Санкт-Петербург, 23 мая — Наша Держава. Современная музыка, ориентированная на запад, стала настолько безвкусной, однообразной и не несущей в себе совершенно никакой «музыкальной культуры», скорее наоборот, ведущая к деградации, что всё чаще хочется услышать что-то своё, родное. Ведь музыка оказывает большое влияние на всестороннее развитие человека и художественное познание мира. В связи с этим, к примеру, во времена Российской Империи, музыка в обществе ценилась очень высоко, как духовная, так и светская, также как и ценилось у человека музыкальное образование. Поэтому не удивительно, что Россия XVIII — XIX века славилась замечательными композиторами и музыкальными исполнителями, ничем не уступавшими иностранным. Сегодня же, мы вспомним о женщине, которая принимала непосредственное участие в создании Петербургской Консерватории и которая оставила заметный вклад в развитии культурной жизни России.
В обществе, Юлия Штуббе имела большой успех. Красивая, высокая ростом, оригинальная, решительная и обладающая красивым голосом, она привлекла внимание своего будущего супруга, ставшего впоследствии министром финансов, Александра Агеевича Абазы и 4 февраля 1862 года в Висбадене состоялось их бракосочетание.
Конечно же, после замужества, Юлии Фёдоровне пришлось оставить свою концертную деятельность. Выступала она теперь исключительно на благотворительных мероприятиях и в огромном зале своего особняка на Фонтанке, где открыла музыкальный салон, ставший известным на весь Петербург. Её частыми гостями были Чайковский, Достоевский, Рубинштейн, Тютчев (который посвяти ей даже проникновенные стихи), Тургенев, постоянно восхищавшийся её талантом, и многие другие известные лица той эпохи.
Юлия Абаза была строга в музыкальной и художественной оценке и всегда прямолинейна в своих отзывах, поэтому артисты очень дорожили её мнением. В 1859 году, совместно с известным русским композитором, пианистом и музыкальным педагогом Антоном Григорьевичем Рубинштейном, участвовала в создании Русского музыкального общества, которому суждено было сыграть важнейшую роль в поднятии всей отечественной музыкальной культуры.
Позже, в начале 1860-х годов, Юлия Фёдоровна принимала непосредственное участие в организации Петербургской консерватории, первого высшего музыкального учебного заведения в России. Создана консерватория была под непосредственным покровительством Великой Княгини Елены Павловны. Первым же директором стал Антон Рубинштейн, а Юлия Абаза — почётным членом.
Абаза много сил и средств отдавала и благотворительности. Она более сорока лет была попечительницей петербургского приюта имени Евгении Ольденбургской для арестанских детей. После смерти своего мужа в 1895 году, Юлия Фёдоровна покинула особняк на Фонтанке и переселилась на квартиру на Сергиевской улице, где и прожила до конца своих дней. Скончалась эта замечательная салонная певица 11 мая 1915 года и похоронена на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры.
Следует отметить, что дело Юлии Фёдоровны продолжает жить. Подвижничество Абазы в служении людям и музыке, побудили её потомков и преемников к возрождению музыкального салона её имени. И теперь, они регулярно устраивают вечера, которые позволяют окунуться в этот удивительный мир музыки.
На фото Юлия Абаза, 1890-е гг.
Мы в соцсетях:
— В «Телеграме» https://t.me/+VdUCPWevU3wxYjQy
— В контакте https://vk.com/club1082603?_smt=groups_list%3A1
— В Одноклассники https://ok.ru/nashaderzh
— Живой журнал https://nasha-derzhava.livejournal.com/
Соратники! В любой момент «Нашу Державу» (НД), расположенную на американской платформе, могут закрыть. мы готовы к переезду. Запишите адреса, по которым мы ответим на все ваши вопросы: skipetr@mail.ru и aleksey072@gmail.com (лучше писать сразу на два адреса).