Москва, 13 марта — Наша Держава (Михаил Назаров). Прощёное воскресенье – последнее воскресенье перед Великим постом, последний день Масленицы.
Этот день еще называется «сыропустом», потому что им оканчивается
ядение сыра, масла и яиц. В этот день все православные просят друг у
друга прощения – чтобы приступить к посту с доброй душой,
сосредоточиться на духовной жизни с чистым сердцем встретить Пасху –
день Воскресения Христова.
Этот день еще называется «сыропустом», потому что им оканчивается
ядение сыра, масла и яиц. В этот день все православные просят друг у
друга прощения – чтобы приступить к посту с доброй душой,
сосредоточиться на духовной жизни с чистым сердцем встретить Пасху –
день Воскресения Христова.
Многим бывает трудно просить у других прощение из-за гордости.
Церковь идет на помощь нам. Установлен день, когда мы искренне можем
избавиться от накопившихся обид и неприязни. В воскресный день за
Божественной литургией звучит предупреждение словами Христа: «Ибо
если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец наш
Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не
простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15). Затем на вечернем
богослужении совершается чин прощения. Священник подает пример и первый у
всех просит прощение. После этого, все прихожане подходят и испрашивают
у него прощение, а также и у друг друга. Все подходят друг к другу и
просят прощенья: «Прости меня, если виноват» – «И ты меня прости» – «Бог простит». Всё это сопровождается поклонами и взаимным целованием.
Церковь идет на помощь нам. Установлен день, когда мы искренне можем
избавиться от накопившихся обид и неприязни. В воскресный день за
Божественной литургией звучит предупреждение словами Христа: «Ибо
если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец наш
Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не
простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15). Затем на вечернем
богослужении совершается чин прощения. Священник подает пример и первый у
всех просит прощение. После этого, все прихожане подходят и испрашивают
у него прощение, а также и у друг друга. Все подходят друг к другу и
просят прощенья: «Прости меня, если виноват» – «И ты меня прости» – «Бог простит». Всё это сопровождается поклонами и взаимным целованием.
Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Они
ввели его перед наступлением Великого поста: чтобы усилить подвиг
молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились
по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не
возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие
погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться
только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или
невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали
всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может
оказаться последней. Для того и существовал чин прощения – чтобы быть
примиренным и прощенным со всеми и благодаря этому – с Самим Богом.
ввели его перед наступлением Великого поста: чтобы усилить подвиг
молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились
по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не
возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие
погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться
только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или
невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали
всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может
оказаться последней. Для того и существовал чин прощения – чтобы быть
примиренным и прощенным со всеми и благодаря этому – с Самим Богом.
Эта традиция Прощеного воскресенья перешла затем в богослужение всей
Церкви. В дореволюционной России существовал обычай даже Царю
испрашивать прощения у свои подданных. С этой целью Царь объезжал
войска, просил прощения у солдат, посещал монастыри, где просил прощения
у их братии, приезжал к архиереям, чтобы и у них попросить прощения.
Трогательно описан обряд прощения в книге И.С. Шмелева «Лето Господне» – найдите и прочтите, как это было совсем недавно в православной России
Церкви. В дореволюционной России существовал обычай даже Царю
испрашивать прощения у свои подданных. С этой целью Царь объезжал
войска, просил прощения у солдат, посещал монастыри, где просил прощения
у их братии, приезжал к архиереям, чтобы и у них попросить прощения.
Трогательно описан обряд прощения в книге И.С. Шмелева «Лето Господне» – найдите и прочтите, как это было совсем недавно в православной России
В этот день Церковь вспоминает изгнание Адама, и вместе с ним всего
последующего человечества, из рая. Тем самым мы просим у Бога прощения и
за тот грех наших первых предков, согрешивших перед Богом своим
своеволием и подпаданием под соблазн сатаны («будете как боги»).
последующего человечества, из рая. Тем самым мы просим у Бога прощения и
за тот грех наших первых предков, согрешивших перед Богом своим
своеволием и подпаданием под соблазн сатаны («будете как боги»).
Редакция издательства и сайта «Русская идея» накануне Великого поста
просит прощения у всех, кого мы обидели вольно или невольно…
просит прощения у всех, кого мы обидели вольно или невольно…
Великий пост
Великий пост – главный и самый продолжительный пост, для подготовления к главному православному празднику – Светлому Христову Воскресению.
Установлен в подражание Иисусу Христу, постившемуся в пустыне сорок
дней. Великопостный период длится 48 дней, из которых 40 дней (до
пятницы 6-й недели) именуются собственно Великим постом, плюс ещё 8 дней
Страстной Седмицы.
Установлен в подражание Иисусу Христу, постившемуся в пустыне сорок
дней. Великопостный период длится 48 дней, из которых 40 дней (до
пятницы 6-й недели) именуются собственно Великим постом, плюс ещё 8 дней
Страстной Седмицы.
Пост не является повинностью или наказанием или диетой, как часто
думают неверующие. Его следует понимать как наша малая жертва Богу и как
спасительное средство, своего рода лечение и лекарство для каждой
человеческой души. «Видишь ли, что делает пост, – пишет святитель Афанасий Великий:
– болезни врачует, бесов прогоняет, лукавые помыслы удаляет и сердце
делает чистым». Суть поста не в том, чтобы отказаться от некоторых видов
пищи или развлечений, и даже от насущных дел (как понимают жертву
католики, иудаисты, язычники), а в том, чтобы отказаться от той мiрской
суеты, которая всецело поглощает нас и удаляет от Бога.
думают неверующие. Его следует понимать как наша малая жертва Богу и как
спасительное средство, своего рода лечение и лекарство для каждой
человеческой души. «Видишь ли, что делает пост, – пишет святитель Афанасий Великий:
– болезни врачует, бесов прогоняет, лукавые помыслы удаляет и сердце
делает чистым». Суть поста не в том, чтобы отказаться от некоторых видов
пищи или развлечений, и даже от насущных дел (как понимают жертву
католики, иудаисты, язычники), а в том, чтобы отказаться от той мiрской
суеты, которая всецело поглощает нас и удаляет от Бога.
«Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его, – наставляет святитель Иоанн Златоуст.
– Не одни уста должны поститься, нет, пусть постятся и око, и слух, и
руки, и все наше тело… Пост есть удаление от зла, обуздание языка,
отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и
клятвопреступления… Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих,
посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных,
утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих,
долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен и степен,
благочестив, чтобы Бог принял и пост твой, и в изобилии даровал плоды
покаяния».
– Не одни уста должны поститься, нет, пусть постятся и око, и слух, и
руки, и все наше тело… Пост есть удаление от зла, обуздание языка,
отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и
клятвопреступления… Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих,
посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных,
утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих,
долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен и степен,
благочестив, чтобы Бог принял и пост твой, и в изобилии даровал плоды
покаяния».
Пост усмиряет страсти и этим просветляется духовный разум. По словам святителя Василия Великого,
пост делается как бы крыльями, возносящими молитву к Богу. Святитель
Иоанн Златоуст пишет, что «молитвы совершаются со вниманием особенно во
время поста, потому что тогда душа бывает легче, ничем не отягощается и
не подавляется гибельным бременем удовольствий». Для такой покаянной
молитвы пост – самое благодатное время.
пост делается как бы крыльями, возносящими молитву к Богу. Святитель
Иоанн Златоуст пишет, что «молитвы совершаются со вниманием особенно во
время поста, потому что тогда душа бывает легче, ничем не отягощается и
не подавляется гибельным бременем удовольствий». Для такой покаянной
молитвы пост – самое благодатное время.
1-я седмица Великого поста называется «Феодоровой неделей». На
храмовых богослужениях в понедельник, вторник, среду и четверг на
великом повечерии читается, по частям, Великий канон преподобного Андрея
Критского, а в пятницу по заамвонной молитве – молебный канон
великомученику Феодору Тирону (отсюда и название первой седмицы).
Понедельник в народе называется «Чистым понедельником»: в этот день
принято чистить дом от «духа масленицы», помыться в бане, надеть на себя
всё чистое, то есть встречать пост в чистоте.
Первая Неделя (воскресенье) Великого поста – Торжество православия, когда соверщается чин анафематствования ересей и врагов Православия.
Вторая Неделя Великого поста – Русская Православная Церковь вспоминает одного из великих богословов – святителя Григория Паламу.
Третья Неделя Великого поста – Крестопоклонная: после великого
славословия на утрени износится из алтаря святой Крест и предлагается
для поклонения. Следующая за воскресеньем 4-я седмица Великого поста
именуется Крестопоклонной.
Четвёртая Неделя – память прп. Иоанна Лествичника. В четверг 5-й седмицы
на утрене читается весь великий покаянный канон Андрея Критского, а
также житие прп. Марии Египетской
– «Андреево стояние» или «стояние Марии Египетской». Получило
распространение ещё одно название этой седмицы – «Похвальная» от Субботы
Акафиста или Похвалы Пресвятой Богородице: на утрене субботы торжественно читается Акафист Пресвятой Богородице. Празднование было установлено в память спасения Константинополя от иноплеменного нашествия в 626 г. при Императоре Ираклии.
Пятая Неделя – память прп. Марии Египетской,
образца истинного покаяния. Этой шестой седмицей завершается Святая
Четыредесятница Великого поста; суббота – Воскрешение праведного Лазаря
(Лазарева суббота).
Шестая Неделя Ваий – Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье, двунадесятый праздник. Далее начинается Страстная седмица.
храмовых богослужениях в понедельник, вторник, среду и четверг на
великом повечерии читается, по частям, Великий канон преподобного Андрея
Критского, а в пятницу по заамвонной молитве – молебный канон
великомученику Феодору Тирону (отсюда и название первой седмицы).
Понедельник в народе называется «Чистым понедельником»: в этот день
принято чистить дом от «духа масленицы», помыться в бане, надеть на себя
всё чистое, то есть встречать пост в чистоте.
Первая Неделя (воскресенье) Великого поста – Торжество православия, когда соверщается чин анафематствования ересей и врагов Православия.
Вторая Неделя Великого поста – Русская Православная Церковь вспоминает одного из великих богословов – святителя Григория Паламу.
Третья Неделя Великого поста – Крестопоклонная: после великого
славословия на утрени износится из алтаря святой Крест и предлагается
для поклонения. Следующая за воскресеньем 4-я седмица Великого поста
именуется Крестопоклонной.
Четвёртая Неделя – память прп. Иоанна Лествичника. В четверг 5-й седмицы
на утрене читается весь великий покаянный канон Андрея Критского, а
также житие прп. Марии Египетской
– «Андреево стояние» или «стояние Марии Египетской». Получило
распространение ещё одно название этой седмицы – «Похвальная» от Субботы
Акафиста или Похвалы Пресвятой Богородице: на утрене субботы торжественно читается Акафист Пресвятой Богородице. Празднование было установлено в память спасения Константинополя от иноплеменного нашествия в 626 г. при Императоре Ираклии.
Пятая Неделя – память прп. Марии Египетской,
образца истинного покаяния. Этой шестой седмицей завершается Святая
Четыредесятница Великого поста; суббота – Воскрешение праведного Лазаря
(Лазарева суббота).
Шестая Неделя Ваий – Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье, двунадесятый праздник. Далее начинается Страстная седмица.