Москва, 30 октября — Наша Держава (Игорь Евсин). «Бога бойтесь, Царя чтите» (1 Петр.
2,17). Две эти заповеди соединены для нас, как два ока на лице истины и правды.
Не разрозните их: не обезобразьте лица истины, не повредите одного из очей ее!
«Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн: потому что думаешь не о том, что
Божие, но что человеческое» (Мф. 16, 23), — сказал Господь Петру. От Господа
подаются Царю власть, сила, мужество и мудрость.
2,17). Две эти заповеди соединены для нас, как два ока на лице истины и правды.
Не разрозните их: не обезобразьте лица истины, не повредите одного из очей ее!
«Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн: потому что думаешь не о том, что
Божие, но что человеческое» (Мф. 16, 23), — сказал Господь Петру. От Господа
подаются Царю власть, сила, мужество и мудрость.
Отсюда следует, что установленные людьми
формы власти Богу не угодны. Когда говорят, что «всякая власть от Бога»,
необходимо вспомнить и осмыслить следующее. Св. ап. Павел пишет: «Всякая душа
да будет покорна высшим властям; ибо несть власти не от Бога, — существующие
же власти от Бога установлены» (Рим. 13, 1); «Ибо начальник есть Божий слуга,
тебе на добро» (Рим. 13,4). Но он же, св. ап. Павел, постоянно противился тем
властям, которые не были Божиими слугами и шли против его христианской совести
и церковных интересов, т. е. против Христа, Которому он служил и Которого
исповедовал. Вот его слова первосвященнику Анании: «Бог будет бить тебя, стена
подбеленная! Ты сидишь, чтобы судить по закону, и вопреки закону велишь бить
меня» (Деян. 23,3). Когда власти предержащие запрещали ему и другим апостолам
учить о Спасителе, в ответ, им было сказано: «Должно повиноваться больше Богу,
нежели человекам» (Деян. 5,29).
формы власти Богу не угодны. Когда говорят, что «всякая власть от Бога»,
необходимо вспомнить и осмыслить следующее. Св. ап. Павел пишет: «Всякая душа
да будет покорна высшим властям; ибо несть власти не от Бога, — существующие
же власти от Бога установлены» (Рим. 13, 1); «Ибо начальник есть Божий слуга,
тебе на добро» (Рим. 13,4). Но он же, св. ап. Павел, постоянно противился тем
властям, которые не были Божиими слугами и шли против его христианской совести
и церковных интересов, т. е. против Христа, Которому он служил и Которого
исповедовал. Вот его слова первосвященнику Анании: «Бог будет бить тебя, стена
подбеленная! Ты сидишь, чтобы судить по закону, и вопреки закону велишь бить
меня» (Деян. 23,3). Когда власти предержащие запрещали ему и другим апостолам
учить о Спасителе, в ответ, им было сказано: «Должно повиноваться больше Богу,
нежели человекам» (Деян. 5,29).
Из этого мы видим, что властью от Бога
христиане считают только ту власть, которая справедливо и разумно исполняет
закон и не противится христианской совести, основывающейся на заповеди
Спасителя. «Наша брань не против плоти и крови, но против начальств, против
властей, против мироправителей тьмы века сего» (Еф. 6, 12). Мироправители тьмы
века сего — это правящие по человеческим принципам, а не по закону Божию. Тем
более брань наша против тех, которые правят по принципам противления Богу и
отрицания Его власти.
христиане считают только ту власть, которая справедливо и разумно исполняет
закон и не противится христианской совести, основывающейся на заповеди
Спасителя. «Наша брань не против плоти и крови, но против начальств, против
властей, против мироправителей тьмы века сего» (Еф. 6, 12). Мироправители тьмы
века сего — это правящие по человеческим принципам, а не по закону Божию. Тем
более брань наша против тех, которые правят по принципам противления Богу и
отрицания Его власти.
Всякое послушание и покорность властям,
которые правят не по Богу, есть подготовка нашей души к приходу антихриста и
непротивление ему, вольное или невольное. Это ложные и небогоугодные послушание
и покорность, которые ведут в погибель.
которые правят не по Богу, есть подготовка нашей души к приходу антихриста и
непротивление ему, вольное или невольное. Это ложные и небогоугодные послушание
и покорность, которые ведут в погибель.
Св. ап. Павел говорит о послушании
властям: «…надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести»
(Рим. 13, 5). Возможно ли повиноваться по совести той власти, которая
противится Богу? Пятнадцатый канон Двукратного собора гласит: «…отделяющиеся от
общения с предстоятелем, ради некия ереси, осужденная святыми Соборами или
отцами, когда… он проповедует ересь всенародно и учит оной открыто в Церкви,
таковые, аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом прежде Соборного
рассмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и
достойны чести, подобающей православным». Тем более это справедливо по
отношению к мирской богоборческой власти.
властям: «…надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести»
(Рим. 13, 5). Возможно ли повиноваться по совести той власти, которая
противится Богу? Пятнадцатый канон Двукратного собора гласит: «…отделяющиеся от
общения с предстоятелем, ради некия ереси, осужденная святыми Соборами или
отцами, когда… он проповедует ересь всенародно и учит оной открыто в Церкви,
таковые, аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом прежде Соборного
рассмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и
достойны чести, подобающей православным». Тем более это справедливо по
отношению к мирской богоборческой власти.
Как небо, бесспорно, лучше земли и
небесное лучше земного, то так же бесспорно лучшим на земле должно быть
признано то, что на ней устроено по образу небесного, как и сказано было
боговидцу Моисею: «виждь, да сотвориши вся по образу, показанному тебе на
горе» (Исх., 25, 40), то есть на высоте боговидения.
небесное лучше земного, то так же бесспорно лучшим на земле должно быть
признано то, что на ней устроено по образу небесного, как и сказано было
боговидцу Моисею: «виждь, да сотвориши вся по образу, показанному тебе на
горе» (Исх., 25, 40), то есть на высоте боговидения.
Согласно с этим Бог, по образу Своего
небесного единоначалия, учредил на земле Царя; по образу Своего небесного
Вседержительства устроил на земле Царя самодержавного; по, образу Своего
Царства непреходящего, продолжающегося от века и до века, поставил на земле
Царя наследственного.
небесного единоначалия, учредил на земле Царя; по образу Своего небесного
Вседержительства устроил на земле Царя самодержавного; по, образу Своего
Царства непреходящего, продолжающегося от века и до века, поставил на земле
Царя наследственного.
Народ, благоугождающий Богу, достоин
иметь благословенного Богом Царя. Народ, чтущий Царя, тем самым благоугождает
Богу, потому что Царь есть устроение Божие.
иметь благословенного Богом Царя. Народ, чтущий Царя, тем самым благоугождает
Богу, потому что Царь есть устроение Божие.
Новую Царскую выставку «Православная Русь. Моя История. Рюриковичи»