Москва, 1 февраля — Наша Держава. Избранные главы из Разговора о святых священнодействиях и таинствах церковных О Царях…
111. Когда Царь причащается в алтаре и как?
Царь причащается внутри алтаря во время помазания и торжественного
венчания своего после причащения диаконов. По обычаям прежних времен,
(это причащение) совершалось на святом престоле, но в стороне на особом
столике, на котором полагаем был антиминс. Сначала архиереи, иереи и
диаконы по обыкновенному чину причащаются животворящего хлеба и
божественной крови из обыкновенных священных сосудов; потом Царь,
приступив, принимает рукою от патриарха святейший хлеб, подобно
диаконам, и от самого же Патриарха, подобно диаконам, причащается устами
животворящей крови из приготовленного для него сосуда. И это узаконено
издревле. Такая честь усвояется Царю ради
царственного помазания, как охранителю прав святой Церкви, именующемуся
защитником ее, как помазаннику Господню и предизбранному (Богом) Царю
христоименитого народа. Как благочестивейший, он и причисляется к
освященным лицам Церкви.
венчания своего после причащения диаконов. По обычаям прежних времен,
(это причащение) совершалось на святом престоле, но в стороне на особом
столике, на котором полагаем был антиминс. Сначала архиереи, иереи и
диаконы по обыкновенному чину причащаются животворящего хлеба и
божественной крови из обыкновенных священных сосудов; потом Царь,
приступив, принимает рукою от патриарха святейший хлеб, подобно
диаконам, и от самого же Патриарха, подобно диаконам, причащается устами
животворящей крови из приготовленного для него сосуда. И это узаконено
издревле. Такая честь усвояется Царю ради
царственного помазания, как охранителю прав святой Церкви, именующемуся
защитником ее, как помазаннику Господню и предизбранному (Богом) Царю
христоименитого народа. Как благочестивейший, он и причисляется к
освященным лицам Церкви.
112. Каким образом царь провозглашается Царем? (обряды дворца константинопольского)
При венчании на царство, если получает его по преемству, он
первоначально повозглашается от царственных особ, поднимающих его на
воинском щите пред народом, что означает военачальство и царскую власть.
Потом принимается он высшими сановниками, как соделавшийся началом их и
главою. Воины и народ воздают ему честь поклонением и хвалебными
воззваниями, как соделавшемуся их владыкою. Царь раздает им дары, как
соделавшийся их обладателем, благодетелем и попечителем. Потом он
приходит в Церковь и являя покорность Богу, обращается к Нему, как к
началу всего, испрашивает даров благодати Его, как раб Божий, и молится о
посвящении своем в Царя; ибо Христом, Царем царствующих, царие царствуют
(Притч.8,15), и Его одного царство вечно. Потому Царь и входит в
божественный храм Его, как в святое царственное селение (Христово),
чтобы приять (от Христа багословение и благодать, потребные) для
царства.
первоначально повозглашается от царственных особ, поднимающих его на
воинском щите пред народом, что означает военачальство и царскую власть.
Потом принимается он высшими сановниками, как соделавшийся началом их и
главою. Воины и народ воздают ему честь поклонением и хвалебными
воззваниями, как соделавшемуся их владыкою. Царь раздает им дары, как
соделавшийся их обладателем, благодетелем и попечителем. Потом он
приходит в Церковь и являя покорность Богу, обращается к Нему, как к
началу всего, испрашивает даров благодати Его, как раб Божий, и молится о
посвящении своем в Царя; ибо Христом, Царем царствующих, царие царствуют
(Притч.8,15), и Его одного царство вечно. Потому Царь и входит в
божественный храм Его, как в святое царственное селение (Христово),
чтобы приять (от Христа багословение и благодать, потребные) для
царства.
113. Как венчается Царь?
В храме принимает Царя иерарх, как имеющий божественную власть и силу
освящения, как получивший безстрастное и небесное начальство Духа. И не
просто дает ему, чего он испрашивает, но наперед приемлет от него
православное исповедание веры в Бога и (обет) благоволительного
попечения о подвластных в правде.
освящения, как получивший безстрастное и небесное начальство Духа. И не
просто дает ему, чего он испрашивает, но наперед приемлет от него
православное исповедание веры в Бога и (обет) благоволительного
попечения о подвластных в правде.
114. Ради чего Царь помазуется миром и совершаются над ним молитвословия?
Когда Царь произнесет это устами и знаменуется рукою, — так как
исповедание (веры и обеты, совершаемые) пред Богом должны быть верны и
тверды, — тогда иерарх вручает ему на возвышенном амвоне символы власти,
провозглашая его среди народа, над которым он царствует, и помазую в
Царя божественным миром с священнейшими молитвами. Запечатлеваясь миром, печатью и помазанием Сущего Царя всех, Царь облекается силою, поставляется в образ Его на земле,
и приемлет сообщаемую благоуханным миром благодать Духа, утверждающую
верховных правителей гражданства и воинства. Молитвами же (иерарх)
ограждает, охраняет, укрепляет и совершает его, испрашивая ему от
Державного и единого Бладыки и Господа всех благ земных и небесных.
Посему, после первой молитвы, крестообразно возливает на главу его миро,
показывая тем, что сам Христос помазует его, что победивший крестом
уготовляет и в нем победителя, что имеющий державу вечную и венец славы
дарует и ему державу, и соделывает главою всех. Потому и помазует ему
одну только главу. Потом провзглашает: агиос (свят), внушая, что Царь
освящается от Святого и посвящается Христом в Царя освященных.
Затем Царь, как верховный владыка всех, возлагает венец на главу, и
Венчанный приклоняет главу, воздавая долг покорности Владыке всего —
Богу. Потом совершает другую молитву, как признательный раб, получивший
от Христа величайшие дарования, и как избранник Его.
исповедание (веры и обеты, совершаемые) пред Богом должны быть верны и
тверды, — тогда иерарх вручает ему на возвышенном амвоне символы власти,
провозглашая его среди народа, над которым он царствует, и помазую в
Царя божественным миром с священнейшими молитвами. Запечатлеваясь миром, печатью и помазанием Сущего Царя всех, Царь облекается силою, поставляется в образ Его на земле,
и приемлет сообщаемую благоуханным миром благодать Духа, утверждающую
верховных правителей гражданства и воинства. Молитвами же (иерарх)
ограждает, охраняет, укрепляет и совершает его, испрашивая ему от
Державного и единого Бладыки и Господа всех благ земных и небесных.
Посему, после первой молитвы, крестообразно возливает на главу его миро,
показывая тем, что сам Христос помазует его, что победивший крестом
уготовляет и в нем победителя, что имеющий державу вечную и венец славы
дарует и ему державу, и соделывает главою всех. Потому и помазует ему
одну только главу. Потом провзглашает: агиос (свят), внушая, что Царь
освящается от Святого и посвящается Христом в Царя освященных.
Затем Царь, как верховный владыка всех, возлагает венец на главу, и
Венчанный приклоняет главу, воздавая долг покорности Владыке всего —
Богу. Потом совершает другую молитву, как признательный раб, получивший
от Христа величайшие дарования, и как избранник Его.
115. Почему новый Царь приводится для совершения над ним помазания царями — отцами, или военачальниками?
Как избранный Богом, он приводится к иерарху царем отцом, или первым
из лиц правительствующих. Сим свидетельствуется, что он входит не
насильственно, но законно избран и приводится для посвящения.
из лиц правительствующих. Сим свидетельствуется, что он входит не
насильственно, но законно избран и приводится для посвящения.
116. О том, что и над сановниками прежде было совершаемо Церковью молитвословие.
В прежнее время тоже совершалось после царей и над другими
сановниками. Ибо после избрания и царского определения они приводились в
церковь, был поставляем пред святыми вратами против престола налой и
Патриархом совершаемы были молитвы и благословения. Между тем Царь,
после помазания и благословения священноначальническою рукою, возложив
венец на главу и приняв крест в знак благочестия, равно как и
так-называемую акакию, которая состоит из земли в мешечке и служит
символом тленности власти и внушаемого тем смирения, приветствуется
всеми и нисходит (с возвышения, на котором совершается
священнодействие).
сановниками. Ибо после избрания и царского определения они приводились в
церковь, был поставляем пред святыми вратами против престола налой и
Патриархом совершаемы были молитвы и благословения. Между тем Царь,
после помазания и благословения священноначальническою рукою, возложив
венец на главу и приняв крест в знак благочестия, равно как и
так-называемую акакию, которая состоит из земли в мешечке и служит
символом тленности власти и внушаемого тем смирения, приветствуется
всеми и нисходит (с возвышения, на котором совершается
священнодействие).
117. Что значит священное одеяние подобное мантии, которое
возлагается на Царя поверх царских одежд, и что знаменует жезл из
легкого дерева?
Поверх царских одежд возлагается на Царя священное одеяние,
составляющее принадлежность Самодержца и знаменующее благоустройство,
благосостояние и мир о которых он приемлет обязанность пещись в оношении
к Церкви. Еще получает он жезл, не какой нибудь тяжелый и жесткий, но
легкий и мягкий, в знак того, что он будет наказывать с кротостию, не
гневно и разрушительно, не сокрушая и губя (наказуемых).
составляющее принадлежность Самодержца и знаменующее благоустройство,
благосостояние и мир о которых он приемлет обязанность пещись в оношении
к Церкви. Еще получает он жезл, не какой нибудь тяжелый и жесткий, но
легкий и мягкий, в знак того, что он будет наказывать с кротостию, не
гневно и разрушительно, не сокрушая и губя (наказуемых).
118. Что знаменует вход Царя во святое?
В таком виде он вступает во святое святых, во свидетельство того, что
он обязуется благоустроять и умиротворять Церковь, покровительствовать и
защищать ее, отражать возмутителей и всех располагать к подчинению ей и
покорности: ибо и сам он свидетельствует ей послушание и верность,
приступая с непокровенною главою к страшным таинствам и оказывая ей
сыновнее повиновение; — такж в знак того, что он будет итти по пути
Божию, правому и неуклонному, ведущему в Царствие Небесное. Ибо,
прошедши храм, означающий здешнюю жизнь, он входит в (царские) врата
святилища, где и становится возле иереев, молящихся о нем, да приимет он
царство от Христа. Вскоре потом он и сподобляется самого царствия
(Христова) в залоге, (который приемлет).
он обязуется благоустроять и умиротворять Церковь, покровительствовать и
защищать ее, отражать возмутителей и всех располагать к подчинению ей и
покорности: ибо и сам он свидетельствует ей послушание и верность,
приступая с непокровенною главою к страшным таинствам и оказывая ей
сыновнее повиновение; — такж в знак того, что он будет итти по пути
Божию, правому и неуклонному, ведущему в Царствие Небесное. Ибо,
прошедши храм, означающий здешнюю жизнь, он входит в (царские) врата
святилища, где и становится возле иереев, молящихся о нем, да приимет он
царство от Христа. Вскоре потом он и сподобляется самого царствия
(Христова) в залоге, (который приемлет).
119. О том что Царь причащается, вступая в алтарь?
После священнодействия, вошедши во святилище, какбы в небо, Царь
причащается самого Небесного Царствия, Иисуса Христа Бога нашего, и
святым причащением священно совершается как Царь, как говорит св.
Дионисий, — что сим все совершается…
причащается самого Небесного Царствия, Иисуса Христа Бога нашего, и
святым причащением священно совершается как Царь, как говорит св.
Дионисий, — что сим все совершается…
192. Против утверждающих, будто Царь поставляет Патриарха.
Посему заблуждаются те нововводители, которые по внушению ненависти
утверждают, будто Царь поставляет Патриарха. Отнюдь не Царь, а здесь
дейстует собор; Царь же, как благочестивый, только содействует, как
сказано, не только потому, что он есть защитник Церкви и Царь
помазанный, но и чтобы, помагая и содействуя, защищать и делать твердыми
распоряжения Церкви, так как и это должно соблюдаться у православных
для мира Церкви. — Когда избранный сделает приличный ответ и приимет
Церковь, то все архиереи приближаются к нему и приносят поклонение,
равно как и клирики, и миряне. Потом, если он из архиереев, то не имеет
нужды в рукоположении, а только в возведении на престол; а если из
священников, то рукополагается и возводится на престол.
утверждают, будто Царь поставляет Патриарха. Отнюдь не Царь, а здесь
дейстует собор; Царь же, как благочестивый, только содействует, как
сказано, не только потому, что он есть защитник Церкви и Царь
помазанный, но и чтобы, помагая и содействуя, защищать и делать твердыми
распоряжения Церкви, так как и это должно соблюдаться у православных
для мира Церкви. — Когда избранный сделает приличный ответ и приимет
Церковь, то все архиереи приближаются к нему и приносят поклонение,
равно как и клирики, и миряне. Потом, если он из архиереев, то не имеет
нужды в рукоположении, а только в возведении на престол; а если из
священников, то рукополагается и возводится на престол.
194. О том, что Царь посылает избранному Патриарху мантию и панагию, а посох вручает собственною рукою.
Царь прежде, нежели увидится с избранным Патриархом, выражает ему
благорасположение, посылает ему мантию с источниками и панагию
церковную, которая есть какбы залог и которую он сам хранит, как слуга и
страж Церкви. Потом и жезл, как дар честнейший и знак пастырской
власти, дает ему собственною рукою, ради чести и большей верности, и
через то показывает всем, что и он сам почитает сего пастыря, которого
избрал Бог. а чтобы засвидетельствовать это еще яснее, по его приказанию
приготовляется конь, убранный разными украшениями,на которого избранный
садится и, между тем, как царский всадник идет пешком, придерживая коня
за узду, вместо самого Царя, как сделал великий Константин со святым
Сильвестром, — он едет через весь царский двор и по главной улице до
патриаршего дома. Если у Царя есть сын, то он следует верхом на коне, и
весь сенат. Так и с такою целью совершается так называемое производство,
ради чести Церкви, которая относится ко Христу. Если же избранный есть
архиерей, как мы сказали, то после наречения он есть уже Патриарх и ни в
каком другом действии не имеет нужды, кроме только одного возведения на
престол…
благорасположение, посылает ему мантию с источниками и панагию
церковную, которая есть какбы залог и которую он сам хранит, как слуга и
страж Церкви. Потом и жезл, как дар честнейший и знак пастырской
власти, дает ему собственною рукою, ради чести и большей верности, и
через то показывает всем, что и он сам почитает сего пастыря, которого
избрал Бог. а чтобы засвидетельствовать это еще яснее, по его приказанию
приготовляется конь, убранный разными украшениями,на которого избранный
садится и, между тем, как царский всадник идет пешком, придерживая коня
за узду, вместо самого Царя, как сделал великий Константин со святым
Сильвестром, — он едет через весь царский двор и по главной улице до
патриаршего дома. Если у Царя есть сын, то он следует верхом на коне, и
весь сенат. Так и с такою целью совершается так называемое производство,
ради чести Церкви, которая относится ко Христу. Если же избранный есть
архиерей, как мы сказали, то после наречения он есть уже Патриарх и ни в
каком другом действии не имеет нужды, кроме только одного возведения на
престол…
По изданию: Сочинения Блаженнаго Симеона, Архиепископа Фессалоникийскаго. СПб, 1856 / репринт: Галактика, 1994