Москва, 23 февраля — Наша Держава (Митрополит Лимассольский Афанасий). С сегодняшнего дня мы вступили на великое и благоприятное поприще поста,
великой
Четыредесятницы, которое открылось перед нами, чтобы
мы духовно потрудились и прошли этот период духовной брани
с готовностью и решимостью, дабы поклониться святому
Воскресению нашего Господа, которое означает и наше
собственное освобождение и воскресение от греха.
великой
Четыредесятницы, которое открылось перед нами, чтобы
мы духовно потрудились и прошли этот период духовной брани
с готовностью и решимостью, дабы поклониться святому
Воскресению нашего Господа, которое означает и наше
собственное освобождение и воскресение от греха.
Святая Четыредесятница считается особым и самым
благословенным периодом в Церкви для духовной брани.
Конечно, это не означает, что христианин должен ждать
Четыредесятницы, чтобы начать духовную брань. Для нас
каждый день должен быть и Четыредесятницей, и
Воскресением, каждый день должен быть и Великой
Пятницей, и Великой
Субботой, и Пасхой. Но поскольку мы являемся людьми и
у нас бывают разные перемены и колебания в духовном
состоянии и во всем нашем настрое, то Церковь, относясь к
нам с великой заботой и мудростью, дает нам ежедневные
духовные напоминания: через дни памяти святых, через
великие Господские и Богородичные праздники, посты, через
Святую Четыредесятницу, чтобы напомнить о том, что у нас
есть возможность духовно потрудиться в это благословенное
время. Святая и великая Четыредесятница является особо
благодатным временем, потому что вся Церковь, все
находящиеся на этой земле православные христиане, все мы
как одно тело, постимся постом, приятным Господу, и
стараемся совершать все необходимое, что составляет жизнь
во Христе.
Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день
спасения (2 Кор 6, 2), — поем мы на вечерне в
Прощеное воскресенье. То есть сейчас время благоприятное,
угодное Богу, время покаяния и спасения. Святая и великая
Четыредесятница наполнена особой умиротворенностью
покаяния, которая привлекает благодать Святого Духа в
сердца людей. Поэтому на вечерне в Прощеное воскресенье
Церковь закладывает в основание поста прощение нами друг
друга. Евангельский отрывок, читаемый в сей день, говорит
именно об этом: если вы будете прощать людям
согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный (Мф
6, 14), — говорит Христос.
спасения (2 Кор 6, 2), — поем мы на вечерне в
Прощеное воскресенье. То есть сейчас время благоприятное,
угодное Богу, время покаяния и спасения. Святая и великая
Четыредесятница наполнена особой умиротворенностью
покаяния, которая привлекает благодать Святого Духа в
сердца людей. Поэтому на вечерне в Прощеное воскресенье
Церковь закладывает в основание поста прощение нами друг
друга. Евангельский отрывок, читаемый в сей день, говорит
именно об этом: если вы будете прощать людям
согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный (Мф
6, 14), — говорит Христос.
Чтобы совершать духовную брань, необходимо присутствие
Божественной благодати, ибо это не человеческая брань.
Духовный подвиг Великого
поста — это не пищевая диета, которую мы
соблюдаем, чтобы похудеть. Святая Четыредесятница имеет
иной смысл: он заключается в том, чтобы благодать вошла в
сердце человека, чтобы человек избегал греха, чтобы
человек поборол грех и страсти, убивающие его душу,
получил просвещение от Бога и таким образом стяжал
Царствие Божие. Наряду с телесной борьбой, наряду с
соблюдением поста необходимы укрепление от Бога и
присутствие Божие.
Мы получаем друг у друга прощение, чтобы через прощение и
покаяние Святой Дух Божий вошел в наше сердце, пребыл с
нами, отверз наши очи и привел нас к осознанию своей
греховности, дабы мы обратились к Богу и испросили
отпущения наших грехов. Если вся эта брань не приведет нас
к испрашиванию отпущения грехов, если она не приведет нас
к благословенному состоянию покаяния, значит, эта брань не
принесет никакого плода. Взращивает и очищает человеческую
душу только покаяние.
Именно в покаянии заключается духовный труд великой
Четыредесятницы
Именно в покаянии заключается духовный труд великой
Четыредесятницы. Пост, бдения, множество служб, поклоны,
стояния, чтения — все, что мы делаем в этот период,
имеет своей целью умягчить наше сердце. Мы трудимся на
этом поприще поста с большой решимостью, без робости. Тот,
кто страшится, никогда ничего не достигнет: нерешительный
человек не имеет части в Царствии Божием. Тот, кто
страшится, полагает, что его духовные достижения зависят
от его собственных сил, — забывает о силе Божией,
забывает слова апостола Павла, который говорит:
Все могу в укрепляющем меня Христе (Флп 4,
13). Именно с таким настроем мы должны совершать духовный
подвиг великой Четыредесятницы, «как львы, дышащие
огнем», как говорит святитель Иоанн Златоуст.
Подобно львам, испускающим пламя и дым, наполненным силой
и стремительностью, — с такой же силой и мы должны
духовно трудиться в благословенный период Великого поста.
Мы не должны бояться, не должны робеть, не должны думать,
что у нас ничего не получится. С нами Бог, и Он нас не
оставит. Покажи Богу свое намерение — и получишь от
Него силу совершить дело своего спасения.
Четыредесятницы. Пост, бдения, множество служб, поклоны,
стояния, чтения — все, что мы делаем в этот период,
имеет своей целью умягчить наше сердце. Мы трудимся на
этом поприще поста с большой решимостью, без робости. Тот,
кто страшится, никогда ничего не достигнет: нерешительный
человек не имеет части в Царствии Божием. Тот, кто
страшится, полагает, что его духовные достижения зависят
от его собственных сил, — забывает о силе Божией,
забывает слова апостола Павла, который говорит:
Все могу в укрепляющем меня Христе (Флп 4,
13). Именно с таким настроем мы должны совершать духовный
подвиг великой Четыредесятницы, «как львы, дышащие
огнем», как говорит святитель Иоанн Златоуст.
Подобно львам, испускающим пламя и дым, наполненным силой
и стремительностью, — с такой же силой и мы должны
духовно трудиться в благословенный период Великого поста.
Мы не должны бояться, не должны робеть, не должны думать,
что у нас ничего не получится. С нами Бог, и Он нас не
оставит. Покажи Богу свое намерение — и получишь от
Него силу совершить дело своего спасения.
Но
дело спасения не ограничивается только постом. Если у
нас не получается поститься в соответствии с
установлениями Церкви и мы по благословению своего
духовного отца совершим снисхождение к нашей телесной
болезни и слабости, то это не так страшно. Кто может
помешать нам смиряться и каяться? Не нужно телесных
сил, не нужно быть молодым, старым, сильным и зрелым,
чтобы иметь смиренный дух, чтобы не осуждать, чтобы
не грешить, чтобы сердце было сокрушенным и пребывало
в благодати смирения. Все мы, молодые и старые,
больные и здоровые, можем иметь эту благодать
покаяния в сердце, рождающуюся из смирения. Это и
есть наша цель.
дело спасения не ограничивается только постом. Если у
нас не получается поститься в соответствии с
установлениями Церкви и мы по благословению своего
духовного отца совершим снисхождение к нашей телесной
болезни и слабости, то это не так страшно. Кто может
помешать нам смиряться и каяться? Не нужно телесных
сил, не нужно быть молодым, старым, сильным и зрелым,
чтобы иметь смиренный дух, чтобы не осуждать, чтобы
не грешить, чтобы сердце было сокрушенным и пребывало
в благодати смирения. Все мы, молодые и старые,
больные и здоровые, можем иметь эту благодать
покаяния в сердце, рождающуюся из смирения. Это и
есть наша цель.
Именно этого хочет от нас Бог. Мы сможем этого достичь,
если освободимся от уз страстей, от греха. Пост —
вот первая ступень, ведущая нас к тому состоянию
мужественности и храбрости, которое разрывает узы греха,
чтобы нам впоследствии продолжать свою духовную брань с
большим рвением и дерзновением.
Нам нужно отбросить злобу, лукавство, все, что затмевает
образ Божий, и главным образом стяжать святое смирение.
Смиренный человек может каяться, может молиться, получать
здоровье души и тела, в то время как гордый не может
покаяться. Гордый человек не может понять, в каком
состоянии он находится; ему кажется, что он не нуждается
ни в Боге, ни в ком другом. Он никогда не ощущает свою
вину, никогда не ощущает себя виноватым, что ему нужно
попросить прощения у своего брата. Он считает, что всегда
прав. В действительности он пребывает во тьме отсутствия
Бога. Бог живет в сердцах грешных, но смиренных и
кающихся. В гордом же человеке Бог никогда не живет, и
никогда не дает ему благодать. Гордым людям Бог
противится. Он — противник гордости и эгоизма. Так
что давайте в это благословенное время решимся наряду с
телесным подвигом поста принести еще более глубокое
покаяние.
Постараемся обрести это благословенное и блаженное
состояние покаяния, стяжаемое плачем перед Богом. Бог
придет в наше сердце, чтобы утешить и возвестить нам о
Своей любви и о нашем спасении.
В Церкви мы не живем ложными утопиями, мечтаниями и
морализаторским благочестием. В Церкви мы познаем Бога.
Бог здесь среди нас, и человек призван ощутить Бога как
самый великий опыт своей жизни. Доказательством этому
являются все те святые, которые ощущали присутствие Бога.
Тогда мы будем по-настоящему детьми Божиими, детьми
Церкви, будем действительно христианами, в которых
воплотилось Евангелие и принесло плод, преобразив наше
существо, сделав его храмом Святого Духа, избранным
сосудом Божиим. Да сопутствует нам всегда эта благодать
покаяния, особенно же в это благословенное время Святой,
великой
Четыредесятницы. Получая прощение друг у друга,
попросим Бога Своей благодатью и силой Честного Креста
благословить нас, покрыть нас, укрепить нас, чтобы с
радостью, решимостью и великим мужеством, подобно бегунам
на беговой дорожке, мы продолжили духовную брань святого
поста и сподобились сладости присутствия Бога в наших
сердцах. Православная Церковь всегда на первое место
ставит любовь к Богу. Любовь означает личное отношение,
личное соединение человека с Богом. Для достижения этой
любви у нас есть богослужения, бдения, молитвы,
коленопреклонения, умная молитва, молитва по четкам.
Учение и Евангелие Христово — это инструменты и
средства, приводящие нас ко Христу. Церковь говорит об
одном Лице, о Христе, а не об идеалах. Когда мы поймем,
что именно это Лицо является сердцем Церкви, ядром любви и
нашего бытия, тогда мы многое поймем в Церкви. Церковь
совершает брак между человеком и Христом. Песнопения,
чтения и весь дух великой Четыредесятницы и Страстной
недели бьют по сердцу человека, чтобы разрушить его
черствость и бесчувствие, дабы оно обратилось к поиску
любви Христовой.
морализаторским благочестием. В Церкви мы познаем Бога.
Бог здесь среди нас, и человек призван ощутить Бога как
самый великий опыт своей жизни. Доказательством этому
являются все те святые, которые ощущали присутствие Бога.
Тогда мы будем по-настоящему детьми Божиими, детьми
Церкви, будем действительно христианами, в которых
воплотилось Евангелие и принесло плод, преобразив наше
существо, сделав его храмом Святого Духа, избранным
сосудом Божиим. Да сопутствует нам всегда эта благодать
покаяния, особенно же в это благословенное время Святой,
великой
Четыредесятницы. Получая прощение друг у друга,
попросим Бога Своей благодатью и силой Честного Креста
благословить нас, покрыть нас, укрепить нас, чтобы с
радостью, решимостью и великим мужеством, подобно бегунам
на беговой дорожке, мы продолжили духовную брань святого
поста и сподобились сладости присутствия Бога в наших
сердцах. Православная Церковь всегда на первое место
ставит любовь к Богу. Любовь означает личное отношение,
личное соединение человека с Богом. Для достижения этой
любви у нас есть богослужения, бдения, молитвы,
коленопреклонения, умная молитва, молитва по четкам.
Учение и Евангелие Христово — это инструменты и
средства, приводящие нас ко Христу. Церковь говорит об
одном Лице, о Христе, а не об идеалах. Когда мы поймем,
что именно это Лицо является сердцем Церкви, ядром любви и
нашего бытия, тогда мы многое поймем в Церкви. Церковь
совершает брак между человеком и Христом. Песнопения,
чтения и весь дух великой Четыредесятницы и Страстной
недели бьют по сердцу человека, чтобы разрушить его
черствость и бесчувствие, дабы оно обратилось к поиску
любви Христовой.