Санкт-Петербург, 11 декабря — Наша Держава. Принято думать, что перед революцией Россия была страной неграмотных. Не только иностранцы, но и многие русские уверены, что главная масса населения была неграмотна и что, во всяком случае количество неграмотных было больше, чем в остальных европейских странах.
Действительно, если принять во внимание положение, имевшее место за 20-30 лет перед Первой Мировой войной, то такое мнение имеет некоторое основание. Но при этом не нужно забывать, что в последние десятилетия перед войной произошли такие перемены, которые значительно изменили картину школьного дела в России.
Перед войной создалось такое положение, что младшие по возрасту группы населения давали очень высокий процент грамотности.
Для доказательства обратимся к фактическим данным, которые дают сведения о грамотности новобранцев по годам:
Годы
На 1000 призванных грамотных
Годы
На 1000 призванных грамотных
1903
529
1909
629
1904
555
1910
652
1905
559
1911
667
1906
580
1912
681
1907
619
1913
678
1908
641
1920
823
Последняя цифра для 1920 г. особенно характерна. В 20 г. вследствие гражданской войны, число школ значительно сократилось и высокий процент неграмотных объясняется тем, что лица, достигшие к этому времени призывного возраста, проходили школы перед войной.
По отдельным племенным группам число грамотных распределялось так: латыши, эстонцы и финны — около 96%, великороссы, белорусы и поляки — по 86%, малороссы — 85%, молдаване — 61%, татары — 52%, башкиры — 41%, киргизы — 16% и туркмены — 4%.
Хотя в России и не смотрели на азиатские владения, как на колонии, в западно-европейском смысле слова, но предъявлять к России требования всеобщей грамотности азиатских туземцев, почти столь же справделиво, как требовать от Англии и Франции всеобщей грамотности туземцев Центральной Африки. Если бы мы имели данные только для Европейской России, т.е. отбросили бы, наименее грамотные азиатские племена, то процент грамотных был бы значительно выше, т.е. около 90%. Если же взять более младшую возрастную группу, т.е. детей школьного возраста, то процент грамотных будет ещё выше.
Принимая во внимание, что число прошедших школу мальчиков было выше, чем девочек, можно утверждать, что к началу Первой Мировой войны, мальчики не посещавшие школу, составляли исключение, т.е. всеобщая грамотность мужского населения была ПРАКТИЧЕСКИ ДОСТИГНУТА.
Отсюда вытекает, что если бы большевики не открыли даже ни одной школы, то, несмотря на это, почти все, 40-45 летние мужчины в Европейской России были бы сейчас грамотны, т.к. они проходили школу в «тёмной» царской России.
Цифровые данные взяты из материалов журнала «Крестьянская Россия». В этой заметке не упомянуто о законе государственной думы, намечавшем введение всеобщей грамотности к 1922 г., чтобы говорить только о фактическом состоянии дела, а не о законодательных проектах.
Б. Крестинский
(газета «Наша Страна», Буэнос-Айрес, 30 апреля 1949 г. №17, стр. 8)