Москва, 16 мая — Наша Держава. В третью Неделю (воскресенье) по Пасхе Церковь отмечает память святых Жен Мироносиц
– Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы, Марии,
Сусанны и иных, которые первые услышали от Ангела радостную весть о Воскресении Христа,
потом сами увидели воскресшего Господа и благовестили о том Апостолам.
Вместе с Мироносицами воспоминаются также Иосиф и Никодим, послужившие
при погребении живоносного Тела Христова. По Вознесении Господа
на небо Жены Мироносицы пошли проповедовать о Нем. Марию Магдалину за
особенные миссионерские труды Церковь назвала равноапостольной. На Руси
издавна этот праздник был любим народом и считался «женским днем». Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
праздник — праздник святых жен по преимуществу. Недавно пришлось
слышать от одной из сестер: «Это наш праздник». Какое величайшее
заблуждение! Коли это действительно праздник жен, то не всех, а только
мудрых. Не всех жен, живших в дни земной жизни Иисуса Христа, вспоминаем
мы сегодня, а только тех, которые служили Ему, следовали за Ним, не
оставляли Его и в страшные минуты Его страданий и смерти.
празднуем ныне память тех жен, которые в час погребения Своего Господа и
Учителя «зрясте где Его полагаху» (Марк. 15:47). И когда Пречистое Тело
Его было положено в гроб, а двери гроба завалены камнем, не ушли, а
остались, «сидяще прямо гроба» (Мтф. 27:61). Они пришли ко гробу,
движимые великой любовью к своему Учителю для того, чтобы и в этот
последний час послужить Ему и, по иудейскому обычаю, умастить Его тело
ароматами. Не будучи в состоянии исполнить своего намерения, но,
возвратившись домой, еще до наступления субботы «уготоваша ароматы и
миро» (Лк. 23:56), чтобы по окончании субботнего покоя, на рассвете
первого дня новой недели, снова пойти ко гробу и помазать ароматами и
миром тело Иисуса. И они действительно идут ко гробу «во едину от
суббот», совсем рано, «еще сущей тьме» (Иоанн 20:1); идут, несмотря на
то, что знают, что вход завален камнем, которого они не в силах
отвалить, идут безрассудно, движимые верою и любовью к Распятому, и за
свою великую любовь получают величайшую радость первого благовестия о
Его Воскресении.
преимуществу, а вместе с ними и других евангельских жен, которые еще в
дни земной жизни Иисуса Христа с верою и любовию приходили к Нему,
припадали с молитвою к Его стопам и получали от Него исцеления и
прощение грехов. Вот кровоточивая жена, которая верила, что достаточно
ей прикоснуться к краю ризы Христовой, чтобы получить исцеление (Мтф. 9:
20, 22); жена хананеянка, дочь которой была исцелена по ее вере (Мтф.
15:21, 28); грешница, принесшая миро в дом фарисея, чтобы помазать им
ноги Христа Спасителя (Лк. 7:37-50). Наконец, это праздник и всех тех
жен, которые в разные времена жили в Церкви, отдали Господу все, что
имели, служили Ему от своих имений, и, прежде всего, приносили ему в дар
вce то доброе и прекрасное, чем Бог одарил женскую душу. Воистину он
может быть и нашим праздником, если мы в своей духовной жизни пойдем по
стопам этих великих жен.
Христу проходят в своей жизни через искушения и соблазны. Величайшие
соблазны были и у св. Апостолов, которые прошли через искушения
гордости, страха, уныния. Вспомните, как Апостолы спорили между собою о
том, кто из них будет первым в Царстве Небесном (Мтф. 20:20-28); (Мрк.
10:3-45) и др., об отречении Петра (Мтф. 26:69-75), предательстве Иуды
(Мтф. 26:14-16), наконец, о том, как «Апостолов лучшие» были отягощены
сном и не смогли бодрствовать со Христом ни на горе Преображения, ни в
час Его пламенной молитвы в Гефсиманском саду. Если такие искушения были
у Апостолов, то, наверное, еще более трудные соблазны пришлось пережить
женам, следовавшим за Христом. Св. Евангелисты не говорят нам о них
только потому, что в Евангелии они рассказывают лишь о том, что сами они
видели или слышали.
сталкивались в жизни св. жены, и вообще жены, желающие послужить Христу,
значительно отличаются от трудностей, которые стояли на пути св.
Апостолов, и это во многом обусловлено своеобразием женской души, в
отличие от души мужчины. Ведь женщина по-иному, чем мужчина,
воспринимает каждое явление окружающего нас мiра. Ум мужчины охватывает
самую сущность каждого дела, он склонен к обобщению всех жизненных
явлений, и результататы этого обобщения полагает в основу своих
действий. В противоположность этому, женщина обладает способностью в
каждом деле или событии видеть отдельные детали; в каждом человеке она
обращает внимание, главным образом, на его индивидуальные особенности,
часто даже на мелочи, мимо которых мужчина часто пройдет, даже не
заметив их. И это в значительной мере объясняется тем, что женщина в
свой подход к жизни и к людям вкладывает больше чувства и теплоты
душевной, чем мужчина.
всего можно понять, сравнивая отношение отца и матери к воспитанию
ребенка. Отец обычно намечает общее направление воспитания ребенка и
определяет принципы, которые кладутся в его основу, но зато он не всегда
входит в детали воспитания и не знает так хорошо все уголки жизни
ребенка, как знает и видит их любящее сердце матери. Эту же особенность
мы замечаем не только в жизни матери, но и вообще в жизни каждой женщины
и в ее отношении ко всем явлениям жизни.
есть путь чувства и, прежде всего, путь любви. Именно любовь дает ей
возможность следить за всеми мелочами жизни тех, кого она любит. Потому
что, если я люблю, то хочу все знать о любимом, ничего не упустить из
его жизни. Это драгоценное свойство женской души, которое может быть
положено в основу величайшего христианского делания – любовного
отношения к тем людям, с которыми Господь свел в этой жизни. Но эта же
особенность женской души может быть и величайшим препятствием для
развития нашей духовной жизни, так как женщины зачастую превращают ее из
основы христианского делания в карикатуру. Любовное и внимательное
отношение к мелочам жизни они обращают в мелочность, которая становится
почвой для развития гордости и тщеславия и, в результате, превращает
жизнь окружающих людей в настоящий ад.
говорит, что жена может спасти мужа, ибо «неверующий муж освящается
женой верующей…» (1 Кор. 7, 14). История Церкви знает много примеров
такого освящения. Так было с отцом Григория Богослова,
который обратился ко Христу по молитвам своей жены св. Нонны; то же
было с отцом св. Августина. А с другой стороны, жена может и погубить
своего мужа. И причиной этой гибели бывает обычно как раз мелочность
жены.
местах Книги Притчей Соломоновых. В одном месте Соломон сравнивает
сварливую жену с «водосточной трубой» (Притч. 19:13), собирающей в себе
все нечистоты и потом обливающей ими всех. «Мудрые жены, – как говорит
Соломон, – создаша домы», они идут по пути спасения мужа и всей семьи.
Злая же жена разрушает все духовное строительство, «раскопа руками
своими». (Притч. 14:1).
за их великую любовь к Спасителю, а так как именно любовь составляет
самую сущность духовного образа женщины, то это значит, что мы
прославляем их за выполнение задачи женщины. Женщина, так же как и
мужчина, должна развивать в себе те духовные свойства, которые заложены в
них Господом: муж должен быть главой и отцом семьи, он должен давать
общее направление ее жизни, а то, что в нем не хватает – восполнит жена,
влагая в жизнь семьи то, что составляет зерно ее собственной душевной
жизни. Так, помогая и восполняя друг друга, они вместе исполнят закон
Христов, по слову Апостола: «Друг друга тяготы носите, и так исполните
закон Христов». (Гал. 6, 2)…
Мироносиц: они первые приняли от Ангела благую весть о Воскресении
Христа и получили от Него повеление: «Проповедите Апостолом». И слово
проповеди принесло плод в жизнь вечную.
и многим другим, хотя и не проповедывали племенам и народам, но сеяли
слово Божие в своих семьях и принесли плод сторицею в своих великих
сыновьях…
(Проповеди священномученика иерея Сергия Мечева. «Надежда». 1993. № 17)
Шубарт (1897–1942), сравнивая западную материалистическую культуру с
русской православной, находил в первой агрессивные, «мужские» черты, в
русской же культуре — гармоничные, «женственные» (в его терминологии).
Ниже отрывок из его книги «Европа и душа Востока».
В ней с древнейших времен дан пробраз Мадонны, Матери Спасителя.
Культуры с женственными чертами являются творческими, художественными,
одаренными пониманием красоты. Сколько красоты разлито в земле Индии или
Эллады, чьей подлинной наследницей являются русские! Часто и
справедливо отмечают, что в каждом русском есть нечто от художника и
эстета… Когда инстинктивно азиатская склонность к женской сущности
встречается с осознанно христианским уважением к ней, можно ждать
удивительных результатов. Итогом такого совпадения, которое не
повторялось нигде и никогда на земле, стала русская женщина. Это одна из немногих счастливых случайностей на нашей планете.
из тех, кто был в России, выносят оттуда впечатление, что русская
женщина обладает более высокой ценностью, чем русский мужчина… Разные
народы дали разные образцы человеческих идеалов. У китайцев это мудрец, у
индусов — аскет, у римлян — властитель, у англичан и испанцев —
аристократ, у пруссаков — солдат, а Россия предстает идеалом своей
женщины. Достоевский был прав, возлагая на нее большие надежды.
женщина самым привлекательным образом объединяет в себе преимущества
своих западных сестер. С англичанкой она разделяет чувство женской
свободы и самостоятельности, не превращаясь при этом в «синий чулок». С
француженкой ее роднит духовная живость, без потуг сострить; она
обладает тонким вкусом француженки, тем же чувством красоты и
элегантности, не становясь жертвой тщеславного пристрастия к нарядам.
Она обладает добродетелями немецкой домохозяйки, не сводя жизнь к
кастрюлям; и она, как итальянка, обладает сильным чувством материнства,
не огрубляя его до животной любви. К этим качествам добавляются еще
грация и мягкость, свойственные только славянам…
женщина, по сравнению с русской, не может быть одновременно
возлюбленной, матерью и спутницей жизни. Ни одна другая не сочетает
столь искреннего стремления к образованию с заботой о практических
делах, и ни одна так не открыта навстречу красоте искусства и
религиозной истине…
она его победит. В этом мiровое предназначение русской женщины. Это
развитие идет уже полным ходом. Ведь это именно женщины первыми и
наиболее горячо отдаются пробуждающейся религии и затем пытаются
передать новую веру мужчинам в своем окружении… У нас есть серьезные
основания для надежды, что русский народ спасет именно русская женщина».
(5.8.1897 н.ст.–15.9.1942) – немецкий философ, был женат на русской
эмигрантке. После прихода к власти Гитлера эмигрировал из Германии в
Ригу, где в 1941 г. был арестован советскими органами и погиб в лагере в
Казахстане. Его книга «Европа и душа Востока» издана в полном и
комментированном переводе в издательстве «Русская идея».
Редакция «Нашей державы» от всей души поздравляет дорогих женщин — наших читательниц и авторов — с
Неделей святых жен-мироносиц, желает им счастья, любви, духовного и
телесного здравия, семейного благополучия!