Москва, 28 июля — Наша Держава.
В 1036 годовщину Крещения Руси проповедь Святителя Николая Велимировича (1881-1956), прозвучавшая в начале 1940 гг, как никогда актуальна сегодня. История Крещения Руси имеет несколько периодов развития, сейчас мы проходим шестой период и уже на пороге седьмого периода русской истории, который готовит нам Господь.
«Князь Владимир первый вместе с русским народом возлюбил Царство Небесное и избрал его. Говорю: с народом, ибо и раньше его отдельные личности прилеплялись всецело царству небесному, как, например, его бабка Ольга, киевские мученики Феодор и Иоанн и друге. Но Владимир быль первый, который устремился путём креста с целым своим народом. Это для Владимира не могло не быть связано с большой внутренней борьбой, с борьбой душевной и более сильной, чем та, которую выдержал косовский Лазарь и последней русский царь. Эти последние, как воспитанные в христианстве, должны были лишь избрать одно из двух: устоять или не устоять на привычном пути христианского самопожертвования, в то время как язычник Владимир, сын отца, прозванного «диким барсом», должен быль решиться на совсем новый, на Руси до тех пор неизвестный и непроторенный путь. Тот, который не воздерживался ни от каких земных наслаждении, который достиг пределов всякой распущенности, телесного разврата, безудержной кровожадности, грабительства, грубой мести, — должен быль умереть старой душой и начать жить новой, — по словам Христа: «кто потеряет душу свою, спасёт ее». Решиться на смерть духовную, полагаю, тяжелее, чем решиться на смерть телесную, ибо смерть духовная, на которую решился развратный киевский князь, не являлась лишь временной смертью, смертью, которая совершается однажды, но смертью повседневной и многократной по словам апостола Павла: «каждый день умираю, братья!» Принимая веру христианскую, Владимир знал, что принимает самую трудную из трех предложенных ему религий. Летописцы сообщают, что он очень долго исследовал, прежде чем решился принять одну из них. Он знал, что христианская религия есть путь креста, означает прежде всего разрыв со своим дурным прошлым, с обрывками старых привычек, со своей старой душой. Знал он также и то, что недостаточно стащить Перуна веревками с киевских холмов и утопить его в Днепре, но что, кроме того, и он сам, и каждый из его подданых должен выбросить всех идолов из своей души. А идолы славянские, увы, как и всякие идолы, были вымышленными земными богами, самыми большими ничтожествами с самым возвышенным именем – тупыми и немыми агентами земного царства, которые приковали людские души к земле, суля только земное царство, обманчивое царство земное, которого никогда в глаза не видели. Славянское идолопоклонство, с его средоточием в Киеве, делало славян самым диким народом в Европе.
Каков был Владимир – язычник, таковы и были русские славяне: грубое стадо грабителей, разбойников, чревоугодников, пьяниц, разрушителей. Вдовы у них сжигались живьем на кострах. Идолам они приносили в жертву зарезанных детей. Они были страх и трепет для всех культурных народов, особенно для Византии, самой культурной между ними. Самым большим удовольствием было разрушать то, чего они не строили, и грабить то, чего они не приобрели. Какая сила под солнцем могла притворить это грубое стадо в народ, приучить его, переродить, преобразить, воскресить, дать ему душу святую вместо звериной? Одна только сила веры Христовой могла только учинить это неземное чудо с русскими. Она из Владимира-волка создала Владимира-ягнёнка. Будучи женоманьяком, Владимир вдруг распустил свой гарем и начал жить целомудренно. Владимир-чревоугодник и пьяница – начал поститься до изнеможения, — тот самый Владимир, который насмеялся над мусульманской верой, запрещающей употреблять в пищу свинину и пить вино! Владимир-кровопийца начал посещать больницы и темницы, подавая милостыню и утешение. Владимир – ночной гуляка и плясун – начал проводить ночи в слезных молитвах, в поклонах и метаниях и в размышлениях о суде Божьем, и о душе своей. Владимир-безстыдник сделался стыдливее девушки. Владимир-палач превратился в кроткого кающегося и милостивого самарянина. Одним словом, Владимир-идолопоклонник преобразился и стал христианским угодником, точно так же, как если бы с одной и той же стены стерли картину демона и вместо нее нарисовали ангела! Воистину, это более поразительное чудо, чем превращение гусеницы в мотылька.
Говорят, что ни одного чуда не свершилось на раке святого Владимира. Но разве этот избранный муж не совершил самое большое чудо над самим собой при своей жизни? Все чудеса, которые совершают святые люди с помощью веры, как например, исцеление от болезней, освобождение от страстей, перерождение порочных, эти чудеса совершил святой Владимир над собой. Если бы к тому же еще и на гробе его совершались чудеса, я полагаю, что люди почитали бы его в том случае как бога, а не как угодника.
Да и сам переворот, который произошел в душе Владимира при его жизни, является таким великим чудом, что его можно приписать не столько к усилию человека, сколько силе и милости Божьей. Может быть кто-либо из желающих постичь пути Промысла Божьего в недоумении спросит: почему Бог избрал крестителем и возродителем русского народа такого именно человека, который в первой половине своей жизни превзошел во зле, вероятно всех своих языческих предков и современников? Но разве Тот, Который Савла гонителя обратил в апостола Христовой веры, не знал, что делает, когда такого язычника, как Владимира, избрал для самой великой миссии среди, такого великого народа? Воистину трудно различить все нити в тончайшей ткани Божественного Промысла, но в данном случае эта нить довольно ясно различается. Именно раскаявшегося грешника нужно было поставить во главе всех колен русских. На пороге новой Руси нужно было поставить освящённого язычника, чтобы он стоял подобно медному змею и своим примером предупреждал, ободрял и лечил споткнувшихся и павших сынов Русских во все грядущие времена. Самое лучшее поручительство для какого-нибудь лекарства это излеченного киевского князя показать больным, чтобы они с радостью ухватились за лекарство, которое этому князю подарило здоровье. Из всех чудесь, которые совершает в мире вера Христова, самым полезным чадом является превращение грешника в праведника. Отмеченный этим чудом стоить святой Владимир на вратах христианской Руси и как бы громко вещает каждому русскому: «Я быль ночью, но превратился в день! Чем был ты и во что ты ныне превратился?»
«Владимир Красное Солнышко!», — так прозвал народ русский своего духовного родоначальника. Разумный и благородный народ этими словами лучше всего очертил личность крестившегося князя-крестителя. Грубая чувственно-телесная масса превратилась в «красное солнышко».
Это воистину случилось с Владимиром. И Владимир сделался и остался «красным солнцем» на протяжении всей истории русского народа, в течение минувших девяти столетий. За время этих девяти столетий на Руси явилось множество святых мужей и святых жён, святителей и чудотворцев, между которыми были и двое сыновей Владимира — святые Борись и Глеб. Они больных исцеляли, бесноватых укрощали, мёртвых
воскрешали. Но все они являются должниками святого Владимира. И
всем им много легче было стать святыми, чем Владимиру, великому князю и великому богачу, который сквозь игольные уши должен быль проходить в царство небесное и который не имел предшественников в месяцеслове святых своего народа. Таким образом, святой князь Владимир не был ни обычным великим человеком среди остальных великих людей, ни обычным святителем среди святых. Он является пионером величия и святости в русском народ, и к тому же первопроходцем-политиком, который подлинное величие и подлинную святость сделал государственной программой. Удивления достойна государственная программа, которая не может быть выполнена, если ее предварительно не осуществит каждый гражданин в самом себе, следуя личному примру Владимира! От этого угодника — государственного мужа начинается новая Русь, новый народ, святой Владимир из длительной русской ночи сделал светлый русский день. Если бы кто-либо вывел подземную реку на поверхность земли, прокопал для нее новое русло под небом и использовал ее затем в ста направлениях, — он бы совершил дело, подобное тому, которое совершил святой Владимир для русского народа, но во много раз меньшее и более легкое. Темная языческая русская масса через крещение сделалась, с течением времени, «красным солнышком» среди остальных народов. И мы можем воскликнуть: «О, русский народ, красное солнышко!»
Если мы оглянемся теперь «О, русский̆ народ, красное солнышко!» и проследим жизнь русского народа от святого князя Владимира и доныне, то увидим, что она шла путём, на который ее привёл дух и пример ее крестителя. Поколение за поколением рождалось на русской земле и по своём рождении было ставлено пред выбором одного из двух царств; избирало царство небесное и уходило. Миллионы за миллионами являлись в мире, принимали на себя крест Владимира и, восклицая Христу: «Осанна!», уступали место новым миллионам. Жатва Христова становилась, все более великой все более обильной. Но это историческое течение русской жизни было не без застоя, не без колебания, не без пыли. Были в нем остановки, ожидание немощных, утомленных, призыв заблудившихся, омывание загрязнившихся, как это обычно случается с путешественниками. Река русской народной истории текла в определенном направлении, — и это самое главное, — иногда быстро, иногда медленно, иногда так тихо, что трудно было установить: течет ли она вперед или назад.
Вы слышали об удивительном психическом явлении, наблюдавшихся у некоторых лиц, когда они в момент какой-либо смертельной опасности могли вдруг увидеть всю свою жизнь от детства до этого часа опасности. Я верую, что в дни теперешних смертельных ужасов, которые давят русский народ, должна была бы хотя бы немногим русским явиться пред очами картина всего прошлого их народа, — от крещения в Киеве до наших дней. Если бы мы попытались вызвать в своей душе и почувствовать тот смертельный ужас, который ныне царит над Россией, наши глаза открылись бы для созерцания русского прошлого за последние девять веков. И мы видели бы, что на всем своем протяжении историческая жизнь русская является классически ясной. Мы видели бы шесть периодов русской истории от святого Владимира и до сего дня; и седьмой уже приближается с семью Христовыми таинствами. Первый период, Владимирский, соответствует тайне святого крещения. Он короток, но необычайно знаменателен, — вследствие переворота в жизни русского народа, вследствие вступления на новый путь и устремления к новой определенной цели.
Второй период следует за первым и тянется до монгольского ига. Этот период соответствует тайне миропомазания. В этот период народ лечился от остатков язычества и утверждался в религии креста. Над каждой отдельной русской душой нужно было совершить то перерождение, которое случилось с Владимиром, и на каждую душу в отдельности нужно было наложить печать царства небесного. А миропомазание, как тайна, и означает утверждение в вере печатью дара Духа Святого.
Третий период протекал под властью монголов. Этот период соответствует тайне святого покаяния. Было необходимо накопившиеся за время свободы грехи сдунуть с души народной суровым ветром рабства, — в России под монголами точно также как на христианских Балканах под турками. Замедленную реку жизни нужно было перевести на скат и ввести в каменистое русло, чтобы она потекла быстрее, и чтобы воды ее очистились. В рабстве народ молчит, погружается в прошлое и кается. Рабство вполне плодотворно влияло на то, что всегда являлось главной целью русской истории, целью, которую отчетливо и твердо поставил святой Владимир. А этой целью было очищение духа от земли и избрание царства небесного.
Четвертый период – от свержения монгольского ига до царя Петра. Освобождения началось Куликовской битвой, за девять лет раньше Коссовской битвы, принесшей сербскому народу рабство. Этот блестящий период свободы отвечает святой тайне брака. Душа народная, очищенная страданием, обручается и всецело предается своему Небесному Жениху. На русской земле безраздельно царствует Христос. Земля русская украшается безчисленными святыми и святителями, как небо звездами. Воодушевление Христом проникает всех и каждого, — начиная от царя и патриарха и до бездомного юродивого странника. Одним словом, — свадебный пир, соединение с Богом!
Пятый период – от Царя Петра до мировой войны. Этот период соответствует святой тайне елеосвящения. В течение этого периода русская интеллигенция разлагается и колеблется. Она уходить из России с полной сумой народных добродетелей, а возвращается домой с сумой, наполненной чужими заблуждениями. Появляется шатание. Между образованными людьми вспыхивают жестокие раздоры и препирательства, не по мелочным вопросам, но как раз относительно жизни, касательно народной программы святого Владимира. Все чаще открываются раны, и гной ширится по городам. Церковь в селе и далее остается украшенной Христовой невестой, тогда как в городе она является больничной сиделкой, которая заботливо и скорбно бодрствует над больными. Число избравших царство земное растет лихорадочным темпом. Утопленный Перун с своей идольской семьей высовывает голову из Днепра. Но дух святого Владимира поражает его в голову. Река русской жизни весьма замедляет свое течение, вследствие чего на ея поверхности накапливаются нечистоты. Но зато река очень глубокая. Ее глубина, это душа многомилионного народа.
Шестой период – от мировой войны или, лучше сказать, от мученической кончины царя-мученика продолжается до ныне. «Князю мира сего» Бог попустил захватить власть над святой Русью. Бог допустил, чтобы временно была не Его воля, но воля грешная, которая отрекается от Царства Небесного и избирает царство земное. Языческий – до-Владимировский дух завладел Россией. Этот мрачный и злой дух напрягается изо всех сил, чтобы реку русской жизни отвести от солнца Христова и сделать ее подземной. Но народ русский причащается. Этот период соответствует тайне святого причащения. Никогда русский народ так искренно не соединялся с возлюбленным ему Христом, как теперь, когда неверующие плюют в лик Христов. Никогда для него кровь Христова не была так сладка, как теперь, когда она является запретной и когда ее так трудно достать. О, сладчайшая кровь Иисусова, как ты стала несказанно сладка для тех сыновей и дщерей России, кровью и слезами которых причащается земля русская в эти дни!
А завтра настанет седьмой период русской истории. Он будет соответствовать святой тайне рукоположения. На многострадальный народ святого Владимира изольется новая благодать Духа Божия. Русский народ станет священным народом и будет как утренняя звезда между народами, — «красное солнышко» между племенами земными. Итак, история крещенной Руси макрокосмически представляет всю историю крещенной святой Руси.
Обратимся теперь к современному состоянию мира.
Неся на себе кровь мировой войны, современный мир глубоко погряз в пошлости и вульгарности. Как таковой, он нуждается не в одном святом, — одного мало, — в целом освященном, святом народе. Этот народ должен и в наши дни пройти через Владимировы муки внутренней борьбы, чтобы Царство Небесное восторжествовало над земным. Этот народ должен претерпеть многие удары и стать через них убеленным от греха, подобно тому, как полотно делается белым вследствие ударов валиком. Он должен креститься огнём мучений и слез для того, чтобы смягчился, облагородился, обожествился, усовершенствовался. Мир ждет появления такого народа. Кто же этот ожидаемый народ? Это – народ, о котором мир ныне не умеет ничего сказать ясного и определенного; о котором безсвязно, как в бреду лепечут на всех пяти континентах. Это – народ судьбы, который судьба угнетает для того, чтобы из него получился лучший хлеб для духовной трапезы изголодавшегося мира. Русский народ ныне живет, разделенный на мучеников и мучителей. И одни, и другие безконечно мучаются. И мы искренно желаем спасения как одним, так и другим. Этим подвигом самоучительства русский народ готовит для себя для своей великой миссии среди человечества; готовит себя как к тому, чтобы громко произнести «новое слово».
То «новое слово» не будет, по существу, новым. Оно было в начале русской истории и явилось чудодейственным на святом князе Владимире. Им русский народ оживотворяет и к Царству Небесному прилеплялся на протяжении девяти веков своей истории. Это тоже самое Слово, которое совершило первое чудо на земле, когда претворило воду в вино, и первое чудо в России, когда притворило языческую гнилую воду в духовное вино, в питье небесное.
Своим первым крещением, водою и Духом, за время святого князя Владимира. Россия спасла христианство. Именно в то время, когда православная вера, имевшая подпору в святой Византии, — не в следствие своей немощи, но вследствие немощи людской, — совсем было ослабела: когда с другой стороны политиканствующая вера Запада – вино, смешанное с водой, — боролась с князьями этого мира за власть над земным царством, — христианство было на сметном одре, а истинные христиане в великой скорби и смущении. Тогда Промысел Божий подвигнул целый континент, целый, до тех пор неизвестный, муравейник людской на помощи истинной вере. То была Русь святого Владимира. Ныне, когда с одной стороны сосуды веры христианской, как на Востоке, так и на Западе, не являются достаточно сильными, чтобы помочь оглохшему и растерявшемуся миру; когда с другой стороны закоренелое идолопоклонство под разными названиями подняло свою голову на всех пяти континентах; ныне снова Промысел Божий зовет Русь святого Владимира в помощь христианству, а через него и человечеству. Думаю, что эта помощь состоит в том, чтобы на весах ценностей дать перевес той стороны, которая во имя сына Божия свободно избрала Царство Небесное.
Идет время и почти уже пришло, когда крещеная и освященная мученичеством свята Русь свяжет всех модных идолов, которые ее теперь гнетут, и, подобно святому Владимиру, выбросит их из земли русской в невозвратную бездну.
Идет время и почти уже пришло, когда на Руси будут обновляться не только святые иконы, как это совершается ныне, но когда целая рать русских живых святителей, от святого Владимира до святого Серафима и до последних мучеников во главе с царем-мучеником, объявит небу и земле, что весь народ русский обновлен Христом, в муках рожден наново кровью крещен и, как таковой, готов помочь целому свету.
Идет время, братья мои, и уже на пороге, когда загрязненный от мук постаревший лик русского народа засияет, как солнце, и озарит всех тех, которые сидят «во тьме и сени смертной». Тогда все народы на земле воскликнут: «Наша Россия, наша мученица, красное солнышко наше», подобно тому, как русский народ непрестанно, а особенно в нынешний день, каждый год кличет: «Владимир — красное солнышко».
Блаженны вы, которые в эти дни плачете с Россией, ибо вместе с ней и утешитесь! Блаженны вы, которые ныне вместе с Россией скорбите, ибо скоро с ней возрадуетесь!»
(Печатается по изданию прихода Св. кн. Владимира Берлин, начало 1940-х гг)
ЖУРНАЛ «ПРАВОСЛАВНАЯ РУСЬ»/ГОД ИЗДАНИЯ 76-Й. №13 (1778) 1/14 ИЮЛЯ, 2005 г.
Статью подготовила
Руководитель Московского отдела
Союза ревнителей Памяти Императора Николая II
Потемкина Виктория