Москва, 5 марта — Наша Держава. Пермская епархия собирает материалы для канонизации — церковного прославления одного из представителей царственной династии Романовых, боярина Михаила Никитича Романова, замученного в начале XVII века по приказу Бориса Годунова, сообщила представитель епархиального отдела по канонизации святых монахиня Георгия (Братчикова).
Михаил Никитич — родной брат патриарха Филарета, отца царя Михаила Федоровича Романова — осенью 1601 года по указанию Годунова, пытавшегося избавиться от возможных конкурентов на царский престол, был сослан в заточение в местечко Ныроб на территории нынешнего Пермского края. Романова, закованного в кандалы весом более 50 килограммов, посадили в яму, где он просидел всю зиму. По одним данным, «ныробский узник» скончался от голода, по другим — его задушил в яме начальник стражи.
Согласно свидетельствам очевидцев, через четыре года после смерти боярина, когда останки Михаила Никитича было решено доставить на перезахоронение в Москву, они были обнаружены нетленными.
По словам монахини Георгии, народное почитание «ныробского узника» как местного святого, «безропотного страдальца», началось сразу после его кончины. Впоследствии над ямой содержался Михаил Никитич, была возведена часовня, а над местом его первоначального погребения в поселке Ныроб построена церковь и устроено символическое надгробие. А в 2000-е годы по инициативе жителей Ныроба также был открыт музейный центр памяти Михаила Никитича.
«Еще в период торжественного празднования 300-летия дома Романовых в кругах пермской общественности возникла идея прославить узника… Факты свидетельствуют о том, что император Николай Второй и императрица Александра Федоровна были намерены содействовать канонизации боярина Михаила Никитича, и желание принять участие в торжествах прославления они высказали вполне определенно, однако осуществить задуманное им не удалось из-за последовавших трагических событий революции и гибели царской семьи», — сказала Братчикова на конференции, посвященной памяти династии Романовых.
По ее словам, далекий северный поселок Ныроб на протяжении четырех столетий оставался «святым, почитаемым местом, куда устремляются многочисленные паломники со всей православной России». Так, до революции ежегодно 6 сентября по старому стилю (19 сентября по новому стилю), в день кончины Романова, в Ныроб стекалось до 6 тысяч паломников.
«Богомольцы старались надеть на себя оковы Михаила Никитича и простаивали в них божественные службы, а также панихиды, совершаемые на гробнице страдальца. Существовала интересная традиция просить благословения у «ныробского узника» на крепкий и счастливый брак — по окончании венчания к цепям прикладывались новобрачные», — рассказала представитель Пермской епархии.
Говоря о перспективах канонизации «ныробского узника», Братчикова отметила, что она не исключает такой вариант, «потому что духовное почитание налицо, память о нем в месте его страданий сохраняется». «Если люди идут и молятся, значит, они чувствуют благодатную помощь. Народное почитание никогда не бывает на пустом месте», — сказала монахиня Георгия РИА Новости.
Железные оковы Михаила Никитича на этой неделе были доставлены в музей Новоспасского монастыря в Москве, где будут находиться около месяца.
НД рекомендует:
О драматических событиях, предшествовавших восхождению Романовых на Российский Престол прочитать в книге замечательной Православной Русской писательницы Лидии Чарской «Желанный Царь»
О драматических событиях, предшествовавших восхождению Романовых на Российский Престол прочитать в книге замечательной Православной Русской писательницы Лидии Чарской «Желанный Царь»