Симферополь,
14 апреля – Наша Держава (Алексей Васильев). Всякий раз приезжая в Москву – не сильно мудрствую
с маршрутом. Встреча с друзьями, а потом храмы, монастыри, музеи. Очень часто –
Третьяковка, которая никогда не надоедает. Находившись по залам, отдыхаю на
стуле в зале Врубеля. Перед его огромной «Грёзой». Не просто отдыхаю –
погружаюсь, проникаю как в портал в другое измерение… В этот день в 1910 году
не стало «русского Ван Гога» Михаила Врубеля. Хотя при чём тут безухий голландец?
Врубель уникален и неповторим.
Многие
при жизни Врубеля относились к нему с иронией. Некоторые с возмущением. Мол
русский художник, а малюет чёрте-что. Ты де богатырей изобрази, как у Васнецова, или ещё
что-то в «нашем духе». Медведей?
Матрёшку? Бабу в сарафане?
Эксперты
прошлого, как и квасные патриоты нынешнего, не могут понять, что русская
культура впитывает и переваривает всё лучшее в мире, не боясь раствориться во
всемирном духовном океане.
Конечно,
Россия — это пахнущие лаком матрёшки, но
и высыхающая тушь на влажных акварелях японских мастеров, это горящие бронзой львы Тибета и ледяной
мрамор базилики Святого Петра.
Но
Россия не питается чужим гением. Она переварив чужое, выдаёт свой, особый
вариант. Как тот же европейский модерн, стал отдельным явлением превратившись в
модерн русский.
Так
же и Врубель. Чей он художник? Врубель ваш? Врубель наш? Врубель Вселенский. А
значит российский, имперский, бесконечный.
Не
спешите меня цитировать или спорить со мной. Я не искусствовед, я мужчина, уже не в самом расцвете сил из крымского далёка.
Я
просто присел на стул в зале Врубеля.
Ещё
для меня Россия, Империя, культура это синонимы. И последний Российский
Император, заваленный «фейками» проходимцев
из недружественных стран и доморощенных либерастов, символ этого триединства.
Враги
любят представлять Государя не только недалёким в политическом отношении, но и
в культурном. Мол, дальше Камаринской и Охотников на привале, его кругозор не
расширяется. А культуру Серебряного века
он, якобы и вовсе не понимал и ненавидел.
Ложь
на лжи. Как обычно.
А вот правда, всего лишь штрих,
но говорит о многом. Художник Константин Коровин вспоминал, как на одной из
выставок, устроенных Сергеем Дягилевым в Академии художеств, присутствовал Император
Николай II. Увидав картину Врубеля «Сирень», Государь сказал:
— Как это красиво. Мне нравится.
Императора, кто-то из великих князей, попытались слегка пристыдить. По-родственному.
Обличив Его в «невежестве». Мол, не может Самодержец Всея Руси восхищаться этой
декадентской мазнёй.
Но монарх отстаивал свою точку зрения. А
узнав фамилию художника улыбнулся:
—
Ведь это тот, которого «казнили» в Нижнем?..».
Государь имел не только тонкий вкус, но и
прекрасную память. Он конечно же был наслышан про историю «Казни Врубеля в Нижнем».
Рассказывают, что за
несколько лет до этого, меценат-миллионер Савва Мамонтов заказал Врубелю два огромных панно для Всероссийской Нижегородской
выставки, приуроченной к Коронации Императора Николая II. Комиссия выставки признала оба панно Врубеля —
«Микула Селянинович» и «Принцесса Грёза» … чудовищными. И отказала в
экспонировании.
Многие
при жизни Врубеля не понимали его творчества.
А сейчас почти все полюбили – моды ради. Тогда же, босяцкий певец, орфей голытьбы, Максим Горький
накропал пять газетных статей о выставке в Нижнем Новгороде, в которых «разоблачал»
«нищету духа и бедность воображения» художника. Великого Врубеля, мастера,
работавшего на Вечность, а не на трудовой пролетариат.
Вскоре настанут времена, когда умы и
подъезды заполонит культура горьких.
И появятся анекдоты про новых вождей,
анекдоты в которых хорошо отражена суть
этих однобоких людей и их кирзовой идеологии: «Врубель? Хорошая картина, и
главное – недорогая».
Многие уже не поймут о ком этот анекдот. И всё меньше остаётся тех, кто ностальгически восторгается
пролеткультом.
Остаётся вечное. Нестор. Рублёв. Врубель. Или строки из Илиады:
Между живыми
влачусь и стопами земли прикасаюсь!
Если ж умершие
смертные память теряют в Аиде,
Буду я помнить и там моего благородного друга!…
Говорят перед
смертью, Врубель читал Илиаду. Наизусть. По-гречески. Потому, что полу-поляк Врубель был русским. А это больше, чем графа в
анкете.
Алексей
Васильев,
г.Симферополь
Рисунок на выносе: М.А. Врубель, Автопортрет с раковиной . 1905, Бумага на картоне, акварель, уголь, гуашь, сангина, пастель. ГРМ СПб
При перепечатке ссылка на «Нашу Державу» обязательна.
Мы в соцсетях:
—
В «Телеграме» https://t.me/nasha_derzhava
—
В контакте https://vk.com/club1082603?_smt=groups_list%3A1
—
В Одноклассники https://ok.ru/nashaderzh
—
Живой журнал https://nasha-derzhava.livejournal.com/
Соратники! В любой момент «Нашу Державу» (НД), расположенную
на американской платформе, могут закрыть. мы готовы к переезду. Запишите
адреса, по которым мы ответим на все ваши вопросы: skipetr@mail.ru
и aleksey072@gmail.com (лучше писать сразу на два адреса).