров на юг Франции, для изучения этого дела,
выстроило фабрику в Симферополе, невольно обращающую на себя общее внимание. Фрукты,
изготовляемые товариществом, ничуть не уступают французскими, а для
отечественной промышленности этот шаг впереди имеет безусловное значение.
Обороты
товарищества могут быть высчитаны приблизительно, тем не менее, годовой оборот
почти доходит до полумиллиона и рост его увеличивается с каждыми годом, так как
товарищество не щадить средств для усовершенствования своего производства».
Иван
Алексеевич Абрикосов блестяще справился со всеми задачами, на которые его
подвигло провидение и он оправдал доверие тех, чью продукцию был обязан
представить в курируемом им «Ремесленном разделе» выставки. Но здоровье
двадцати восьми летнего человека не справилось с теми нагрузками, какие ему
выпали, и в июле 1882 года, во время работы выставки он скончался от тяжелого заболевания,
полученного при подготовке экспозиции своего раздела. Вот как об этом тяжелом
событии писали в прессе, отражающей работу московской выставки:
«Х
р о н и к а. Грустно приходится начинать хронику прошлой недели, —
администрация выставки лишилась одного из самых деятельных своих членов в лице
распорядителя VIII группы И. А. Абрикосова. В самое короткое время своей
энергией и любовью, с которой он занимался делом, Иван Алексеевич обратил на
себя общее внимание.
Управление
выставки назначило от себя комиссию для присутствования при погребении, в
которую, кроме генерального комиссара и его товарища Г. А. Гивартовского, вошли
следующие лица: гг. Котельников, Молчанов, Варшавский, Григорович, Комаров,
Рафалович и Бекманн; из них гг. Котельников и Молчанов несли от комиссии венок.
Экспоненты
VIII гр. выбрали из своей среды представителей по каждому классу, которые и
возложили на гроб И. А. венки. Инициатива этого дела принадлежит г. Гринвальду,
экспоненту меховых товаров.
Всех
венков, кроме г. Гринвальда, было восемь: гг. Лукутин (папье-маше), Корпус
(платье), Левинсон и Крейцер (белье), Куманин (книги), Андреев и Викторов
(гильзы), Шмидт (мебель) и Синьковский.
Все
представители к половине 10 собрались на дачу в Сокольники, где скончался И.
А., и затем, после отпевания, проводили гроб в Алексеевский монастырь, где над
гробом покойного один из рабочих на его фабрике произнес прочувствованную
речь».
Таков
был итог работы той выставки для семьи московских кондитеров Абрикосовых,
ставших основателями самого крупного русского кондитерского производства в
России, сегодня известного как ОАО кондитерский концерн «Бабаевский». Именно
Иван Алексеевич стал основателем современного производства и сети кондитерских
магазинов, и именно благодаря его работе наша компания получила высшую награду
на той самой, Всероссийской Художественно — Промышленной выставке, чей 140 —
летний юбилей мы отмечаем в этом году!