Москва, 4 июня — Наша Держава. Священномученик Андроник (Нико́льский) (1870—1918 гг,) архиепископ
Пермский и Кунгурский был членом истинно монархической организации —
Союза русского народа. Выступал против социализма и демократии, говорил,
что христианам не должно быть безразлично, при каком государственном
строе они живут. «Пусть никто не верит наговорам обольстителей, которые
говорят, что для христианина совершенно безразличен тот или иной порядок
гражданской жизни, — писал он в своих воззваниях.
Нет, поскольку мы до времени в этом мире живем, то и до времени,
определенного Господом, из этого мира не можем выйти (1Кор. 5,10). А
потому нам вовсе не безразлично — что совершается в гражданском нашем
быту, ибо тот или иной строй, те или иные порядки жизни могут
содействовать или препятствовать делу спасения».
Нет физической возможности привести слова всех Святых, высказывающихся о
необходимости и пользе Царской Власти для народов. Сделаем исключение
для главного апологета монархической Государственности Святителя
Филарета Московского: «Как небо, безспорно, лучше земли, и Небесное
лучше земного: то также безспорно лучшим на земле должно быть то, что
устроено по образу Небесному, чему и учил Бог Боговидца Моисея: Смотри,
сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе (Исх. 25,40) , то
есть, на высоте Боговидения.
Согласно с сим, Бог, по образу Своего Небесного единоначалия, устроил на
земле Царя; по образу Своего Вседержительства — Царя Самодержавного; по
образу Своего Царства непреходящего, продолжающегося от века и до века —
Царя наследственного. Благо народу и Государству, в котором единым,
всеобщим, светлым, сильным, всепроникающим, вседвижущим средоточием, как
солнце во вселенной, стоит Царь, свободно ограничивающий Свое
неограниченное Самодержавие волею Царя Небесного… Но вы возразите мне,
что душой Государства должен быть закон. Закон необходим, досточтим,
благотворен; но закон в хартиях и книгах есть мертвая буква: ибо сколько
раз можно наблюдать в Царствах, что закон в книге осуждает и наказывает
преступление, а между тем преступление совершается и остается
ненаказанным, закон в книге благоустрояет общественные здания и дела, а
между тем они расстраиваются. Закон мертвый в книге, оживает в деяниях, а
верховный Государственный деятель и возбудитель и одушевитель
подчиненных деятелей есть Царь».