Москва, 4 января — Наша Держава (протоиерей о. Анатолий Симора). Если спросить современников, как, по их мнению, соотносятся понятия
«богатство» и «бедность» с Царством Божиим, то уверен, что большинство
даже воцерковленных людей с уверенностью скажут: бедность открывает
врата рая, а богатство – это неподъемный шлагбаум на пути в небесные
обители.
«богатство» и «бедность» с Царством Божиим, то уверен, что большинство
даже воцерковленных людей с уверенностью скажут: бедность открывает
врата рая, а богатство – это неподъемный шлагбаум на пути в небесные
обители.
Не исключено, что собеседники процитируют евангельскую истину:
«Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в
царствие небесное» (Мф, 19, 24), – и, конечно же, сошлются на притчу о
богаче и Лазаре (Лк. 19–31), в которой богач после смерти попадает в ад и
страдает, нищий же – блаженствует, а между ними «утверждена великая
пропасть, которую нельзя перейти». Но такой поспешный вывод возможен
только при упрощенном рассмотрении притчи. Ибо, скажем, богатство,
измеряемое дорогостоящим пароходом, множеством предприятий и другим
материальным достоянием, не стало препятствием для известнейшего
священника Иоанна Кронштадтского в обретении венца небесного. И,
напротив, разве может надеяться на Царство Божие не разлучающийся со
спиртным бомж, потерявший жилье из-за пьянства и «собирающий крохи со
стола господ»? Конечно, нет…
Тогда давайте более подробно рассмотрим упомянутую назидательную
притчу о богаче и Лазаре. Какие же критерии явились определяющими для ее
героев? Как убеждаемся, богач попадает в ад вовсе не из-за наличия
состояния, подобного царскому, а потому, что за постоянным
«блистательным пиршеством», за невиданными порфиром и виссоном он не
видел своих ближних. Его сердце зачерствело и не испытывало сострадания,
любви, добра; само изобилие материальных благ заменило ему Бога, а
роскошная жизнь – рай. Он не замечал Лазаря – нищего, который был
неизлечимо болен и лежал у дворца, надеясь лишь на случайные крохи,
падающие с чужого стола. Даже пес был милосерднее богача – лизал раны
страдальца. Но только ли эти явные страдания, крайняя нужда стали
причиной обретения рая? Нет. Главные личностные качества Лазаря – это
его добродетели. «Получая злое», он до конца сохранил в душе «доброе».
Лазарь не обозлился на богача, а, скорее, сострадал несчастному, духовно
погибающему человеку, проявляя высочайшее смирение. Поэтому, как видим,
воистину Царство Божие зависит не от наличия материальных благ,
богатства или бедности, а от имения или неимения душевных добродетельных
сокровищ. Как сказал Господь: «Царство Божие внутри вас».
Будем же, во спасение, богатыми душою и «нищими духом»!
«Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в
царствие небесное» (Мф, 19, 24), – и, конечно же, сошлются на притчу о
богаче и Лазаре (Лк. 19–31), в которой богач после смерти попадает в ад и
страдает, нищий же – блаженствует, а между ними «утверждена великая
пропасть, которую нельзя перейти». Но такой поспешный вывод возможен
только при упрощенном рассмотрении притчи. Ибо, скажем, богатство,
измеряемое дорогостоящим пароходом, множеством предприятий и другим
материальным достоянием, не стало препятствием для известнейшего
священника Иоанна Кронштадтского в обретении венца небесного. И,
напротив, разве может надеяться на Царство Божие не разлучающийся со
спиртным бомж, потерявший жилье из-за пьянства и «собирающий крохи со
стола господ»? Конечно, нет…
Тогда давайте более подробно рассмотрим упомянутую назидательную
притчу о богаче и Лазаре. Какие же критерии явились определяющими для ее
героев? Как убеждаемся, богач попадает в ад вовсе не из-за наличия
состояния, подобного царскому, а потому, что за постоянным
«блистательным пиршеством», за невиданными порфиром и виссоном он не
видел своих ближних. Его сердце зачерствело и не испытывало сострадания,
любви, добра; само изобилие материальных благ заменило ему Бога, а
роскошная жизнь – рай. Он не замечал Лазаря – нищего, который был
неизлечимо болен и лежал у дворца, надеясь лишь на случайные крохи,
падающие с чужого стола. Даже пес был милосерднее богача – лизал раны
страдальца. Но только ли эти явные страдания, крайняя нужда стали
причиной обретения рая? Нет. Главные личностные качества Лазаря – это
его добродетели. «Получая злое», он до конца сохранил в душе «доброе».
Лазарь не обозлился на богача, а, скорее, сострадал несчастному, духовно
погибающему человеку, проявляя высочайшее смирение. Поэтому, как видим,
воистину Царство Божие зависит не от наличия материальных благ,
богатства или бедности, а от имения или неимения душевных добродетельных
сокровищ. Как сказал Господь: «Царство Божие внутри вас».
Будем же, во спасение, богатыми душою и «нищими духом»!