Москва, 30 ноября — Наша Держава. Новости этой недели дали богатую
пищу для размышлений на тему российского федерализма. В жарком споре с Ксенией
Собчак кинорежиссер Владимир Бортко раскритиковал существующую конституцию и
федеративное устройство государства: «Она называется Россия. Сейчас наша страна
— не Россия, а Российская Федерация, а это отдельное государство».
пищу для размышлений на тему российского федерализма. В жарком споре с Ксенией
Собчак кинорежиссер Владимир Бортко раскритиковал существующую конституцию и
федеративное устройство государства: «Она называется Россия. Сейчас наша страна
— не Россия, а Российская Федерация, а это отдельное государство».
Похоже, но
со знаком «плюс» высказался зампред Духовного управления мусульман Дамир
Мухаметдинов: «Российская Федерация – это не русское государство, она
федерация». И добавил: изучение русского языка в такой федерации является
необязательным. Довел мысль до логического конца, так сказать.
со знаком «плюс» высказался зампред Духовного управления мусульман Дамир
Мухаметдинов: «Российская Федерация – это не русское государство, она
федерация». И добавил: изучение русского языка в такой федерации является
необязательным. Довел мысль до логического конца, так сказать.
Российская история с федеративным
устройством началась еще при большевиках, которые внутри РСФСР – союзной
республики, создали целую матрешечную систему автономных республик, автономных
областей и округов, которая в частично измененном виде дошла до наших дней.
Делалось это из «ленинского» принципа – народы, проживавшие в великодержавной
России, были закабалены и угнетены и в качестве награды получали
административные единицы разного статуса – в зависимости от своей численности.
Кому-то повезло, и они получили союзную республику, после распада СССР
превратившуюся в национальное государство, а кому-то не совсем – тем были
предоставлены автономные республики, чуть позднее ставшие яблоком раздоров.
Абхазия, Чечня, Татарстан и Крым – всё это бывшие автономные республики.
Откажись большевики от своего принципа «всё во вред великороссам», и
современникам жилось бы чуть спокойнее.
устройством началась еще при большевиках, которые внутри РСФСР – союзной
республики, создали целую матрешечную систему автономных республик, автономных
областей и округов, которая в частично измененном виде дошла до наших дней.
Делалось это из «ленинского» принципа – народы, проживавшие в великодержавной
России, были закабалены и угнетены и в качестве награды получали
административные единицы разного статуса – в зависимости от своей численности.
Кому-то повезло, и они получили союзную республику, после распада СССР
превратившуюся в национальное государство, а кому-то не совсем – тем были
предоставлены автономные республики, чуть позднее ставшие яблоком раздоров.
Абхазия, Чечня, Татарстан и Крым – всё это бывшие автономные республики.
Откажись большевики от своего принципа «всё во вред великороссам», и
современникам жилось бы чуть спокойнее.
Но при наделении статусом
республик «справедливо» с точки зрения строителей нового государства был
обделен самый крупный народ – русские. Да, была создана РСФСР (обратите
внимание – не русская, а российская), но с самого начала она представляла собой
фиктивное образование, так как если в каждой из союзных республик существовало
республиканское отделение правящей партии, то у РСФСР его попросту не было.
Ленинградское дело 1949 года, по которому были расстреляны несколько виднейших
руководителей советского государства – Кузнецов, Вознесенский и Родионов, а
сотни чиновников подверглись заключению, ссылкам и увольнениям, по обвинению в
попытке наделить РСФСР партией союзного уровня, поставило жирную точку в
попытках пересмотра статуса «матери советского государства».
республик «справедливо» с точки зрения строителей нового государства был
обделен самый крупный народ – русские. Да, была создана РСФСР (обратите
внимание – не русская, а российская), но с самого начала она представляла собой
фиктивное образование, так как если в каждой из союзных республик существовало
республиканское отделение правящей партии, то у РСФСР его попросту не было.
Ленинградское дело 1949 года, по которому были расстреляны несколько виднейших
руководителей советского государства – Кузнецов, Вознесенский и Родионов, а
сотни чиновников подверглись заключению, ссылкам и увольнениям, по обвинению в
попытке наделить РСФСР партией союзного уровня, поставило жирную точку в
попытках пересмотра статуса «матери советского государства».
Сейчас РФ как наследница СССР –
не только в плане национальной преемственности, но и идейных основ, являет
собой довольно необычное государство. Это не уникальный случай ассиметричной
федерации, но если брать в расчет статус крупнейшего народа, к тому не только
количественно, но и качественно выполняющего функцию каркаса государственности,
наша история беспрецедентна.
не только в плане национальной преемственности, но и идейных основ, являет
собой довольно необычное государство. Это не уникальный случай ассиметричной
федерации, но если брать в расчет статус крупнейшего народа, к тому не только
количественно, но и качественно выполняющего функцию каркаса государственности,
наша история беспрецедентна.
Индия тоже федерация, но
настолько неупорядоченная и «цветущая» (и постоянно меняющаяся), что выделить
какой-то определенный принцип выделения штатов и союзных территорий невозможно.
Где-то их границы совпадают с районами проживания тех или иных этнических групп
(например, маратхи живут в штате Махараштра), а где-то нет (тамилы). Культура
хинди – крупнейшего относительно других, но не в абсолютном значении (всего 41%
населения) народа, стала базисом индийского национализма, которым
руководствуются нынешние власти этой страны. Хинди населяют два штата —
Уттар-Прадеш и Мадхья-Прадеш, но их область расселения затрагивает и соседние
федеративные единицы. До сих в Индии процветают сепаратистские движения,
требующие создания штатов на основе тех или иных этносов, но если ранее это
могло принести успех, то после победы на выборах националистической «Бхарати
Джаната парти» о своих мечтах сторонникам этнических движений лучше позабыть. В
любом случае, в Индии мы видим лишь языковое и культурное, но никак не
численное превосходство «главного» народа, к тому по своему статусу никак не
ущемленного и выдвигающего в правящие элиты деятелей, определяющих стратегию
развития государства.
настолько неупорядоченная и «цветущая» (и постоянно меняющаяся), что выделить
какой-то определенный принцип выделения штатов и союзных территорий невозможно.
Где-то их границы совпадают с районами проживания тех или иных этнических групп
(например, маратхи живут в штате Махараштра), а где-то нет (тамилы). Культура
хинди – крупнейшего относительно других, но не в абсолютном значении (всего 41%
населения) народа, стала базисом индийского национализма, которым
руководствуются нынешние власти этой страны. Хинди населяют два штата —
Уттар-Прадеш и Мадхья-Прадеш, но их область расселения затрагивает и соседние
федеративные единицы. До сих в Индии процветают сепаратистские движения,
требующие создания штатов на основе тех или иных этносов, но если ранее это
могло принести успех, то после победы на выборах националистической «Бхарати
Джаната парти» о своих мечтах сторонникам этнических движений лучше позабыть. В
любом случае, в Индии мы видим лишь языковое и культурное, но никак не
численное превосходство «главного» народа, к тому по своему статусу никак не
ущемленного и выдвигающего в правящие элиты деятелей, определяющих стратегию
развития государства.
Китай во многом заимствовал
советское административное устройство, оставшись при этом унитарным
государством. Впрочем, перенятый советский опыт пошел китайцам отнюдь не на
пользу. Синьцзян-Уйгурский и Тибетский автономные районы являются постоянными
источниками угрозы сецессии и беспорядков, а наличие за пределами собственно
Тибета в китайских провинциях Сычуань, Юньнань и Цинхай сразу девяти (!)
автономных округов, в которых фигурирует окончание «тибетский», создает почву
для претензий на эти территории тибетским националистам, которые, правда, ввиду
жесткой политики Пекина вынуждены скрываться за границей – в той же
конкурирующей с Китаем вышеупомянутой Индии, к примеру. Даже на примере другого
государства, в котором частично был внедрен советский опыт, становится
очевидно, что кем-кем, а администраторами «красные» были, мягко скажем,
неважными.
советское административное устройство, оставшись при этом унитарным
государством. Впрочем, перенятый советский опыт пошел китайцам отнюдь не на
пользу. Синьцзян-Уйгурский и Тибетский автономные районы являются постоянными
источниками угрозы сецессии и беспорядков, а наличие за пределами собственно
Тибета в китайских провинциях Сычуань, Юньнань и Цинхай сразу девяти (!)
автономных округов, в которых фигурирует окончание «тибетский», создает почву
для претензий на эти территории тибетским националистам, которые, правда, ввиду
жесткой политики Пекина вынуждены скрываться за границей – в той же
конкурирующей с Китаем вышеупомянутой Индии, к примеру. Даже на примере другого
государства, в котором частично был внедрен советский опыт, становится
очевидно, что кем-кем, а администраторами «красные» были, мягко скажем,
неважными.
Сложное – не значит полезное.
Особенно это касается сферы управления. Пересекаясь с национальной политикой,
советская система администрирования породила множество противоречий и
конфликтов, которые эхом из прошлого периодически отзываются уже в наши дни.
Устранить многие угрозы и риски можно было, реформировав федерацию на унитарных
началах, но пойдет ли на это в ближайшие годы руководство нашей страны –
достаточно дискуссионный вопрос.
Особенно это касается сферы управления. Пересекаясь с национальной политикой,
советская система администрирования породила множество противоречий и
конфликтов, которые эхом из прошлого периодически отзываются уже в наши дни.
Устранить многие угрозы и риски можно было, реформировав федерацию на унитарных
началах, но пойдет ли на это в ближайшие годы руководство нашей страны –
достаточно дискуссионный вопрос.
Дополнительно по теме НД рекомендует: