Москва, 12 июля — Наша Держава (Михаил Назаров). Апостол Петр – простой рыбак – вместе со своим братом Андреем (который и привел Петра) был призван Самим Христом. Звали его Симоном, он был женат и имел двоих детей, а имя Петр (что значит камень) он получил от Господа.
На этом камне Петровой веры Господь обещал создать Церковь Свою, которую врата адовы не одолеют. Петр в числе трех любимейших учеников Спасителя присутствовал при всех особо важных событиях земной жизни Господа, явив однажды и человеческую слабость троекратного отречения от Него (Мф. 26; Мр. 14), и затем восстановления апостольского служения через горькое покаяние и троекратное исповедание любви к Спасителю (Ин. 21, 15-17).
Апостол Павел ранее звался Савлом, что значит «выпрошенный», «вымоленный». Он имел римское гражданство, получил серьезное религиозное образование, был ревнителем еврейского закона и страстным гонителем первых христиан, участвуя в убиении первомученика архидиакона Стефана, «дыша угрозами и убийством»; сам лично Христа не знал. Чудесное его обращение произошло по пути в Дамаск, куда он ехал для преследования христиан, но услышал голос Самого Христа: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян. 9). После этого он духовно прозрел, получил новое имя Павел и стал бесстрашным проповедником христианства.
Как видим, оба апостола показывают нам в своей земной жизни человеческие слабости и несовершенства (нет безгрешных людей) и возможность их преодоления с Божией помощью жертвенным служением Господу.
Оба апостола более других потрудились в деле евангельской проповеди: Петр – в основном среди иудеев, Павел – среди язычников.
Внук Ирода Великого, Ирод Агриппа Первый, в 42 году после Р. X. воздвиг гонение против христиан и заключил апостола Петра в темницу. Христиане, предвидя казнь апостола Петра, горячо за него молились. Ночью случилось чудо: в темницу к Петру сошел Ангел Божий, оковы спали с Петра, и он беспрепятственно ушел из темницы, никем не замеченный. Апостол Петр, творя чудеса, проповедовал Евангелие по берегам Средиземного моря, в Антиохии (где рукоположил ап. Еводия), в Малой Азии иудеям и прозелитам (язычникам, обращенным в иудейство), потом в Египте, где рукоположил Марка в первого епископа Александрийской церкви. Отсюда он перешел в Грецию (Ахаию) и проповедовал в Коринфе, потом проповедовал в Риме, Испании, Карфагене и Британии. Согласно преданию, апостол Марк написал свое Евангелие для римских христиан со слов апостола Петра. Среди новозаветных священных книг есть два Соборных (окружных) послания апостола Петра. Первое Соборное Послание апостола Петра обращено к «пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифании» — провинциях Малой Азии.
Апостол Павел проповедывал в Финикии, Сирии, Каппадокии, Галатии, Ликаонии, Памфилии, Карии, Ликии, Фригии, Мисии, Лидии, Македонии, в Италии, на островах Кипр, Лесбос, Самофракия, Самос, Патмос, Родос, Мелит, Сицилия и в других землях. Могущество проповеди его было столь велико, что иудеи не могли ничего противопоставить силе Павлова учения; язычники сами просили его проповедовать слово Божие и всем городом собирались слушать его. Его проповеди доходили до сердец не только простых людей, но и людей ученых и знатных. Сила слова апостола Павла сопровождалась чудесами: слово его исцеляло больных, поразило слепотой волшебника, воскресило мертвого, злые духи покидали одержимых. За благодеяния и пламенную проповедь Господь удостоил Своего верного ученика восхищения до третьего неба. По собственному признанию святого апостола Павла, он «был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 2-4). Вернувшись в Иерусалим, в 59 г. апостол Павел был взят под стражу римскими властями и оказался в заточении. Два года спустя как римский гражданин, по его желанию был отправлен в Рим на суд кесаря. Потерпев кораблекрушение у о. Мальты, апостол только летом 62 года достиг Рима, где пользовался большим снисхождением римских властей и свободно проповедовал. Апостол Павел написал 14 посланий, представляющих собой систематизацию христианского учения.
За усердную проповедь христианства оба апостола были казнены в Риме при императоре Нероне в один и тот же 67 год по Р.Х. Апостол Павел был усечен мечом как римский гражданин. Петр же был распят вниз головой: считая себя недостойным принять такую же казнь, какой подвергся Христос, Петр сам просил мучителей распять его головой вниз, желая даже во время смерти преклонить свою голову Господу. (Это событие художественно описано Генрихом Сенкевичем в книге «Камо грядеши, Господи».) Почитание святых апостолов Петра и Павла началось сразу же после их казни. Место их погребения было священно для первохристиан. В IV веке святым равноапостольным Константином Великим были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов в Риме и Константинополе. Мощи апостолов находятся в Риме, но ныне почитаются католиками уже заметно менее, чем гробницы их современных пап, куда стоят огромные очереди, в отличие от мощей апостолов.
Совершенно непохожие в начале своей жизни, один — рыбак, другой — ученый; один из призванных самыми первыми за глубокую веру, другой — из гонителей Христа, призванный последним (Павел не входит ни в число 12, ни в число 70 апостолов, упомянутых в Новом Завете), разными путями придя к Истине, они стали наиболее почитаемыми, ибо наиболее отличились своими трудами, описанными в Деяниях, за что Церковь именует апостолов Петра и Павла первоверховными. Это в назидание нам: пути к Господу различны, но суть одна – Служение и Любовь. Каждый из апостолов имел и свои особенности служения, среди них Господом не было установлено иерархии подчинения, которую потом выдумали католики, наделив особым статусом апостола Петра и превратив затем эту выдумку в догмат «непогрешимости» папы Римского. Этого вопроса мы коснемся в следующий день церковного календаря, который посвящен памяти всех первых 12 апостолов.
Первое послание к коринфянам Св. Ап. Павла
Глава 13
1. Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая, или кимвал звучащий.
2. Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так-что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто.
3. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, – нет мне в том никакой пользы.
4. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится.
5. не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
6. не радуется неправде, а сорадуется истине;
7. все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
8. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
Первое соборное послание Св. Ап. Петра
Глава 3
1. Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были,
2. когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие.
3. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде,
4. но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом…
7. Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах.