Москва, 20 декабря – Наша Держава. Как
правильно понять, что кроется за понятием «смирение», и каким образом
оно достигается, рассказал профессор Московской духовной академии
Алексей Ильич Осипов.
Смирение
– понятие серьёзное, принципиальное крайне важное. С ним, к сожалению,
столько путаницы, «благодаря» атеистической пропаганде, а подчас просто
невежеству… Когда под смирением подразумевают покорность, раболепство
или человекоугодничество.
Под смирением кроются совсем другие вещи. Причём такие, которые на первый взгляд и представить себе трудно. Христос говорил:
«Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем».
И
этот кроткий и смиренный берёт кнут и изгоняет из храма продающих и
покупающих. Кнутом изгонять торгующих и опрокидывать столы.
Поразительно! Что же такое #смирение ?
Смирение
– это не внешние характеристики, о которых я сказал ранее. Смирение –
это то внутреннее состояние, которое возникает в человеке из реального
видения своих духовных сил в борьбе с грехом, со страстями.
Смирение
рождается из познания себя. В какой степени я, действительно, могу
противостоять всему тому, что является грехом и злом с христианской
точки зрение. В какой степени я могу себя понудить к тому, что является
добром в христианстве? Каким образом я это узнаю? Как я могу прийти к
этому?
У преподобного Симеона Нового Богослова есть такие слова:
«Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи».
То
есть открывает человеку его подлинные силы. Я не могу не объесться, сев
за стол. Я не могу не ответить на оскорбление. Если не отвечу словом,
то отвечу в мыслях.
Тщательное
исполнение, то есть понуждение себя к жизни по заповедям открывает мне
подлинную картину моих сил, моего духовного состояния. Оказывается, оно
очень плачевное. Вот здесь постепенно открывается видение самого себя. И
в человеке зарождается то чувство, то состояние, которое называется
смирением.
Оно имеет много ступеней. То, о чём я говорю сейчас – это самое первичное. О нём хорошо сказал преподобный Пётр Дамаскин:
«Первым признаком начинающегося здравия души является видение своих грехов бесчисленных, как песок морской».
Можно
было бы предположить, что это видение бесчисленных грехов своих может
вызвать в человеке отчаяние. Но… Если человек я живу по заповедям
Христовым и по Евангелию, параллельно тому, как открываются моему взору
мои немощи, идёт ко мне помощь Божья, любовь Божья. Эта любовь мне
помогает, исцеляет, питает.
И
чем больше открывается бездна падений, присутствовавшая во мне, тем с
большей силой открывается во мне любовь Божья, охраняющая и согревающая
меня.
Апостол
Павел говорил: «Трижды я молился, чтобы Бог отнял у меня ангела
сатанина, который пакости деял». До сих пор толкователи в недоумении,
что за ангел сатанин? То ли падучая была у него, то ли страсть какая его
одолевала? И каков же был ему ответ:
«Достаточно с тебя благодати моей, ибо сила моя в немощах совершится».
По
мере вот этого смирения Бог только и может приблизиться к человеку. Вы
понимаете, в чём дело? Пока действует моё «Я», мы словно говорим:
«Господи, отойди, без тебя справлюсь».
Помните,
как было в битве при Калке? Русские князья потерпели страшное поражение
от передового отряда монгольских войск. Каждый из князей рассчитывал в
одиночку справиться с неприятелем. Выходил со своей дружиной, её всю
перемалывали, выходил следующий… И так один за другим выходили князья и
погибали. Вот, что такое «Я». Я сам.
Так
же и здесь. Бог не может подступиться к человеку, пока есть его «Я».
Захочу и не буду пить. И идёт сам на борьбу с этой страстью по широкой
дороге. Если он захочет… Если он так говорит, он никогда не перестанет
пить.
Смирение
– это важнейшая категория духовной жизни. Только объективное осознание
без самооправдания открывает доступ действия Бога в мою сторону…
Дополнительно читать по теме: