храмов, монастырей, в январе 1918 г. конфисковали синодальную
типографию, 13 января вынесли такое же постановление о конфискации
Александро-Невской лавры.
нападение на лавру, при этом престарелый протоиерей Петр Скипетров,
призвавший красноармейцев не осквернять святыни, был убит, а митрополит
Петроградский Вениамин и наместник епископ Прокопий были арестованы. В
ответ на это в тот же день 19 января 1918 г. Патриарх Тихон
выпускает свое знаменитое Послание с анафемой большевицкой власти и
призывом к народному сопротивлению усиливающимся нападениям большевиков
на храмы и убийствам духовенства:
«Опомнитесь,
безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не
только жестокое дело, это – поистине дело сатанинское, за которое
подлежите вы огню гееннскому в жизни будущей – загробной и страшному
проклятию потомства в жизни настоящей – земной.Властию, данною Нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам
Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена
христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви
Православной. Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви
Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в
какие-либо общения…Власть, обещавшая водворить на Руси право и правду, обеспечить
свободу и порядок, проявляет всюду только самое разнузданное своеволие и
сплошное насилие над всеми и, в частности, над святой церковью
Православной. Где же предел этим издевательствам над церковью Христовой?
Как и чем можно остановить это наступление на нее врагов неистовых?
Зовем всех вас верующих и верных чад церкви: станьте на защиту
оскорбляемой и угнетаемой ныне святой матери нашей. Зовем всех вас,
верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и
угнетаемой ныне Святой Матери нашей… А если нужно будет и пострадать
за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти
страдания вместе с собою…А вы, братие архипастыри и пастыри, не медля ни одного часа в вашем
духовном делании, с пламенной ревностью зовите чад ваших на защиту
попираемых ныне прав Церкви Православной, немедленно устрояйте духовные
союзы, зовите не нуждою, а доброю волею становиться в ряды духовных
борцов, которые силе внешней противопоставят силу своего святого
воодушевления, и мы твердо уповаем, что враги Церкви будут посрамлены и
расточатся силою Креста Христова, ибо непреложно обетование Самого
Божественного Крестоносца: «Созижду Церковь Мою, и врата адовы не
одолеют ее»».
на первом же заседании второй сессии Собора, открывшейся на следующий
день 20 января 1918 г. Заседание было посвящено выработке мер
противоборства действиям властей и защиты Церкви. Известие о патриаршей
анафеме врагов Церкви и государства было разослано верующим через
посланников Собора. Они зачитывали его в храмах, призывали к сплочению
ради защиты Церкви.
совершении литургии, собором архиереев во главе с Патриархом и сонмом
прочего духовенства, включая членов Поместного Собора, «с выдающейся торжественностью был совершён «чин в неделю Православия»»;
во время которого «протодиак. Розов, став на возвышенную кафедру,
помещённую впереди архиерейского амвона близ солеи, прочитал исповедание
веры и провозгласил анафему еретикам, богоотступникам, хулителям святой
веры, а также «глаголющим хульная на святую веру нашу и возстающим на
святые храмы и обители, посягающим на церковное достояние, поношающим и
убивающим священников Господних и ревнителей веры отеческия»» («Московскія Церковныя Ведомости». 1918, № 6).
точнее – Церковь была лишена прав юридического лица и всего имущества,
созданного за предыдущее тысячелетие нашими предками. Была открыта
«законная» дорога жидовскому холокосту над Русским православным народом.