Москва, 15 ноября — Наша Держава (Олег Платонов). Союз Русского Народа возник в Петербурге для борьбы с революционерами,
сионистами и либерально-масонским отребьем, составлявшими «пятую
колонну» внутренних врагов Русского государства. С помощью Союза в
1905–1907 гг. из России были изгнаны десятки тысяч революционеров,
русофобов, экстремистов, осуществлявших подрывную деятельность против
России.
сионистами и либерально-масонским отребьем, составлявшими «пятую
колонну» внутренних врагов Русского государства. С помощью Союза в
1905–1907 гг. из России были изгнаны десятки тысяч революционеров,
русофобов, экстремистов, осуществлявших подрывную деятельность против
России.
Союз Русского Народа – самая массовая патриотическая организация
России начала ХХ века – объединил наиболее сознательную, национально
мыслящую часть Русского народа: горожан, помещиков, интеллигенцию.
В патриотической деятельности Союза Русского Народа принимали
участие выдающиеся общественные и государственные деятели, ученые,
писатели, люди искусства. Среди них сам св. царь Николай II, свв. Иоанн
Кронштадтский и будущий патр. Тихон, митр. Антоний (Храповицкий),
протоиер. Иоанн Восторгов, протоиер. Михаил Алабовский, архим.
Почаевской лавры Виталий (Максименко), архим. М. Гневушев;
государственные деятели (министры, члены Государственного Совета и
Государственной Думы): И.Г. Щегловитов, Н.А. Маклаков, А.А.
Римский-Корсаков, кн. А.А. Ширинский-Шихматов, Н.П. Муратов, Е.К.
Климович, кн. В.М. Волконский, А.С. Стишинский; ученые: академики Д.И.
Менделеев и А.И. Соболевский, профессора Б.В. Никольский, А.В.
Стороженко, А.С. Вязигин, Д.И. Иловайский, В.Ф. Залесский, С.В. Левашов,
Ю.А. Кулаковский, И.П. Сазанович; С.Ф. Шарапов, И.Е. Забелин, Г.В.
Бутми, А. Фролов, Г.Г. Замысловский, Л.А. Балицкий, А.С. Будилович;
писатели и публицисты: С.А. Нилус, В. В. Розанов, Л.А. Тихомиров, М.О.
Меньшиков, П.Ф. Булацель, К.Н. Пасхалов, П.А. Крушеван, Н.Д. Жевахов,
Н.Д. Тальберг, И.И. Дудниченко, А.П. Липранди, А. Муратов, Н.Д.
Облеухов, В.А. Балашов, Н.П. Тихменев, С.А. Кельцев, Д.Е. Куделенко,
М.А. Орфенов («Рязанец»), С.К. Глинка-Янчевский; художники: В.М.
Васнецов, М.В. Нестеров, П.Д. Корин.
Членами Союза могли быть только природные русские вне зависимости
от пола, возраста, сословий и состояния, но обязательно христиане –
православные, единоверцы, старообрядцы. Вступление в члены Союза лиц
некоренного русского происхождения и инородцев могло быть разрешено по
единогласному постановлению членов руководящего Союзом Совета.
Категорически запрещался прием в Союз евреев, даже в том случае, если
они принимали христианство.
Верховной целью Союза было развитие национального русского
самосознания и прочное объединение русских людей всех сословий и
состояний для общей работы на благо Отечества – России единой и
неделимой. В программе Союза провозглашалось, что благо Родины – в
незыблемом сохранении Православия, русского неограниченного Самодержавия
и Народности. Русский народ, говорилось в программных документах Союза,
– народ православный, а потому Православной Христианской Церкви,
которая, по мнению членов Союза, должна быть восстановлена на началах
соборности и состоять из православных, единоверцев и воссоединенных с
ними на одинаковых началах старообрядцев, должно быть предоставлено
первенствующее и господствующее в государстве положение. Самодержавие
русское создано народным разумом, благословлено Церковью и оправданно
историей; самодержавие – в единении царя с народом.
В документах Союза специально подчеркивалось, что его члены не
отождествляют царскую власть и современный бюрократический строй,
который заслонил светлую личность Русского царя от народа и присвоил
себе часть прав, составляющих исконную принадлежность Русской
самодержавной власти. Именно этот бюрократический строй привел Россию к
тяжелым бедствиям и потому подлежит коренному изменению.
При этом члены Союза стояли на той точке зрения, что изменения
действующего строя должны совершаться не путем ограничения прав царской
власти в форме каких бы то ни было конституционных или учредительных
собраний, а посредством создания Государственной Думы как органа,
осуществляющего связь между державной волей царя и национальным
сознанием народа. Причем Государственная Дума не должна пытаться
ограничить верховную царскую власть, а обязана правдивым осведомлением о
действительных нуждах народа и государства помогать царю – верховному
законодателю – осуществлять назревшие преобразования во благо Русского
народа. Для этого Государственная Дума должна быть чисто совещательной и
национально русской.
Важно подчеркнуть, что Союз Русского Народа, говоря о
Государственной Думе, вкладывал в это понятие значение чисто русской
организации Земского Собора. Думу, которая существовала в 1906–1907,
Союз Русского Народа считал чужеродной и не признавал; свое присутствие в
Государственной Думе, руководство которой осуществляли преимущественно
масоны, русские патриоты рассматривали как работу в стане врага, считая
необходимым упразднение этой чужеродной России организации и создание на
ее месте представительного органа русского духа – Земского Собора.
В документах Союза Русского Народа проводится мысль о
господствующем значении Русского народа в строительстве, развитии и
сохранении государства.
Русской народности (объединяющей великороссов, белорусов и
малороссов), собирательнице земли Русской, создавшей великое и
могущественное государство, принадлежит первенствующее значение в
государственной жизни и в государственном строительстве. Все учреждения
Российского государства объединяются в прочном стремлении к неуклонному
поддержанию величия России и преимущественных прав Русской народности,
но на строгих началах законности, «дабы множество инородцев, живущих в
нашем Отечестве, считали за честь и благо принадлежать к составу
Российской Империи и не тяготились бы своей зависимостью».
По земельному вопросу Союз Русского Народа стоял на позиции
расширения крестьянского землевладения на началах неприкосновенности
земельной собственности.
Союз предлагал целый ряд мероприятий для улучшения положения крестьян, в том числе:
1) уравнение имущественных и семейных прав крестьянского и прочих
сословий без каких-либо насильственных мер ни против общины, ни против
иных местных бытовых особенностей устройства крестьян;
2) передача земли малоземельным крестьянам на выгодных для них
условиях и по доступным ценам, в том числе путем покупки за счет
государства у частных владельцев;
3) увеличение помощи переселенцам для переезда на новые места;
4) создание государственных зернохранилищ для покупки крестьянского хлеба и выдачи под него ссуд;
5) учреждение и развитие мелкого государственного сельского кредита для поддержки мелких землевладельцев;
6) создание условий для облегчения крестьянам приобретения скота и улучшения сельскохозяйственных орудий.
По рабочему вопросу Союз Русского Народа стремился всеми мерами
способствовать облегчению труда и улучшению быта рабочих, сокращению
рабочего дня, страхованию рабочих на случай смерти, увечий, болезни и
старости. Союз настаивал на необходимости организации Русского
государственного промышленного банка с целью облегчения образования
рабочих и промышленных артелей и товариществ и снабжения их дешевыми
продуктами.
Свою программу Союз Русского Народа имел в области народного
хозяйства. Здесь он ставил своими задачами всеми мерами способствовать
развитию русской торговли и промышленности, освобождению их от
иностранной зависимости и засилья евреев и переводу в русские руки. В
числе главных экономических мероприятий, предлагаемых Союзом, в
частности, значились:
– увеличение количества денежных знаков путем уничтожения золотой валюты и введения национального кредитного рубля;
– освобождение русских финансов от подчинения иностранным рынкам;
– организация русских капиталистов на борьбу с еврейским и
иностранным капиталом, чтобы вызвать приток государственных капиталов на
арену борьбы русских предпринимателей с еврейскими и иностранными;
– уничтожение частных земельных банков, служащих эксплуатации
населения, и образование общегосударственного земельного банка;
– создание такой хозяйственной системы, при которой все без
исключения государственные заказы исполнялись бы в России, а не за
границей и чтобы на промышленные и мореходные предприятия, получающие
государственную поддержку, не допускались бы иностранцы;
– упорядочение внешней торговли посредством учреждения русских арбитражных комитетов и посреднических контор.
Союз Русского Народа требовал введения бесплатного всеобщего
народного образования, прежде всего земледельческого и ремесленного.
Школа в России должна быть национально русской и воспитывать юношество в
духе православных христианских начал: любви к Царю, Отечеству и
преданности долгу.
В части осуществления русского порядка Союз ставил себе задачу
добиваться всеми возможными методами устранения служебного произвола,
судебной волокиты и восстановления правосудия.
Союз настаивал на введении смертной казни за преступления против
государства и человеческой жизни, а также за грабеж; за недозволенное
приготовление, хранение, перевозку, ношение и употребление взрывчатых
веществ и снарядов революционерами; за укрывательство
террористов-боевиков; насильственное снятие с работ и закрытие
промышленных и торговых заведений; порчу мостов, путей и машин с целью
прекращения движения или остановки работы; за вооруженное сопротивление
властям и революционную пропаганду в войсках.
Союз Русского Народа, признавая, что Русский суд находится иногда
под влиянием евреев и благодаря этому весы правосудия пристрастно
наклоняются в их сторону, брал на себя обязательство отстаивать интересы
Русского правосудия и Русского народа в суде.
Союз настаивал на том, чтобы в судебном ведомстве прекратились
случаи покровительства революции. Поэтому члены Союза настаивали на
отстранении от должности тех чинов судебного ведомства, которые
принимали участие в политических партиях, враждебных Православию,
Самодержавию и Русской народности.
Особое значение Союз Русского Народа придавал решению так называемого еврейского вопроса.
«Евреи, – отмечалось в 1906 году в одном из документов Союза, – в
течение многих лет, и особенно в последние два года, вполне высказали
непримиримую ненависть к России и ко всему русскому, свое невероятное
человеконенавистничество, свою полную отчужденность от других
народностей и свои особые иудейские воззрения, которые под ближним
разумеют одного только еврея, а в отношении христиан допускают всякие
беззакония и насилия, до убийств включительно.
Как известно и как заявляли неоднократно сами евреи в своих
«манифестах» и прокламациях, переживаемая нами смута и вообще
революционное движение в России – с ежедневными убийствами десятков
верных долгу и присяге слуг Царя и Родины, – все это дело рук почти
исключительно евреев и ведется на еврейские деньги.
Русский народ, сознавая все это и имея полную возможность,
пользуясь своим правом хозяина земли Русской, мог бы в течение одного
дня подавить преступные желания евреев и заставить их всех преклониться
перед его волей, перед волей державного хозяина земли Русской, но,
руководствуясь высшими задачами христианского вероучения и слишком
сознавая свою силу для того, чтобы отвечать им насилием, избрал другой
путь для решения еврейского вопроса, являющегося одинаково роковым
вопросом для всех цивилизованных народов».
Чтобы решить еврейский вопрос мирным путем, Союз Русского Народа
предлагал способствовать организации еврейского государства в Палестине и
всячески помогать евреям переселиться в «свое государство».
Руководствуясь этим и веря в успешное осуществление данного
проекта, идущего навстречу желанию самих евреев, Союз Русского Народа
полагал, что поспешность осуществления этой задачи, несомненно,
отразилась бы на нормальном выполнении евреями их гражданских
обязанностей в странах, оказавших им гостеприимство, во вред народам,
среди которых они живут.
А потому Союз Русского Народа обязал своих представителей в
Государственной Думе требовать, чтобы все проживающие в России евреи
были немедленно признаны иностранцами, но без каких бы то ни было прав и
привилегий, предоставляемых всем прочим иностранцам. Такая мера в связи
с другими ограничительными мерами, несомненно, поддержала бы энергию
евреев в деле скорейшего переселения в собственное государство и
обзаведения собственным хозяйством.
Союз Русского Народа настаивал на введении целого ряда
ограничений для евреев. С трибуны Государственной Думы члены Союза, в
частности, требовали следующего:
1. Недопущения евреев ни в армию, ни во флот, ни военнослужащими,
ни по вольному найму, ни в интендантство; чтобы евреи не могли быть
военными врачами, фельдшерами и фармацевтами. (С другой стороны,
справедливо и необходимо заменить для евреев отбывание воинской
обязанности денежной; непрерывное же поступление этой денежной
повинности возложить на еврейское население с круговой порукой.)
2. Немедленного восстановления строгой черты еврейской оседлости в
прежних пределах, с предоставлением подлежащим обществам, входящим в
черту оседлости, права делать постановления о недопущении евреев в свои
пределы, а равно и о выселении из них; отмены всех законов, расширяющих
черту оседлости евреев, дабы были восстановлены законы, действовавшие по
ограничению проживания евреев до 1903 года;
3. Недопущения евреев на государственные и общественные службы;
воспрещения евреям принимать участие в выборах в общественные учреждения
и самоуправление, а равно иметь в них своих представителей
административной власти.
4. Недопущения евреев под каким бы то ни было видом в
Государственный Совет и Государственную Думу, ни к выборам в эти
организации.
5. Конфискации у евреев, уличенных в участиях в революционных действиях, всякого имущества, каковое поступает в казну.
6. Недопущения евреев ни в редакторы, ни в издатели периодических
изданий; воспрещения евреям иметь книжные магазины, типографии,
литографии.
Союз Русского Народа даже предлагал оказать еврейским
организациям материальную поддержку, чтобы ускорить процесс переселения
евреев в Палестину.
Идеи Союза Русского Народа приобрели широкую популярность.
В короткий срок Союз превратился в самую большую партию в России,
с собственной газетой «Русское Знамя» (выходила с ноября 1905-го).
Делая упор на массовую просветительскую работу путем открытия школ,
устройства чтений, собраний, бесед, распространения книг и брошюр,
издания своих газет и журналов, Союз вместе с тем превратился в активную
наступательную политическую силу. Для борьбы с революционерами члены
Союза объединяются в вооруженные дружины, участвуют в подготовке выборов
в Государственную Думу и органы местного самоуправления. Союз участвует
в строительстве церквей, открывает больницы и приюты, дома трудолюбия,
учреждает кассы взаимопомощи и промышленно-сберегательные товарищества
для материальной поддержки своих членов.
К концу 1907 г. Союз Русского Народа насчитывал около 400 местных
отделений, половина которых приходилась на сельскую местность. Число
членов Союза доходило до 400 тыс. человек, но это был только
патриотический актив. Общее число русских людей, связанных с
деятельностью Союза Русского Народа, составляло не менее 2 млн человек.
В 1908–10 гг. Союз Русского Народа разделился на три
самостоятельные патриотические организации: Союз Михаила Архангела (под
руководством В.М. Пуришкевича), Союз Русского Народа (под руководством
Н.Е. Маркова) и Всероссийский Дубровинский Союз Русского Народа.
России начала ХХ века – объединил наиболее сознательную, национально
мыслящую часть Русского народа: горожан, помещиков, интеллигенцию.
В патриотической деятельности Союза Русского Народа принимали
участие выдающиеся общественные и государственные деятели, ученые,
писатели, люди искусства. Среди них сам св. царь Николай II, свв. Иоанн
Кронштадтский и будущий патр. Тихон, митр. Антоний (Храповицкий),
протоиер. Иоанн Восторгов, протоиер. Михаил Алабовский, архим.
Почаевской лавры Виталий (Максименко), архим. М. Гневушев;
государственные деятели (министры, члены Государственного Совета и
Государственной Думы): И.Г. Щегловитов, Н.А. Маклаков, А.А.
Римский-Корсаков, кн. А.А. Ширинский-Шихматов, Н.П. Муратов, Е.К.
Климович, кн. В.М. Волконский, А.С. Стишинский; ученые: академики Д.И.
Менделеев и А.И. Соболевский, профессора Б.В. Никольский, А.В.
Стороженко, А.С. Вязигин, Д.И. Иловайский, В.Ф. Залесский, С.В. Левашов,
Ю.А. Кулаковский, И.П. Сазанович; С.Ф. Шарапов, И.Е. Забелин, Г.В.
Бутми, А. Фролов, Г.Г. Замысловский, Л.А. Балицкий, А.С. Будилович;
писатели и публицисты: С.А. Нилус, В. В. Розанов, Л.А. Тихомиров, М.О.
Меньшиков, П.Ф. Булацель, К.Н. Пасхалов, П.А. Крушеван, Н.Д. Жевахов,
Н.Д. Тальберг, И.И. Дудниченко, А.П. Липранди, А. Муратов, Н.Д.
Облеухов, В.А. Балашов, Н.П. Тихменев, С.А. Кельцев, Д.Е. Куделенко,
М.А. Орфенов («Рязанец»), С.К. Глинка-Янчевский; художники: В.М.
Васнецов, М.В. Нестеров, П.Д. Корин.
Членами Союза могли быть только природные русские вне зависимости
от пола, возраста, сословий и состояния, но обязательно христиане –
православные, единоверцы, старообрядцы. Вступление в члены Союза лиц
некоренного русского происхождения и инородцев могло быть разрешено по
единогласному постановлению членов руководящего Союзом Совета.
Категорически запрещался прием в Союз евреев, даже в том случае, если
они принимали христианство.
Верховной целью Союза было развитие национального русского
самосознания и прочное объединение русских людей всех сословий и
состояний для общей работы на благо Отечества – России единой и
неделимой. В программе Союза провозглашалось, что благо Родины – в
незыблемом сохранении Православия, русского неограниченного Самодержавия
и Народности. Русский народ, говорилось в программных документах Союза,
– народ православный, а потому Православной Христианской Церкви,
которая, по мнению членов Союза, должна быть восстановлена на началах
соборности и состоять из православных, единоверцев и воссоединенных с
ними на одинаковых началах старообрядцев, должно быть предоставлено
первенствующее и господствующее в государстве положение. Самодержавие
русское создано народным разумом, благословлено Церковью и оправданно
историей; самодержавие – в единении царя с народом.
В документах Союза специально подчеркивалось, что его члены не
отождествляют царскую власть и современный бюрократический строй,
который заслонил светлую личность Русского царя от народа и присвоил
себе часть прав, составляющих исконную принадлежность Русской
самодержавной власти. Именно этот бюрократический строй привел Россию к
тяжелым бедствиям и потому подлежит коренному изменению.
При этом члены Союза стояли на той точке зрения, что изменения
действующего строя должны совершаться не путем ограничения прав царской
власти в форме каких бы то ни было конституционных или учредительных
собраний, а посредством создания Государственной Думы как органа,
осуществляющего связь между державной волей царя и национальным
сознанием народа. Причем Государственная Дума не должна пытаться
ограничить верховную царскую власть, а обязана правдивым осведомлением о
действительных нуждах народа и государства помогать царю – верховному
законодателю – осуществлять назревшие преобразования во благо Русского
народа. Для этого Государственная Дума должна быть чисто совещательной и
национально русской.
Важно подчеркнуть, что Союз Русского Народа, говоря о
Государственной Думе, вкладывал в это понятие значение чисто русской
организации Земского Собора. Думу, которая существовала в 1906–1907,
Союз Русского Народа считал чужеродной и не признавал; свое присутствие в
Государственной Думе, руководство которой осуществляли преимущественно
масоны, русские патриоты рассматривали как работу в стане врага, считая
необходимым упразднение этой чужеродной России организации и создание на
ее месте представительного органа русского духа – Земского Собора.
В документах Союза Русского Народа проводится мысль о
господствующем значении Русского народа в строительстве, развитии и
сохранении государства.
Русской народности (объединяющей великороссов, белорусов и
малороссов), собирательнице земли Русской, создавшей великое и
могущественное государство, принадлежит первенствующее значение в
государственной жизни и в государственном строительстве. Все учреждения
Российского государства объединяются в прочном стремлении к неуклонному
поддержанию величия России и преимущественных прав Русской народности,
но на строгих началах законности, «дабы множество инородцев, живущих в
нашем Отечестве, считали за честь и благо принадлежать к составу
Российской Империи и не тяготились бы своей зависимостью».
По земельному вопросу Союз Русского Народа стоял на позиции
расширения крестьянского землевладения на началах неприкосновенности
земельной собственности.
Союз предлагал целый ряд мероприятий для улучшения положения крестьян, в том числе:
1) уравнение имущественных и семейных прав крестьянского и прочих
сословий без каких-либо насильственных мер ни против общины, ни против
иных местных бытовых особенностей устройства крестьян;
2) передача земли малоземельным крестьянам на выгодных для них
условиях и по доступным ценам, в том числе путем покупки за счет
государства у частных владельцев;
3) увеличение помощи переселенцам для переезда на новые места;
4) создание государственных зернохранилищ для покупки крестьянского хлеба и выдачи под него ссуд;
5) учреждение и развитие мелкого государственного сельского кредита для поддержки мелких землевладельцев;
6) создание условий для облегчения крестьянам приобретения скота и улучшения сельскохозяйственных орудий.
По рабочему вопросу Союз Русского Народа стремился всеми мерами
способствовать облегчению труда и улучшению быта рабочих, сокращению
рабочего дня, страхованию рабочих на случай смерти, увечий, болезни и
старости. Союз настаивал на необходимости организации Русского
государственного промышленного банка с целью облегчения образования
рабочих и промышленных артелей и товариществ и снабжения их дешевыми
продуктами.
Свою программу Союз Русского Народа имел в области народного
хозяйства. Здесь он ставил своими задачами всеми мерами способствовать
развитию русской торговли и промышленности, освобождению их от
иностранной зависимости и засилья евреев и переводу в русские руки. В
числе главных экономических мероприятий, предлагаемых Союзом, в
частности, значились:
– увеличение количества денежных знаков путем уничтожения золотой валюты и введения национального кредитного рубля;
– освобождение русских финансов от подчинения иностранным рынкам;
– организация русских капиталистов на борьбу с еврейским и
иностранным капиталом, чтобы вызвать приток государственных капиталов на
арену борьбы русских предпринимателей с еврейскими и иностранными;
– уничтожение частных земельных банков, служащих эксплуатации
населения, и образование общегосударственного земельного банка;
– создание такой хозяйственной системы, при которой все без
исключения государственные заказы исполнялись бы в России, а не за
границей и чтобы на промышленные и мореходные предприятия, получающие
государственную поддержку, не допускались бы иностранцы;
– упорядочение внешней торговли посредством учреждения русских арбитражных комитетов и посреднических контор.
Союз Русского Народа требовал введения бесплатного всеобщего
народного образования, прежде всего земледельческого и ремесленного.
Школа в России должна быть национально русской и воспитывать юношество в
духе православных христианских начал: любви к Царю, Отечеству и
преданности долгу.
В части осуществления русского порядка Союз ставил себе задачу
добиваться всеми возможными методами устранения служебного произвола,
судебной волокиты и восстановления правосудия.
Союз настаивал на введении смертной казни за преступления против
государства и человеческой жизни, а также за грабеж; за недозволенное
приготовление, хранение, перевозку, ношение и употребление взрывчатых
веществ и снарядов революционерами; за укрывательство
террористов-боевиков; насильственное снятие с работ и закрытие
промышленных и торговых заведений; порчу мостов, путей и машин с целью
прекращения движения или остановки работы; за вооруженное сопротивление
властям и революционную пропаганду в войсках.
Союз Русского Народа, признавая, что Русский суд находится иногда
под влиянием евреев и благодаря этому весы правосудия пристрастно
наклоняются в их сторону, брал на себя обязательство отстаивать интересы
Русского правосудия и Русского народа в суде.
Союз настаивал на том, чтобы в судебном ведомстве прекратились
случаи покровительства революции. Поэтому члены Союза настаивали на
отстранении от должности тех чинов судебного ведомства, которые
принимали участие в политических партиях, враждебных Православию,
Самодержавию и Русской народности.
Особое значение Союз Русского Народа придавал решению так называемого еврейского вопроса.
«Евреи, – отмечалось в 1906 году в одном из документов Союза, – в
течение многих лет, и особенно в последние два года, вполне высказали
непримиримую ненависть к России и ко всему русскому, свое невероятное
человеконенавистничество, свою полную отчужденность от других
народностей и свои особые иудейские воззрения, которые под ближним
разумеют одного только еврея, а в отношении христиан допускают всякие
беззакония и насилия, до убийств включительно.
Как известно и как заявляли неоднократно сами евреи в своих
«манифестах» и прокламациях, переживаемая нами смута и вообще
революционное движение в России – с ежедневными убийствами десятков
верных долгу и присяге слуг Царя и Родины, – все это дело рук почти
исключительно евреев и ведется на еврейские деньги.
Русский народ, сознавая все это и имея полную возможность,
пользуясь своим правом хозяина земли Русской, мог бы в течение одного
дня подавить преступные желания евреев и заставить их всех преклониться
перед его волей, перед волей державного хозяина земли Русской, но,
руководствуясь высшими задачами христианского вероучения и слишком
сознавая свою силу для того, чтобы отвечать им насилием, избрал другой
путь для решения еврейского вопроса, являющегося одинаково роковым
вопросом для всех цивилизованных народов».
Чтобы решить еврейский вопрос мирным путем, Союз Русского Народа
предлагал способствовать организации еврейского государства в Палестине и
всячески помогать евреям переселиться в «свое государство».
Руководствуясь этим и веря в успешное осуществление данного
проекта, идущего навстречу желанию самих евреев, Союз Русского Народа
полагал, что поспешность осуществления этой задачи, несомненно,
отразилась бы на нормальном выполнении евреями их гражданских
обязанностей в странах, оказавших им гостеприимство, во вред народам,
среди которых они живут.
А потому Союз Русского Народа обязал своих представителей в
Государственной Думе требовать, чтобы все проживающие в России евреи
были немедленно признаны иностранцами, но без каких бы то ни было прав и
привилегий, предоставляемых всем прочим иностранцам. Такая мера в связи
с другими ограничительными мерами, несомненно, поддержала бы энергию
евреев в деле скорейшего переселения в собственное государство и
обзаведения собственным хозяйством.
Союз Русского Народа настаивал на введении целого ряда
ограничений для евреев. С трибуны Государственной Думы члены Союза, в
частности, требовали следующего:
1. Недопущения евреев ни в армию, ни во флот, ни военнослужащими,
ни по вольному найму, ни в интендантство; чтобы евреи не могли быть
военными врачами, фельдшерами и фармацевтами. (С другой стороны,
справедливо и необходимо заменить для евреев отбывание воинской
обязанности денежной; непрерывное же поступление этой денежной
повинности возложить на еврейское население с круговой порукой.)
2. Немедленного восстановления строгой черты еврейской оседлости в
прежних пределах, с предоставлением подлежащим обществам, входящим в
черту оседлости, права делать постановления о недопущении евреев в свои
пределы, а равно и о выселении из них; отмены всех законов, расширяющих
черту оседлости евреев, дабы были восстановлены законы, действовавшие по
ограничению проживания евреев до 1903 года;
3. Недопущения евреев на государственные и общественные службы;
воспрещения евреям принимать участие в выборах в общественные учреждения
и самоуправление, а равно иметь в них своих представителей
административной власти.
4. Недопущения евреев под каким бы то ни было видом в
Государственный Совет и Государственную Думу, ни к выборам в эти
организации.
5. Конфискации у евреев, уличенных в участиях в революционных действиях, всякого имущества, каковое поступает в казну.
6. Недопущения евреев ни в редакторы, ни в издатели периодических
изданий; воспрещения евреям иметь книжные магазины, типографии,
литографии.
Союз Русского Народа даже предлагал оказать еврейским
организациям материальную поддержку, чтобы ускорить процесс переселения
евреев в Палестину.
Идеи Союза Русского Народа приобрели широкую популярность.
В короткий срок Союз превратился в самую большую партию в России,
с собственной газетой «Русское Знамя» (выходила с ноября 1905-го).
Делая упор на массовую просветительскую работу путем открытия школ,
устройства чтений, собраний, бесед, распространения книг и брошюр,
издания своих газет и журналов, Союз вместе с тем превратился в активную
наступательную политическую силу. Для борьбы с революционерами члены
Союза объединяются в вооруженные дружины, участвуют в подготовке выборов
в Государственную Думу и органы местного самоуправления. Союз участвует
в строительстве церквей, открывает больницы и приюты, дома трудолюбия,
учреждает кассы взаимопомощи и промышленно-сберегательные товарищества
для материальной поддержки своих членов.
К концу 1907 г. Союз Русского Народа насчитывал около 400 местных
отделений, половина которых приходилась на сельскую местность. Число
членов Союза доходило до 400 тыс. человек, но это был только
патриотический актив. Общее число русских людей, связанных с
деятельностью Союза Русского Народа, составляло не менее 2 млн человек.
В 1908–10 гг. Союз Русского Народа разделился на три
самостоятельные патриотические организации: Союз Михаила Архангела (под
руководством В.М. Пуришкевича), Союз Русского Народа (под руководством
Н.Е. Маркова) и Всероссийский Дубровинский Союз Русского Народа.
Олег ПЛАТОНОВ