Москва, 16 февраля — Наша Держава. В последние годы часто можно услышать бодрые, оптимистические утверждения, что Христианство и Социализм идеи тождественные, что Нагорная проповедь Христа и Моральный кодекс строителей коммунизма, во многом совпадают
Различение духов
В нашем управляемом демократическим принципом обществе, в силу его принципиальной материалистической поверхностности, часто распространяются самые превратные суждения об очень важных вопросах жизни. Многие у нас любят соединять несоединимое и объединять противостоящее друг другу. В наших общественных обсуждениях тех или иных вопросов мы затуманили принцип «различения духов».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Между тем, различие добра от зла, добрых духов от злых необходимо любому обществу. Важно понимать, что и сатана и его служебные злые духи, до своего падения, по своей природе были ангелами и остались способны принимать обличие добрых ангелов. Иначе говоря, похожесть внешняя, схожесть формальная ещё не есть доказательство сущностной, субстанциональной общности. Ангелы и демоны похожи по своей природе. Противоположны по своей сущности. И не имеют между собою никакой общности. Но принять одного за другого по духовной неопытности весьма вероятно.
В последние годы часто можно услышать, бодрые, оптимистические утверждения, что Христианство и Социализм идеи тождественные, что Нагорная проповедь Христа и Моральный кодекс строителей коммунизма во многом совпадают.
В связи с последним интересно, что «Моральный кодекс строителя коммунизма» вошёл в тексты Третьей Программы КПСС и Устава КПСС, принятых XXII съездом в 1961 году. Но уже отсутствовал в следующей редакции Программы и Устава КПСС, принятых на XXVII съезде в 1986 году. Коммунистическая партия, со временем отвергла даже эту «жалкую копию с Библии». Видимо, коммунистические идеологи СССР всё же хорошо знали своих духов и не смешивали их с ангелами.
Сегодня некоторым даже кажется естественным соединять учения Христианства и Социализма в некий нелепый оксюморон под названиями «христианский социализм» или «православный сталинизм».
Подобный политический экуменизм многое запутывает и не отражает реального положения вещей.
Нам предстоит разобраться, близки ли учения христианства и социализма между собой? И особо близко ли самому социализму — христианство как религия?
Что такое социализм? Стремление к тоталитарному обобществлению
Прежде всего, попытаемся определиться, что такое социализм?
Вариантов социализмов за последние сто лет мы повидали немало. И Ленин в России, и Мао в Китае, и Пол Пот в Камбодже, и левые правительства, приходившие во власть в Испании, во Франции, в Англии и много ещё где. Да и режим Гитлера в Германии, хотя и назывался национал-социалистическим, был носителем, прежде всего социалистических идеалов.
Всё это странное разнообразие называется социализмом.
Разницу между ними можно уловить только в степени последовательности проводимых самих социалистических идей. Где-то они с «триумфом» победителей применялись радикально и в полном объёме, где-то социалистам приходилось считаться с несоциалистическими силами и быть из тактических соображений непоследовательными.
Несмотря на это, в этом беспробудном разнообразии все же можно усмотреть нечто общее, базовое.
Социализм, как и туберкулез, — писал Иван Солоневич, — может родиться от нездоровой наследственности, от нездоровых условий жизни, от плохого питания. Он может иметь различные индивидуальные формы: легочный, костный, суставной, глазной и прочее. Но во всех случаях в его основе будет лежать все та же коховская палочка».
Я бы сформулировал основную идею социализма, его «палочку Коха», как стремление к тоталитарному обобществлению, к изъятию из единоличного пользования всего, что только можно изъять и передать в управление группе социалистов, которые осуществляют социализм в том или ином обираемом обществе. При этом чаще всего начинается все с национализации, то есть обобществления средств производства. Далее, если пришедшие к власти социалисты устанавливают свою диктатуру, дело доходит до обобществления частной собственности, денежных средств и прочих материальных ценностей. И где-то в будущем, в социалистических обществах всегда маячит обобществление детей, жен и даже мыслей отдельных индивидуумов.
В связи с этим наш отечественный «гений» социализма Ленин считал, что «социализм есть не что иное, как государственно-капиталистическая монополия» (Грозящая катастрофа и как с ней бороться, 1917). То есть, говоря внепартийным человеческим языком, социализм стремится к монополизации всего в руках социалистического государства, в случае с РСФСР, под управлением ленинской коммунистической партии большевиков.
Так как же социализм относится к религии и особенно к христианству?
Как настоящего христианства не бывает без Христа, так и подлинного, «научного» социализма не бывает без его классических вождей.
Когда мы хотим узнать что-либо аутентичное о христианстве, то мы обращаемся к Священному Писанию и/или к творениям христианских писателей.
Сделаем то же самое и в отношение к социализму. То есть обратимся к его классикам.
По Энгельсу религия — дело человеческого интеллекта, причем на примитивной его стадии, она «возникла в самые первобытные времена из самых невежественных, темных, первобытных представлений людей о своей собственной и об окружающей их внешней природе» (Энгельс. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии).
По Марксу «религия — это опиум для народов», она «лишь иллюзорное солнце, движущееся вокруг человека до тех пор, пока он не начинает двигаться вокруг себя самого» (К критике гегелевской философии). То есть до тех пор, пока человек не станет последовательным эгоцентристом и мерой всех вещей, заместив собою своего Творца. По Марксу человек не может стать «полноценным человеком», пока не откажется от веры в Бога.
Из такого взгляда понятно, почему Энгельс называл религию «величайшей консервативной силой», с которой надо бороться. Действительно, социализм и не мог выйти на мировую сцену, не стремясь подорвать веру в Бога.
Маркс же прямо требовал уничтожения религии. Он писал:
Упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование его действительного счастья. Требование отказа от иллюзий о своем положении есть требование отказа от такого положения, которое нуждается в иллюзиях» (К критике гегелевской философии).
То есть для того, чтобы взорвать историческую действительность, Маркс понимал, что необходимо уничтожение именно религии как основы самой действительности.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
В практической же области социалистические и коммунистические идеологи в отношении к религии из тактических соображений иногда относились как бы нейтрально. Например, в знаменитой Эрфуртской программе (1891) немецких марксистских социал-демократов шестой пункт звучал так: «религия дело частное», а Церковь и религиозные общества рассматривались как частные союзы. Подобные тактические уловки использовали и Ленин, и Сталин и даже современная КПРФ, устами её лидера поздравляющая граждан «С Рождеством Христовым».
Однако тактика тактикой, но стратегическая линия учения «научного социализма» была всегда резко отрицательна по отношению к религии. Она унаследована социализмом и коммунизмом от французских философов XVIII и их революции 1789 года. Для которых религия лишь обслуживала консервативную политику и потому была противником.
Для классиков социализма и их последователей христианство было идеологической базой всего «старого порядка», с его монархической властью и сословным строем. Оно сакрализировало, давало высшее религиозное освящение существующей власти.
Причина борьбы социализма с религией в том, что революционная идеология видела, что с ослаблением позиций христианства легче ниспровергнуть само общественно-политическое устройство монархий.
Христианство всегда было мировоззренческой альтернативой социализму, как истина — антиистине.
Были ли первые христиане римскими пролетариями, как говорили Маркс и Каутский?
Марксистские идеологи социализма объясняют появление христианства, как реакцию на обнищание римского пролетариата, как некое очередное противоречие между богатыми и бедными.
Но историческое христианство не было классово-экономическим движением, оно было сугубо религиозным и откровенным учением.
В христианских общинах были представлены не только бедные слои. Христианские общины были внесословными объединениями. Христианство принципиально не делает различий между богатыми и бедными, рабами и свободными (Колос. 3, 11). Чем глубоко и отличается от проповедников кровавой классовой борьбы.
Борьба социализма с христианством
В какой бы стране социалисты не участвовали во власти, везде они требуют отделения Церкви от государства, удаления всякого влияния Веры на школу и прекращения всяческой поддержки любых вероисповеданий.
Если же им удается установить свою диктатуру, то есть диктовать свою социалистическую волю обществу, то они начинают настоящую войну с религией. И чем последовательнее социалисты реализуют принципы социализма в жизнь завоеванного ими общества, тем более кровавыми становятся гонения на христианство.
Только недостаточное знание и, если можно так выразиться по отношению к социализму, «маловерие» в социалистические догмы или тактические соображения, могут смягчать религиозные гонения.
Смягчать антихристианские гонения способно также само время. Например, гонения при Ленине и при Сталине носили массовый и кровавый характер, при Хрущеве они были столь же массовыми, но уже не кровавыми и т.д.
Коммунистическая система в СССР была принципиально не реформируема, не улучшаема, без параллельного подрыва тем самым своих основ. Марксистко-ленинский догматизм конструкции не оставлял возможностей для своего улучшения. Советская власть, отказавшись от мировой революции и от беспощадной кровавой классовой борьбы внутри СССР, подорвала ключевую конструкцию всего режима — диктатуру партии и вскоре разрушило саму коммунистическую государственность введением демократических свобод. Коммунистическая партия Ленина и СССР могли жить только при жесткой сталинской классовой диктатуре и при стремлении к троцкистской мировой революции.
Социализм — новая вера, новая псевдорелигия прогресса
В истории социализма удивляет, прежде всего, его кровавая практика.
Если социалисты и коммунисты просто убеждены, что Бога нет, то откуда такие невообразимые гонения, превзошедшие своими масштабами гонения на первых христиан?
Не веришь, ну собственно и не верь. Почему надо устраивать террор и массовые убийства?
Почему социализм не справляется со своей ненавистью к христианству?
Вероятно, социализм просто не может существовать совместно с христианством, без борьбы. Как не может существовать зло рядом с добром, не пытаясь покорить его, уничтожить.
В первые века по Рождестве Христовом в Древнем Риме христиан считали опасной религиозной организацией, которая подрывает плюрализм вер признаваемых Империей и не почитает Императоров за богов. То есть в отношении христиан римские власти устраивали гонения, обвиняя их не только в подрыве государственного строя, но и религиозных традиций Первого Рима.
В Советском Союзе христиане были явной альтернативой коммунистической идеологии. Официальное дарвиновское учение о чисто физиологическом происхождении человека в процессе эволюции от обезьяны было противоположно христианскому творению человека, как существа духовного и физического самим Богом.
Проповедуемая партией большевиков классовая борьба была категорически неприемлема для христианского учения о любви к ближнему и даже к своему врагу. Экспроприация экспроприированного, коммунистический наукообразный вариант лозунга «грабь награбленного» и насильственное обобществление частной собственности, в христианстве категорически называется грехом и отвергается.
Развитие общества через революции, противоположно стремлению христианства изменять людей и общества через духовное развитие личности. Не пожелай жены своего ближнего, христианские семейные ценности в советском обществе пытаются сначала заменить «свободной любовью», коллонтаевской теорией «выпитого стакана» и введением государственной системы массовых абортов.
Коммунистическая идеология очень похожа на антихристианскую противоположность учения Христа. Она очень похожа на то учение, которое можно было бы ждать в земной действительности от Антихриста.
Социалисты действительно, часто говорят, о том, что социализм следует нравственным нормам христианства, но не исповедуют и отрицают Христа Спасителя. Это делается в целях партийной пропаганды своего учения для людей внешних.
Так же социалисты, пытающиеся совместить христианство и социализм не менее часто, предлагают нам некий «социализм», без Маркса, Энгельса, Ленина, атеизма, диктатуры пролетариата, без гонений на христианство, без массовых расстрелов, без классовой борьбы, даже без материализма, только с идеалами «свободы, равенства и братства».
Но христианские принципы не работают без Христа, да и претворяются в жизнь нехристианами-социалистами абсолютно выборочно и извращенно сообразно левым представлениям. Так же и «социализм» без главнейших социалистических идеологических догм является ли тем учением, о котором учили его классики? Повторюсь, как истинного христианства не бывает без Христа, так и истинного социализма не бывает без его вождей и их идей.
А вожди социализма, например, Август Бебель говорят, что: «христианство стремится» совершенно не «к тем же целям, что и социализм», что они «враждебны друг другу, как огонь и вода». И что «с ослаблением веры в Небо крепнут социалистические требования неба на земле».
Так же и христианские отцы, такие как Святитель Иларион (Троицкий), пишут, что всевозможные социалисты в христианстве отбрасывают «все его основное учение о личном подвиге покаяния и смирения» и берут и обсуждают «только то, что можно перетолковать на либерально-революционный лад» (Христианство и социализм).
Социализм, — продолжает православный Святитель, — это именно «тайна беззакония»(2 Сол. 2, 7), о которой пророчествовал святой апостол Павел… Говорить о каком бы то ни было соглашении социализма с христианством верующий совершенно не может. Социализм не только не наш, но он явный и опасный супостат наш. Он повинен во вражде к христианству и не заслуживает никакого снисхождения. Он враг наш.Это необходимо сознать каждому члену Церкви, и Церкви необходимо объявить об этом вслух всему миру. Если уклонение в ересь ведет за собою отлучение от Церкви, то уклонение в социализм – заблуждение, лютейшее всякой ереси, – тем более заслуживает того же наказания. «Кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят»(1 Корю 16, 22). А как любит Иисуса Христа социализм — это мы уже видели. Всех явных социалистов необходимо предать анафеме». (Христианство и социализм).
Вывод из всего сказанного может быть только один: истинное христианство и «научный» социализм не только не могут взаимосочетаться, но и как противоположные учения могут вести только непримиримую войну за человеческие души.