Москва, 9 апреля — Наша Держава. Слово «Царь» в переводе на русский язык с арамейского и санскрита
означает «защитник, покровитель, руководитель», то есть внешний епископ
Церкви, а слово «царство» означает «защита, ограждение» Церкви, веры и
православного народа. Естественно это относится только к православным
Самодержцам.
В актах Седьмого Вселенского Собора говорится: «Священник есть
освящение и укрепление императорской власти, а императорская власть есть
сила и поддержка священства… Священство хранит и заботится о небесном, а
императорская власть посредством справедливых законов управляет
земным».
Исторически церковные каноны определяли и направляли развитие
гражданского законодательства, постепенно входящего в круг церковного
предания. К примеру, Димитрий Хоматин, архиепископ Болгарский, живший в
XIII веке, учил, что «Император, который есть и называется верховным
блюстителем церковного порядка, стоит выше соборных определений и
сообщает им силу и действие. ОН ЕСТЬ ВОЖДЬ ЦЕРКОВНОЙ ИЕРАРХИИ и
законодатель по отношению к жизни и поведению священников; он имеет
право решать споры между митрополитами, епископами и клириками и
избирать на вакантные епископские кафедры. Он может возвышать и
епископские кафедры и епископов в достоинство митрополии и митрополитов…
Его постановления имеют силу канонов».
По учению святой православной Церкви Священство и Царство неотделимы.
Служение Царя – есть священное служение. Святой преподобный Феодор
Студит говорил: «Бог даровал христианам два высших дара священство и
царство, посредством которых земные дела управляются подобно небесным».
Поэтому и вся государственная жизнь должна подчиняться Закону
Божественному. Священномученик Иоанн Вострогов писал об этом так:
«Достигать через царство человеческое целей царства Божия, осуществлять в
жизни государства и посредством государства задачи христианства —
религии любви, мира, искупления; проводить путем государственности
христианские нравственные начала; обратить царство Божие в цель, а
царство человеческое в средство, соединить их воедино, как душу и тело,
вот идеал и заветы, вот сокровенные стремления и чаяния наши!»
Православное Церковное Право так выражает взгляд на отношение между
Церковью и государством: «Величайшие блага, дарованные людям высшей
благостью Божией, суть священство и царство, из которых первое заботится
о божественных делах, а второе руководит и заботится о человеческих
делах, а оба, исходя из одного и того же источника, составляют украшение
человеческой жизни».
Для исполнения первой задачи Церкви учреждена в ней иерархия клира,
или священства, возглавляет которую епископ, что в переводе означает
«блюститель, надзирающий»; а для осуществления второй учреждена в Церкви
иерархия мирян, или царство, которую возглавляет внешний епископ Церкви
Помазанник Божий.