установлено 28 июля, когда православная церковь чествует
равноапостольного князя Владимира по прозвищу Красное Солнышко. Он был
воспитан княгиней Ольгой, крещенной в Константинополе, и затем сам
обратил русский народ в христианскую веру.
влиятельным правителем, начав княжить на Руси с 17 лет. Он прославился
как знаменитый воин и стратег. Став последователем христианских
заповедей, князь заключил альянс с могущественной в те времена державой —
Византией и смог получить поддержку европейских правящих кругов.
милостивое обращение с врагами. Его слова «не казню — греха боюсь»
послужили поводом для отмены смертной казни. За это народ стал называть
князя Красным Солнышком и захотел встать под его начало. Тогда Владимир
потребовал у славянских предводителей общин повиноваться единому
правителю, отказаться от многобожия и выбрать своей единой религией
христианство.
построил на Руси много церквей и по мере сил боролся с языческими
верованиями. В 988 году он окончательно провозгласил христианство
государственной религией Руси, что послужило стимулом к развитию
государства и для интеграции в европейский мир.
сама история Крещения Руси, в которой несомненно действие Божьего
промысла. В первой половине жизни Владимір был язычником. После гибели в
972 г. его отца, князя Святослава, он княжил в Новгороде, а старший
брат Ярополк в Киеве. Ни тот, ни другой братских чувств друг к другу не
питали. Утвердившись на Киевском престоле в результате убийства
хитростию Ярополка, Владимір поставил на холме близ своего двора
языческих идолов: деревянного Перуна с серебряной головой и золотым
усом, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь. Киевляне приносили
им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей,
и осквернялась кровью земля русская и холм тот, пишет летописец. У
Владиміра было три жены и многие сотни наложниц, с которыми он
предавался языческим утехам. Он даже приносил согласно традиции предков
человеческие жертвы – как, например, после победы над ятвягами, – о чем
повествует история первых на Руси мучеников за Христа: св. Феодора и его
сына Иоанна (†983). Однако безстрашие, с которым приняли смерть эти
христиане, их сила веры, а также воспоминания об образе жизни его бабки
св. княгини Ольги обезпокоили его совесть и заставили искать ответа на
вопрос: почему они жили так и так преданы своему Богу, и правильно ли
живет он, правитель Руси?
По свидетельству летописца, прослышав о
его душевных сомнениях в выборе религии, к Князю стали являться
представители соседних с Русью народов с предложениями принять их веру.
Так, прежде всего пришли волжские болгары, исповедовавшие магометанство,
хваля свою веру. Владиміру не понравилось в магометанстве обрезание и
запрещение пить вино.
Пришли латинские миссионеры от римского
папы, но Князь, наслышавшись уже о властолюбивой политике папы, не дал
им много говорить, а сразу же отослал со словами: «Идите откуда пришли:
отцы наши не принимали веры от папы».
Затем явились хазарские
иудеи, которые сказали, что они веруют в единого истинного Бога.
Владимір спросил их: «А где ваше отечество?» – В Иерусалиме, – отвечали
они, – но Бог за грехи отцов наших лишил нас отечества и рассеял по
земле». – «Как же вы учите других, – мудро возразил Владимір, – будучи
сами отвержены Богом; если бы Бог любил вас и закон ваш, вы не были бы
расточены по чужим землям; ужели того же вы и нам хотите?»
Наконец,
после всех явился к Владиміру ученый греческий монах. Он изложил Князю
по Библии всю историю Божественного промышления о людях, начиная от
сотворения міра и кончая Страшным Судом, причем в заключении показал
картину Страшного Суда. Князь, смотря на картину, глубоко вздохнул и
сказал: «Добро сим одесную и горе сим ошуюю»…
Затем Владимір
отправил «десять мужей добрых и смышленых», дабы они на местах
ознакомились с новыми верами. Послы побывали у волжских болгар, затем у
немцев, исповедовавших латинскую веру, и наконец прибыли в Царьград, где
попали в великолепный собор св. Софии на патриаршую службу. Великолепие
храма, участие всего духовенства с Патриархом во главе, стройное
молитвенное пение, как бы отрешавшее от земли, величие и простота всей
службы привели послов в священный восторг: «Мы не знали, на небе ли мы
находимся или на земле: забыть той красоты мы не можем, ибо всякий
человек, вкусив сладкого, отвращается от горького, так и мы не имамы где
быти, не хотим оставаться в прежней языческой вере».
Князь Владимір выслушивает ответ послов. Радзивиловская летопись
И
послы добавили: «Если бы не хорош был закон греческий, то не приняла бы
его бабка твоя Ольга, мудрейшая всех человек». Князь Владимір решил
принять Православие для себя и своего народа. При этом захотел дать
понять грекам, что выбрал их веру не как подчиненный, а как равный. Для
этого он взял греческий город Корсунь (Херсонес) в Таврии (нынешний
Крым) и потребовал от византийских Императоров-соправителей Василия и
Константина руку их сестры Анны. Однако, перед прибытием царевны, по
особому попущению Божию, для смирения гордого Владиміра, он был поражен
глазной болезнью и ослеп. Осознав свое безсилие и решив положиться на
волю Божию, Владимір решил креститься – и в момент крещения мгновенно
прозрел, воскликнув: «Вот теперь-то впервые я узнал Бога истинного!».
При крещении народа в Днепре св. Князь Владимір воззвал к Богу из глубины души:
«Боже
Великий, Сотворивший небо и землю! Призри на новые люди сия и даждь им,
Господи, увидети Тебе, истинного Бога, яко же увидеша страны
христианския, и утверди в них веру праву и несовратиму, и мне помози,
Господи, на супротивного врага, да надеяся на Тя и на Твою державу,
побежю козни его!»
В этой замечательной молитве содержится вся
русская национально-государственная идеология – быть оплотом истинной
веры и с помощью Божией защищать ее от козней диавола. Таков священный
долг русского человека, явленный нам в истории нашими святыми: кн.
Александром Невским, прп. Сергием Радонежским, святителями Московскими
Петром, Алексием, Ионой и Филиппом, Патриархом Гермогеном и многими
другими, как и русским православным воинством.
Христианство
изменило князя: грубый варвар – он стал милостивым князем, отцом своих
подданных. Двадцать пять лет христианского правления Владиміра надолго
запомнились на Руси. Трудно призвать к святости целый народ, но князь
Владимір попытался это сделать: не посредством красивых слов или
принуждения, но личным примером. Он созидал церкви, устраивал школы,
помогал больным, развозя им по домам пищу. Он попытался дать
почувствовать людям силу христианской любви.
Князь Владимір
поставил своей целью утолить всякую нужду по всей земле Русской. Каждое
воскресенье он устраивал в своем дворце — там, где раньше шумно пировала
дружина, — пиры для нищих и нуждающихся. Предание говорит о том, что
князь сам прислуживал на таких пирах. Всем нищим и убогим Владимір
повелел приходить к нему на двор в любое время, чтобы кормиться,
одеваться и просто отдыхать. По Киеву ездили телеги с провизией.
Приставленные к ним государевы слуги ходили по дворам и справлялись, кто
еще остался не накормлен, нет ли больных, немощных, которые сами не
могут добраться до княжьего двора.