Москва, 26 апреля — Наша Держава. Третья Неделя по Пасхе носит название Недели святых жен-мироносиц.
Святая Церковь в своем богослужении в 3-ю Неделю по Пасхе побуждает нас
перенестись мысленно от Голгофы ко гробу Христову и Его славному
Воскресению, весть о котором удостоились воспринять первыми
жены-мироносицы.
Святая Церковь в своем богослужении в 3-ю Неделю по Пасхе побуждает нас
перенестись мысленно от Голгофы ко гробу Христову и Его славному
Воскресению, весть о котором удостоились воспринять первыми
жены-мироносицы.
В богослужении этой Недели из
всех близких ко Христу учеников особенно трогательными чертами
описывается великий подвиг преданности и любви к своему Учителю и
Господу святых жен-мироносиц: «Почто мира с милостивными слезами, о,
ученицы, растворяете?»
всех близких ко Христу учеников особенно трогательными чертами
описывается великий подвиг преданности и любви к своему Учителю и
Господу святых жен-мироносиц: «Почто мира с милостивными слезами, о,
ученицы, растворяете?»
Пример жен-мироносиц
показывает, как много тепла, сострадания и любви Господь вложил в душу
женщины, которая, благодаря этому, способна на великие дела любви и
самопожертвования, если она будет жить во Христе и со Христом, как
заповедует апостол, «в неистлении кроткаго и молчаливаго духа» (1 Петр.
5, 4).
показывает, как много тепла, сострадания и любви Господь вложил в душу
женщины, которая, благодаря этому, способна на великие дела любви и
самопожертвования, если она будет жить во Христе и со Христом, как
заповедует апостол, «в неистлении кроткаго и молчаливаго духа» (1 Петр.
5, 4).
Жены-мироносицы (пам. 3-я Неделя по
Пасхе), последовательницы Иисуса Христа, первыми пришедшие к
погребальной пещере, где накануне было положено тело Господа, чтобы
совершить, по иудейскому обычаю, помазание благовонными маслами и
оплакать Его.
Пасхе), последовательницы Иисуса Христа, первыми пришедшие к
погребальной пещере, где накануне было положено тело Господа, чтобы
совершить, по иудейскому обычаю, помазание благовонными маслами и
оплакать Его.
Евангелия почти одними и теми же
выражениями повествуют о том, что во время распятия Христа мн. женщины,
«следовавшие за Ним из Галилеи» (Лк 23. 49), были там и смотрели издали
(Мф 27. 55-56; Мк 15. 40-41; Лк 23. 49; Ин 19. 24-27). В Ин 19. 25
сообщается в отличие от синоптических Евангелий, что «Матерь Его и
сестра Матери Его, Мария Клеопова и Мария Магдалина» вместе с ап.
Иоанном Богословом стояли рядом с Крестом. В период Его земного служения
многие из Ж.-м. служили Ему, в т. ч. и «имением своим» (Лк 8. 2-3).
После смерти Христа нек-рые из них участвовали в Его погребении
неподалеку от места казни (Мф 27. 59-61; Мк 15. 46-47; Лк 23. 53-55;
ср.: Ин 19. 40-42). По прошествии субботы, когда начался 1-й день
недели, они первыми пришли к погребальной пещере, чтобы помазать тело
Спасителя (Мк 16. 1), т. е. совершить необходимый погребальный обряд,
к-рый состоял в натирании умершего специальными благовонными смесями,
ослаблявшими на время скорость и запах разложения. Ж.-м. по-разному
представлены у евангелистов. Так, в Евангелии от Матфея упоминаются
только Мария Магдалина и «другая Мария» (Мф 28. 1); в Евангелии от Марка
— Мария Магдалина, Мария Иаковлева (ср.: Мк 15. 40) и Саломия (Мк 16.
1); в Евангелии от Луки — «Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать
Иакова, и другие с ними» (Лк 24. 10). По свидетельству евангелиста
Иоанна, из женщин в то утро дважды приходила ко гробу только Мария
Магдалина (Ин 20. 1-2, 11-18). Т. о., все Евангелия сообщают о
присутствии у погребальной пещеры Марии Магдалины, а синоптики совпадают
в свидетельстве о том, что она пришла ко гробу вместе с Марией, матерью
Иакова и Иосии, и матерью сыновей Зеведеевых (ср.: Мф 27. 56). У
евангелистов Марка и Луки в рассказе о хождении ко гробу фигурируют еще
Саломия и Иоанна соответственно.
выражениями повествуют о том, что во время распятия Христа мн. женщины,
«следовавшие за Ним из Галилеи» (Лк 23. 49), были там и смотрели издали
(Мф 27. 55-56; Мк 15. 40-41; Лк 23. 49; Ин 19. 24-27). В Ин 19. 25
сообщается в отличие от синоптических Евангелий, что «Матерь Его и
сестра Матери Его, Мария Клеопова и Мария Магдалина» вместе с ап.
Иоанном Богословом стояли рядом с Крестом. В период Его земного служения
многие из Ж.-м. служили Ему, в т. ч. и «имением своим» (Лк 8. 2-3).
После смерти Христа нек-рые из них участвовали в Его погребении
неподалеку от места казни (Мф 27. 59-61; Мк 15. 46-47; Лк 23. 53-55;
ср.: Ин 19. 40-42). По прошествии субботы, когда начался 1-й день
недели, они первыми пришли к погребальной пещере, чтобы помазать тело
Спасителя (Мк 16. 1), т. е. совершить необходимый погребальный обряд,
к-рый состоял в натирании умершего специальными благовонными смесями,
ослаблявшими на время скорость и запах разложения. Ж.-м. по-разному
представлены у евангелистов. Так, в Евангелии от Матфея упоминаются
только Мария Магдалина и «другая Мария» (Мф 28. 1); в Евангелии от Марка
— Мария Магдалина, Мария Иаковлева (ср.: Мк 15. 40) и Саломия (Мк 16.
1); в Евангелии от Луки — «Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать
Иакова, и другие с ними» (Лк 24. 10). По свидетельству евангелиста
Иоанна, из женщин в то утро дважды приходила ко гробу только Мария
Магдалина (Ин 20. 1-2, 11-18). Т. о., все Евангелия сообщают о
присутствии у погребальной пещеры Марии Магдалины, а синоптики совпадают
в свидетельстве о том, что она пришла ко гробу вместе с Марией, матерью
Иакова и Иосии, и матерью сыновей Зеведеевых (ср.: Мф 27. 56). У
евангелистов Марка и Луки в рассказе о хождении ко гробу фигурируют еще
Саломия и Иоанна соответственно.
Саломия, кроме
Мк 16. 1, упоминается в Мк 15. 40 (вместе с Марией Магдалиной и Марией,
матерью Иакова и Иосии). Сопоставляя Мк 15. 40 и Мф 27. 56, можно
предположить, что она и есть «мать сыновей Зеведеевых», которая
незадолго до входа Господня в Иерусалим просила у Него, чтобы он сделал
ее сыновей (Иакова и Иоанна) первыми после себя в Царстве Божием (Мф 20.
20-23).
Мк 16. 1, упоминается в Мк 15. 40 (вместе с Марией Магдалиной и Марией,
матерью Иакова и Иосии). Сопоставляя Мк 15. 40 и Мф 27. 56, можно
предположить, что она и есть «мать сыновей Зеведеевых», которая
незадолго до входа Господня в Иерусалим просила у Него, чтобы он сделал
ее сыновей (Иакова и Иоанна) первыми после себя в Царстве Божием (Мф 20.
20-23).
Об Иоанне, кроме как в Лк 24.10,
евангелист Лука говорит еще в Лк 8. 3, когда перечисляет по именам
учениц Христа, следовавших за Ним по Галилее. Там она называется «женой
Хузы, домоправителя Иродова» (имеется в виду царь Ирод Антипа). Больше о
ней в НЗ не упоминается. Видимо, евангелист, если ему было известно
Евангелие от Марка, хотел при помощи выражения «и остальные с ними»
гармонизировать сообщение евангелиста Марка с имеющимися у него
сведениями о тех, кто находились тогда около гроба. Если же этого
Евангелия не было в его распоряжении, то он, вероятно, просто обобщил в
этой фразе все имевшиеся у него сведения о женщинах, к-рые пришли к
гробнице Спасителя. Иоанну же он удостоивает упоминания по имени в
рассказе о посещении пустой гробницы вместе с 2 также названными по
имени женщинами, стремясь подчеркнуть, как предполагает Дж. Нолленд,
важность ее служения Господу и апостолам своим богатством.
евангелист Лука говорит еще в Лк 8. 3, когда перечисляет по именам
учениц Христа, следовавших за Ним по Галилее. Там она называется «женой
Хузы, домоправителя Иродова» (имеется в виду царь Ирод Антипа). Больше о
ней в НЗ не упоминается. Видимо, евангелист, если ему было известно
Евангелие от Марка, хотел при помощи выражения «и остальные с ними»
гармонизировать сообщение евангелиста Марка с имеющимися у него
сведениями о тех, кто находились тогда около гроба. Если же этого
Евангелия не было в его распоряжении, то он, вероятно, просто обобщил в
этой фразе все имевшиеся у него сведения о женщинах, к-рые пришли к
гробнице Спасителя. Иоанну же он удостоивает упоминания по имени в
рассказе о посещении пустой гробницы вместе с 2 также названными по
имени женщинами, стремясь подчеркнуть, как предполагает Дж. Нолленд,
важность ее служения Господу и апостолам своим богатством.
Больше
всего споров у толкователей вызывал и до сих пор вызывает вопрос
идентификации «Марии, матери Иакова меньшего и Иосии» (Иосета — Мк 15.
40) или Иосифа по греч. тексту ( Мф 27. 56). На этот счет имеются 2
основные т. зр.: Марию (названную в Мф 27. 61 «другая Мария») блж.
Иероним Стридонский отождествлял с Марией Клеоповой (Ин 19. 25), сестрой
Богородицы и женой упоминаемого в Лк 24. 18 Клеопы. Согласно др.
толкованию, к-рого придерживался, в частности, свт. Иоанн Златоуст,
именно Богородица упоминается среди Ж.-м. в Евангелии от Матфея под
именем «Марии, матери Иакова и Иосии» (Мф 27. 56), а также — «другой
Марии» (Мф 27. 61; 28. 1). Блж. Феофилакт Болгарский пишет: «Под Марией,
матерью Иакова, разумей Богородицу, ибо Ее так называли как мнимую мать
Иакова, сына Иосифова, я разумею брата Божия». О том, что «другая
Мария» и Богородица — одно лицо, говорится в синаксарном чтении во Св.
Неделю Пасхи. Из совр. исследователей подобную интерпретацию отстаивает,
напр., Дж. Кроссан, к-рый предполагает, что евангелист Марк не называет
эту Марию Матерью Иисуса потому, что, как он считает, она не была
последовательницей Христа во время Его земной жизни (см.: Мк 3. 21,
31-35; 6. 4), и поэтому предпочитает отличать ее от одноименных женщин
путем указания детей, пусть даже и приемных.
всего споров у толкователей вызывал и до сих пор вызывает вопрос
идентификации «Марии, матери Иакова меньшего и Иосии» (Иосета — Мк 15.
40) или Иосифа по греч. тексту ( Мф 27. 56). На этот счет имеются 2
основные т. зр.: Марию (названную в Мф 27. 61 «другая Мария») блж.
Иероним Стридонский отождествлял с Марией Клеоповой (Ин 19. 25), сестрой
Богородицы и женой упоминаемого в Лк 24. 18 Клеопы. Согласно др.
толкованию, к-рого придерживался, в частности, свт. Иоанн Златоуст,
именно Богородица упоминается среди Ж.-м. в Евангелии от Матфея под
именем «Марии, матери Иакова и Иосии» (Мф 27. 56), а также — «другой
Марии» (Мф 27. 61; 28. 1). Блж. Феофилакт Болгарский пишет: «Под Марией,
матерью Иакова, разумей Богородицу, ибо Ее так называли как мнимую мать
Иакова, сына Иосифова, я разумею брата Божия». О том, что «другая
Мария» и Богородица — одно лицо, говорится в синаксарном чтении во Св.
Неделю Пасхи. Из совр. исследователей подобную интерпретацию отстаивает,
напр., Дж. Кроссан, к-рый предполагает, что евангелист Марк не называет
эту Марию Матерью Иисуса потому, что, как он считает, она не была
последовательницей Христа во время Его земной жизни (см.: Мк 3. 21,
31-35; 6. 4), и поэтому предпочитает отличать ее от одноименных женщин
путем указания детей, пусть даже и приемных.
Что
касается отождествления «другой Марии» с «Марией Клеоповой», то здесь
возникают трудности с тем, что значит определение «Клеопова»: «мать
Клеопы», «сестра Клеопы» или, что наиболее вероятно, «жена Клеопы».
Решить это однозначно невозможно в силу скудости документальных
свидетельств об этой Марии. Однако «женой Клеопы» считал ее уже
раннехрист. автор Егесипп. Кроме того, остается спорным, относится ли
выражение «сестра Матери Его» в Ин 19. 25 к указанной Марии, или оно
указывает на еще одну не названную по имени женщину, стоявшую у Креста
Христова. Евсевий Кесарийский считал, что под «другой Марией» нужно
понимать вторую Марию из Магдалы, почему она и названа так, чтобы
отличать ее от Марии, называемой Магдалиной, однако это мнение не
получило широкого распространения.
касается отождествления «другой Марии» с «Марией Клеоповой», то здесь
возникают трудности с тем, что значит определение «Клеопова»: «мать
Клеопы», «сестра Клеопы» или, что наиболее вероятно, «жена Клеопы».
Решить это однозначно невозможно в силу скудости документальных
свидетельств об этой Марии. Однако «женой Клеопы» считал ее уже
раннехрист. автор Егесипп. Кроме того, остается спорным, относится ли
выражение «сестра Матери Его» в Ин 19. 25 к указанной Марии, или оно
указывает на еще одну не названную по имени женщину, стоявшую у Креста
Христова. Евсевий Кесарийский считал, что под «другой Марией» нужно
понимать вторую Марию из Магдалы, почему она и названа так, чтобы
отличать ее от Марии, называемой Магдалиной, однако это мнение не
получило широкого распространения.
Исследователями
было указано на противоречие в Евангелиях относительно обряда
помазания: в синоптических Евангелиях при описании положения тела
Спасителя в гробницу не говорится о помазании и подчеркивается желание
Ж.-м., придя к могиле, помазать его; в Евангелии от Иоанна же
рассказывается о том, что тело Христа было помазано Иосифом из Аримафеи и
Никодимом перед помещением его в гробницу. Высказывались разные
предположения о причинах этих расхождений: напр., слова о действиях
Никодима считаются редакторской вставкой евангелиста Иоанна, при помощи
которой он хотел подчеркнуть мужественное ученичество как самого
Никодима, так и Иосифа. Еп. Кассиан (Безобразов), однако, допускает
возможность исторического разрешения этого противоречия: «Иосиф и
Никодим, с одной стороны, и женщины, с другой, действовали независимо
друг от друга. Возможно, что верные галилеянки и не знали тайных
учеников».
было указано на противоречие в Евангелиях относительно обряда
помазания: в синоптических Евангелиях при описании положения тела
Спасителя в гробницу не говорится о помазании и подчеркивается желание
Ж.-м., придя к могиле, помазать его; в Евангелии от Иоанна же
рассказывается о том, что тело Христа было помазано Иосифом из Аримафеи и
Никодимом перед помещением его в гробницу. Высказывались разные
предположения о причинах этих расхождений: напр., слова о действиях
Никодима считаются редакторской вставкой евангелиста Иоанна, при помощи
которой он хотел подчеркнуть мужественное ученичество как самого
Никодима, так и Иосифа. Еп. Кассиан (Безобразов), однако, допускает
возможность исторического разрешения этого противоречия: «Иосиф и
Никодим, с одной стороны, и женщины, с другой, действовали независимо
друг от друга. Возможно, что верные галилеянки и не знали тайных
учеников».
Мн. толкователи обращали и обращают
внимание на упоминание евангелистом Иоанном в рассказе о приходе ко
гробу только одной Марии Магдалины (Ин 20. 1). Блж. Августин, обсуждая
эту особенность 4-го Евангелия, говорит, что Мария Магдалина была
упомянута потому, что «пламенела большей любовью», при этом
подразумевались и др. вместе с ней, но о них он умолчал. В пользу
согласованности сообщения Евангелия от Иоанна с сообщениями
синоптических Евангелий говорит выражение Марии «и не знаем» (Ин 20. 2),
т. е. тем самым намекается на присутствие др. женщин у гроба вместе с
Марией. Однако дискуссия о значении этого выражения не прекращается.
Многие исследователи при этом пытаются объяснить указанное расхождение
между Евангелиями или намерением евангелиста Иоанна драматизировать
сцену явления Воскресшего, или особым положением Марии Магдалины в
первоначальной Церкви и т.п.
внимание на упоминание евангелистом Иоанном в рассказе о приходе ко
гробу только одной Марии Магдалины (Ин 20. 1). Блж. Августин, обсуждая
эту особенность 4-го Евангелия, говорит, что Мария Магдалина была
упомянута потому, что «пламенела большей любовью», при этом
подразумевались и др. вместе с ней, но о них он умолчал. В пользу
согласованности сообщения Евангелия от Иоанна с сообщениями
синоптических Евангелий говорит выражение Марии «и не знаем» (Ин 20. 2),
т. е. тем самым намекается на присутствие др. женщин у гроба вместе с
Марией. Однако дискуссия о значении этого выражения не прекращается.
Многие исследователи при этом пытаются объяснить указанное расхождение
между Евангелиями или намерением евангелиста Иоанна драматизировать
сцену явления Воскресшего, или особым положением Марии Магдалины в
первоначальной Церкви и т.п.
Давая общую
богословскую характеристику рассказу о хождении Ж.-м. ко гробу,
библеисты указывают в описании эпизода с мироносицами в Евангелии от
Марка на наличие элемента иронии: Иисус не только Мессия (ср.: Мк 14.
3), Он уже воскрес, и поэтому умастить Его тело после смерти уже
невозможно. «Ирония по отношению к женщинам за непонимание ими ситуации
присутствует и в описании их беспокойства по поводу поиска человека,
к-рый помог бы им откатить камень (Мк 16. 3), ибо камень был «…весьма
велик» (Мк 16. 4)». «В целом Мк 16. 1-4 сосредоточивается на непонимании
ситуации женщинами (к-рые играют у Марка немалую роль в раскрытии темы
ученичества) и ведет читателя к восприятию Божественного вмешательства
как единственно возможной разгадки этой ситуации». Евангелист Матфей во
многом следует за Марком, но в отличие от него не подчеркивает
заблуждения женщин, собиравшихся помазать тело Иисуса благовониями, ему
важнее тема свидетельства женщин (ср.: Мф 27. 56, 61). Кроме того,
возможно, что в Евангелии от Матфея с его умолчанием, как и в Евангелии
от Иоанна, о погребальном помазании идет речь об обычае посещения
недавно умершего, чтобы точно убедиться в его смерти — «…посмотреть
гроб» (Мф 27. 61).
богословскую характеристику рассказу о хождении Ж.-м. ко гробу,
библеисты указывают в описании эпизода с мироносицами в Евангелии от
Марка на наличие элемента иронии: Иисус не только Мессия (ср.: Мк 14.
3), Он уже воскрес, и поэтому умастить Его тело после смерти уже
невозможно. «Ирония по отношению к женщинам за непонимание ими ситуации
присутствует и в описании их беспокойства по поводу поиска человека,
к-рый помог бы им откатить камень (Мк 16. 3), ибо камень был «…весьма
велик» (Мк 16. 4)». «В целом Мк 16. 1-4 сосредоточивается на непонимании
ситуации женщинами (к-рые играют у Марка немалую роль в раскрытии темы
ученичества) и ведет читателя к восприятию Божественного вмешательства
как единственно возможной разгадки этой ситуации». Евангелист Матфей во
многом следует за Марком, но в отличие от него не подчеркивает
заблуждения женщин, собиравшихся помазать тело Иисуса благовониями, ему
важнее тема свидетельства женщин (ср.: Мф 27. 56, 61). Кроме того,
возможно, что в Евангелии от Матфея с его умолчанием, как и в Евангелии
от Иоанна, о погребальном помазании идет речь об обычае посещения
недавно умершего, чтобы точно убедиться в его смерти — «…посмотреть
гроб» (Мф 27. 61).
Евангелист Лука, так же как
евангелист Матфей, пересматривает список имен и добавляет фразу «и
другие с ними» (Лк 24. 10), усиливая тем самым роль женщин как
свидетельниц воскресения Иисуса Христа. Что касается Евангелия от
Иоанна, то «все четыре эпизода главы 20 изображают кризис веры,
поскольку участники (в т. ч. и Мария Магдалина.- П. Л.) событий,
предшествовавших и последовавших за Воскресением, не понимают до конца
всего происходящего». Но Христос Сам помогает им прийти к полному
постижению Воскресения через откровение Своей божественной природы. Свт.
Иоанн Златоуст подчеркивает в своем толковании рассказа о хождении ко
Гробу Спасителя «мужество женщин… пламенную любовь… щедрость в
издержках… решимость на самую смерть», призывая христиан подражать им.
евангелист Матфей, пересматривает список имен и добавляет фразу «и
другие с ними» (Лк 24. 10), усиливая тем самым роль женщин как
свидетельниц воскресения Иисуса Христа. Что касается Евангелия от
Иоанна, то «все четыре эпизода главы 20 изображают кризис веры,
поскольку участники (в т. ч. и Мария Магдалина.- П. Л.) событий,
предшествовавших и последовавших за Воскресением, не понимают до конца
всего происходящего». Но Христос Сам помогает им прийти к полному
постижению Воскресения через откровение Своей божественной природы. Свт.
Иоанн Златоуст подчеркивает в своем толковании рассказа о хождении ко
Гробу Спасителя «мужество женщин… пламенную любовь… щедрость в
издержках… решимость на самую смерть», призывая христиан подражать им.
Рассказ
о Марии Магдалине, пришедшей на могилу Спасителя с др. женщинами,
сохранился также среди дошедших до наст. времени фрагментов
апокрифического Евангелия от Петра (12. 50-54; 13. 55-57), составленного
во II в. Он, за исключением незначительных деталей, не содержит ничего
нового по сравнению с рассказами канонических Евангелий, видимо являясь
эклектическим текстом.
о Марии Магдалине, пришедшей на могилу Спасителя с др. женщинами,
сохранился также среди дошедших до наст. времени фрагментов
апокрифического Евангелия от Петра (12. 50-54; 13. 55-57), составленного
во II в. Он, за исключением незначительных деталей, не содержит ничего
нового по сравнению с рассказами канонических Евангелий, видимо являясь
эклектическим текстом.
Редакция «Нашей державы» от души поздравляет дорогих женщин — наших читательниц и авторов — с
Неделей святых жен-мироносиц, желает им счастья, любви, духовного и
телесного здравия, семейного благополучия!
Неделей святых жен-мироносиц, желает им счастья, любви, духовного и
телесного здравия, семейного благополучия!