в память о возвещении Архангелом Гавриилом – благовестником тайн Божиих –
Пресвятой Деве Марии о воплощении и рождении от Нее Спасителя міра.
Когда в последние годы существования Ветхозаветной Церкви приблизилось время
вочеловечения Спасителя, нужно было, чтобы нашлась чистейшая, непорочнейшая,
святая Дева – сосуд, достойный воплотить Сына Божия. Таковым сосудом была
Божиим промыслом подготовлена Мария, отрасль святых праведных Иоакима (из рода
Царя Давида) и Анны (сестра Анны Елизавета была матерью Иоанна Предтечи). Жили
они в Назарете, однако по обету, данному родителями, дотоле бездетными,
вымоленная ими у Господа дочь Мария была ими посвящена Богу и с трех лет была
отдана жить при Иерусалимском храме.
Когда Марии исполнилось четырнадцать лет, по обычаю ей следовало оставить храм
и выйти замуж. Но Мария сказала священникам, что от рождения посвящена Богу и
желает всю жизнь соблюдать девство. Поскольку к этому времени родители ее
умерли, а при храме ей более оставаться было нельзя – Она была, по научению
священников ангелом, обручена ими ее благочестивому родственнику из Назарета,
80-летнему старцу Иосифу (у него уже было две дочери и четверо сыновей),
который также был потомок Царя Давида. Ему было наказано принять Марию,
заботиться о Ней и хранить Ее девство. Возвращение в Назарет никак не изменило Ее
молитвенной и праведной жизни.
Четыре месяца спустя в доме Иосифа в один из весенних дней Мария по обыкновению
была занята чтением – на этот раз книги пророка Исаии: «Се Дева во чреве
приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, еже есть сказаемо: с нами
Бог». И тут явился ей Архангел Гавриил со словами:
«Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Благословенна ты между женами!..» – и
благовестил о грядущем чудесном рождении от Нее Сына Божия, Который освободит
людей от греха, научит их любви к Богу и друг к другу.
Со смирением пречистая Мария приняла эту весть, но невольно вырвался у Нее
вопрос: «Как будет это со мной, когда Я мужа не знаю?» – Ангел Ей объясняет:
«Дух Святый найдет на Тебя, и сила Вышняго осенит Тебя; поэтому и рождаемое
свято и наречется Сыном Божиим». – «Се раба Господня: да будет Мне по слову
твоему!».
Совершилось это Благовестие в Назарете – потому «Имя Назарета священно для
христианина. Христа называли «Назарянином». Это прозвище было
написано и на Древе крестном, на котором Он пострадал за нас. А последователей
Христа называли «назореями»» («Сказания о земной жизни Пресвятой
Богородицы»).
Отмечать этот праздник стали с IV века. Праздник совпадает с Великим постом или
приходится на Светлую Седмицу (до среды включительно). Поэтому
продолжительность празднования его неодинакова. Если Благовещение случится до
Лазаревой субботы, то Церковь празднует его три дня, если в эту субботу – два,
а если в Страстную или Светлую Седмицы – один день. Очень редко случается, что
Благовещение совпадает с Пасхой и праздник как бы удваивается. Тогда Пасха
называется Кириопасхой. Такое совпадение было в 1817, 1828, 1912, 1991 годах.
Следующая Кириопасха будет в 2075 году (если дотоле просуществует мiр).
Пост же в дни Благовещения ослабляется. По своему величию праздник Благовещения
не отменяется даже в Страстную пятницу. Ради него в этот скорбный день
совершается литургия святого Иоанна Златоуста, а пост несколько ослабляется.
Благовещение было до революции одним из самых светлых, весенних праздников.
Существовал благочестивый обычай – в праздник Благовещения на Трубной площади,
где находился первый московский Птичий торг, выпускали на волю птиц из клеток в
знак того, что все живое радуется освобождению от греха и вести о пришествии
Бога. Эту традицию праздника Благовещения очень любил св. Патриарх Тихон, в
этот праздник он и закончил свой исповеднический путь, испустив к Богу свою
душу.