Санкт-Петербург, 15 ноября — Наша Держава. Святые отцы русской православной церкви согласно утверждали, что православный Царь, как Божий Помазанник, является проводником Божией воли на земле. Поэтому они призывали народ к пониманию того, что воля Царя на Руси должна считаться священной, как воля Божьего Помазанника.
Царю от Господа подается мужество, сила, власть, и мудрость для управления государством, для деятельности, способствующей благоденствию своих подданных, а главное – утверждению главной духовной ценности – святой православной веры. Таким образом, благоденствие народа зависит от его веры в Бога, от Божией воли и ее проводника — православного Царя. Таким образом, духовное и материальное благополучие России, по мнению святителя Феофана Затворника, зависит, от того, насколько люди чтут волю Божию, и ее проводника – православного Царя. При падении монархии, и ее замене на демократию правитель России теряет сакральное значение, народ не считает его волю Божией волей и потому в государстве не утихают споры и раздоры, которые в наше предантихристово время усиливаются.
Святые отцы указывали на то, что если в России не будет восстановлена монархия, то она не будет противиться приходу антихриста. По учению святителя Феофана только власть Царя, Божьего Помазанника, может сдерживать массовое отступление русского народа от христианства и от христианских нравственных норм. Сдерживать, применяя не только свой священный авторитет, но и законы, свойственные православному государству. А при демократии даже святая Церковь не сможет остановить народ от отречения от Христа. Слуги антихриста под предлогом свободы слова и самовыражения будут подготовлять народные настроения в пользу принятия антихриста.
По мнению святителя Феофана так и будет, если вместо русской монархии в России будет действовать республиканская форма правления. Тогда некому станет государской властью укреплять в государстве христианский порядок и христианскую веру. «Когда царская власть падет, — писал святитель, — то народы заведут всюду самоуправство (демократию, республику). Тогда станет антихрист действовать просторно. Сатане легче станет подготовлять голоса народные в пользу полного отречения от Иисуса Христа. Это уже показал опыт Французской революции. Некому тогда станет наложить властное veto на антихристианское движение. Смиренное проповедание православной веры слушать не будут». При этом Феофан Затворник говорил, что в России наступит господство зла и неверия. В предантихристово время оно будет возрастать и расширяться. А когда оно совсем возобладает, тогда или пропадет Россия или утвердится в ней царь, который своим священным авторитетом, христианскими законами и, если надо, то применением силы остановит господство антихристианских начал.
Собственно потому православного монарха и называют удерживающим. Он, совместно с Церковью, может удержать Россию от поклонения антихристу. Отсюда и главное назначение христианской монархии – защита православной веры, и утверждение ее в народе и подавление антихристианских движений.