Эредия (Коста-Рика), 20 января – Наша Держава. В этом году исполняется 180 лет со дня рождения и 90 лет со дня смерти подзабытого сегодня французского психолога Гюстава Лебона. А вспомнить его следовало бы не только из за круглых дат. Дело в том, что более ста лет назад Лебон описал механизм нынешних «цветных революций». И не только их.
Психология народов и масс —
распространённое русское название совместно изданных переводов книг Гюстава
Лебона Психология народов (Les Lois Psychologiques de l’Évolution des Peuples
(1894)) и Психология масс (La Psychologie des Foules (1895)). В русских
переводах вторая книга известна также как Психология толпы.
Первая книга посвящена общему описанию
психологии народов, вторая рассматривает психологию групп в качестве важнейшего
мотива поведения индивида и причины исторических событий.
Многие положения этого труда взяты в
основу современных рекламных и полит. технологий. И у Ленина, и у Муссолини они
были настольными книгами.
Первый абзац: «Идеи, правящие учреждениями
народов, претерпевают очень длинную эволюцию. Образуясь очень медленно, они
вместе с тем очень медленно исчезают. Став для просвещенных умов очевидными
заблуждениями, они еще очень долгое время остаются неоспоримыми истинами для
толпы и продолжают оказывать свое действие на темные народные массы. Если
трудно внушить новую идею, то не менее трудно уничтожить старую. Человечество
постоянно с отчаянием цепляется за мертвые идеи и мертвых богов».
Основные положения. Книга первая «Психология народов»
Основу цивилизации составляет душа расы,
сформированная наследственными накоплениями. Она так же прочна и не подвержена
изменениям, как и анатомические признаки расы. Душа расы представляет общность
чувств, интересов верований.
Все изменения в государственных
учреждениях, религиях не затрагивают душу расы, но душа расы влияет на них.
Искусство и культура — не показатель
цивилизованности народа. Как правило, во главе цивилизаций стоят народы со
слаборазвитой, утилитарной культурой, но сильным характером и идеалами. Сила
цивилизации не в технических и культурных достижениях, а в характере и идеалах.
Ценности латинских народов — подчинение
сильной, деспотичной власти; англосаксов — приоритет частной инициативы.
Естественная тенденция эволюции
цивилизаций — дифференциация. Панацея демократии — достижение равенства через
воспитание и навязывание своей культуры высшими народами низшим, — заблуждение.
Несвойственная народу даже более высокая культура подрывает его нравственность
и уничтожает ценности, сформированные веками, что делает такой народ ещё ниже.
В большинстве случаев, новые верования и учреждения приносят лишь новые
названия, не изменяя сути уже имеющихся.
Кроме наследственных чувств на историю
народа влияют идеи-догмы. Опускаясь в сферу бессознательного, они имеют
огромную силу. Единственный враг веры — другая вера.
Всеми своими успехам народ обязан лишь
горстке избранных, которые реализуют события, подготовленные веками.
Книга вторая «Психология масс»
В XIX веке власть толпы сменяет власть
элит.
Основные свойства толпы: анонимность
(безнаказанность), зараза (распространение мнения), внушаемость (толпу можно
заставить видеть даже то, чего нет на самом деле), стремление немедленно
претворить свои идеи в жизнь.
Психология толпы похожа на психологию
дикарей: импульсивность, раздражительность, неспособность обдумывать,
отсутствие рассуждения и критики, преувеличенную чувствительность.
Поведение толпы изменчиво, так как она
реагирует на импульсы.
В толпе нет сомнений. Она впадает в
крайности, при которых любое подозрение может превратиться в неоспоримую
очевидность
Массы уважают только силу.
Идеи толпы удерживаются только
категоричностью и не обладают никакой связью.
Рассуждения толпы примитивны и основаны
только на ассоциациях.
Толпа способна воспринимать только
образы, причём, чем ярче образ, тем лучше восприятие. Чудесное и легендарное
воспринимается лучше, чем логичное и рациональное.
Формулы, облечённые в слова, избавляют
толпу от необходимости думать. Формулы неизменны, но слова, в которые они
заключены, должны соответствовать времени. Самые ужасные вещи, названные
благозвучными словами (братство, равенство, демократия), принимаются с
благоговением.
Толпа направляется не к тем, кто даёт ей
очевидность, а к тем, кто даёт ей прельщающую её иллюзию.
Толпе необходим вожак. Вожак не
обязательно умён, так как ум рождает сомнения. Он деятелен, энергичен,
фанатичен. Только слепо верящий в свою идею вожак может заразить верой других.
Главное качество великого вожака — упорная, стойкая воля.
Подготовил Сергей КРУТЬКО,
координатор Латиноамериканского региона