Лондон, 17 июля — Наша Держава (Протоиерей Андрей Филлипс). Я пишу как священник, который служил в Русской Православной Церкви Заграницей в Париже, Лиссабоне, а в настоящее время служу в Англии. Я люблю русскую православную традицию и являюсь монархистом, то есть надеюсь на то, что восторжествует справедливость через восстановление монархии в России. С 1970-х годов я почитаю любившего святых святителя Иоанна Шанхайского, в честь которого основал посвященный ему первый храм после его канонизации в западной Европе. Я также всегда почитал других святых Русской Православной Церкви Заграницей, например, святителя Серафима Богучарского, и наших епископов-основателей РПЦЗ, каждый из которых почитал Царя-мученика. Отчасти мне особенно дорог Царь-Страстотерпец потому, что он всегда был миссионером, построившим в западной Европе для православных верующих семнадцать величественных храмов и заботившимся о православных на трех континентах.
Как и всем его последователям, любившему Царя святителю Иоанну Шанхайскому противились не только либералы, экуменисты и модернисты, которые презирали, поступались своей верой или полностью утратили ее, но и узкие националисты, некоторые из которых даже привлекли его к уголовной ответственности в Сан-Франциско. В целом можно сказать, что отношение к святителю Иоанну Шанхайскому, как и отношение к Царю Николаю II, является показателем любви или, наоборот, презрения к Церкви. Сейчас у меня спрашивают, как я думаю об екатеринбургских останках, которые предположительно принадлежат пяти членам Царской семьи и их четырем слугам. Мой прадед родился в 1868 году, как и Царь-страстотерпец, сам же я родился 19 июля – в годовщину того дня, когда была решена судьба останков Царской семьи, поэтому мое огромное желание узнать правду и увидеть справедливость до того, как умру, тоже является личным.
Как сформировались мои взгляды. Я вырос в окружении кощунственной западной пропаганды: согласно ей, последний христианский Император – Царь-Мученик Николай II – был слабовольным, морально разложившимся, некомпетентным реакционером, за которого правили другие, который не заботился о своем народе и, следовательно, «получил то, что заслужил». Примечательно, что в те времена Холодной войны эта пропаганда была более-менее созвучна советской пропаганде. Это демонстрировало, что западный и советский материализм были, в сущности, одним и тем же. Я не верил всей той пропаганде, чувствовал, это была ложь, за которой стояли скрытые мотивы ради удержания власти, но мне недоставало аргументов, чтобы ее опровергнуть. В 1960-е годы я пока не владел в достаточной мере русским языком и не имел доступа к зачастую малоизвестным правдивым публикациям эмигрантов об изменившем весь мир свержении царя. Поэтому я ждал, когда смогу узнать больше.
Начиная с середины семидесятых, я стал открывать для себя истинно Белых эмигрантов, правдивость всех слов и письменных трудов которых подтвердили историки и исследователи в новой постсоветской России, где истину ценят очень многие, хотя легитимная монархия еще не восстановлена. Я понял, что Царь пал жертвой не старомодных марксистов, а заговора аристократов, генералов и Думских масонов, считавших, что власть должна принадлежать элите, которых поддерживали западные силы – так называемые «союзники». Тщательно изучив свидетельства на протяжении десятилетий, я лично стал почитать и тех, кто были рядом с царской семьей. Это были страшно оклеветанные святая монахиня Мария Хельсинкская (в миру Анна Вырубова) и мученик Григорий (Распутин), которому в прошлом году я составил акафист на английском языке, опубликованный к столетию его мученической кончины.
Будучи священником, я встречал на своем пути последних эмигрантов как в Русской Церкви Заграницей, так и в отколовшихся группах (например, «Парижский экзархат»). Познакомился со многими из последних представителей Царской России в изгнании, которые были взрослыми еще до Революции. Я видел обе стороны эмиграции. Некоторые были истинно Белыми – патриотами, чтившими царя, и когда и при жизни и после его мученичества. С другими эмигрантами было все наоборот: они хотели получить обратно свои деньги, поместья, утраченную власть — и больше ничего. Они имели мало любви к Церкви, к России и к ее народу, с презрением называя его «советским», а многие из них скомпрометировали себя симпатией к Гитлеру и сотрудничеством с разведывательными службами, будь то в Британии, Франции, Канаде или США. Они бы никогда не приняли акт покаяния 2007 года между Патриархатом и Зарубежной Церковью.
В части эмиграции было что-то разложившееся. Это можно назвать «парижщина». Эмигранты-аристократы, исповедовавшие эту идеологию и зачастую жившие в Париже, «перевернули» девиз христианской империи «Православие, Самодержавие, Народность», то есть «Вера, Царь, Русь». Они оставили Русскую Православную Церковь, были против царя и против народа (ненавидя Распутина, они до сих пор презирают и его правнучку, которая все еще жива и проживает близ Парижа). Именно эта ненавидевшая Русь и жадная до власти олигархическая аристократия свергла царя. Именно эти «Белые» эмигранты, которые на самом деле совсем не были Белыми, и устроили Февральскую революцию, которая прямо привела к Красной революции октября. Благородный Царь, которого вынудили отречься от престола, был выше их всех и противился кровопролитию гражданской войны среди любимого им народа.
В 1990-е годы, среди политических подтасовок позорного президента Ельцина (который проводил антироссийскую политику и получал поддержку от США) и его коррумпированного режима, я не был уверен в подлинности екатеринбургских останков, как и многие другие православные. Я не верил политическому назначенцу – следователю 1990-х В.Н. Соловьеву. Было слишком много противоречий в результатах, особенно в результатах ДНК. Все было неудовлетворительным. В любом случае, два из одиннадцати скелетов, принадлежавших царской семье и ее слугам, еще не были обнаружены. Позднее, в 2007 году, были найдены остатки двух оставшихся скелетов. Один из наших иерархов, архиепископ (тогда епископ) Штутгартский Агапит, убедился в подлинности останков, которые он считает святыми мощами. Что касается меня, я с открытой душой ждал результатов церковных экспертиз. Хотел получить ответы на все вопросы по останкам, заданные Церковью.
Наконец, во главе нового исследования, с помощью на этот раз Церкви, был поставлен пользующийся большим авторитетом архиерей – епископ Тихон (Шевкунов), и результаты этих экспертиз будут опубликованы в нынешнем году, в столетнюю годовщину так называемых «российских революций» 1917 года. 3 июля 2017 года порталом «;Православие.ру» было опубликовано первое интервью с профессором В.Л. Поповым, некогда скептиком, которое подтвердило подлинность екатеринбургских останков. Выходит, что Николай Соколов, следователь Белой армии по делу об убийстве Царственных страстотерпцев, (конечно, не по своей вине) ошибался в своем докладе о расследовании, который был наскоро составлен. Не будучи химиком, он думал, что тела мучеников, преданы огню, а затем облиты серной кислотой, исчезли, поэтому он не стал проводить раскопок в Поросенковом Логу. Тогда я стал ясно представлять себе, что на самом деле произошло.
Послесловие. Сейчас, когда появляются первые результаты экспертиз, и мы с нетерпением ожидаем важнейших результатов по ДНК, все начинает вставать на свои места. Останки, хранящиеся сегодня в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга и (Алексея и Марии) в хранилище Госархива РФ, являются святыми мощами и должны надлежащим образом почитаться. Величественный Храм-на-Крови, стоящий на месте Ипатьевского дома в Екатеринбурге, останется великим центром паломничества. Монастырь с семью церквями в Ганиной Яме будут почитаться как место, куда первоначально свезли тела святых страстотерпцев. Однако в Поросенковом Логу нужно будет построить новый двенадцатикупольный большой кафедральный собор – собор в честь искупления за величайшее преступление века – и освятить в честь семи Царственных страстотерпцев и их четырех замученных слуг, все из которых соединились со Христом. Строительство могло бы начаться в 2018 году, в год столетия их мученической кончины.
Такой «Вселенский Кафедральный Собор» будет призван стать важнейшим центром паломничества и почитания, третьим и последним в маршруте паломников после Екатеринбурга и Ганиной Ямы. Здесь святые мощи могут быть выставлены на поклонение верующим со всего мира. Мы твердо верим, что именно тогда, когда начнется должное почитание святых мощей, начнутся и долгожданные чудеса. Маленькие частички мощей можно будет передать в другие места для почитания, например, в Санкт-Петербург, тогда как место последнего пристанища святынь должно стать местом всемирного покаяния для всех – русских и нерусских – совершивших «измену, трусость и обман» против веры, Царя и Руси. Только тогда будет заглажена вина за совершенное 100 лет назад преступление, и человечество, спустившееся со «свиного оврага» (имеется в виду Поросенков Лог) до уровня гадаринских свиней, сможет вернуться в нормальное состояние с нынешнего края пропасти.
Материалы о житии и подвиге Святых Царственных Мучеников можно найти в нашем ЧИТАЛЬНОМ ЗАЛЕ и на ВИДИОТЕКЕ