Алексей ВАСИЛЬЕВ,
главный редактор НД
С каждым годом Вторая мировая война всё дальше уходит тьму прошлого. Медленно, но верно исчезают за горизонтом истории ужасающие вехи самой кровавой войны человечества: Герника, Бухенвальд, Освенцим, Майданек, Хатынь, Красный, Лаки… Много ли эти названия говорят нынешнему поколению? Между тем концлагерь Красный и греческая деревня Лаки — страницы крымской истории. Если вы слышите о них впервые, не вините себя в невежестве — их просто стараются побыстрее перелистнуть, чтобы позже, под шумок, вырвать и вставить другие, фальшиво-толерантные…
Практически день в день, спустя год после трагедии в Лаках, каратели сожгли белорусскую деревню Хатынь. Сегодня мемориальный комплекс Хатынь — один из крупнейших памятников Великой Отечественно войны. На месте деревни Лаки — кустарники, бурьян, разрушенная церковь и установленный на средства родственников погибших скромный памятник-камень. Возле этого камня в день черной годовщины, собрались те, кто помнят о ней (по зову сердца, или по долгу службы). Панихиду по невинно убиенным отслужили иноки монастыря Святого Луки.
Мы не случайно вспомнили признание бахчисарайского чиновника. Дело в том, что его симферопольские коллеги и выступавшие крымские греки, словно сговорившись, столь истово произносили пламенные речи, проклиная исключительно «н е м е ц к о — фашистских палачей», что невольно вызвали ропот среди собравшихся.
Присутствующий на мероприятии депутат Инкерманского горсовета Вячеслав Бебнев не выдержал — и высказался по поводу «чрезмерной толерантности» крымских греков, потомки которых были уничтожены в селе Лаки:
— Стыдно было слышать, как представители народа, который жил в уничтоженом селе, упражняются в толерастии, — заявил депутат. — Мол, все ладненько — «немецко-фашисткие захватчики», и ни слова о …татарских коллоборационистах! Немцы-то при чем к лакской трагедии?… К слову, в нынешней Германии фашизм как явление искоренен законодательно. И у нас должны быть законы, чтобы пресечь на корню попытки реанимировать татарский коллаборационизм и «бандеровщину». Сегодня на деле мы видим другое: предпринимаются попытки сделать вид, что ничего не происходит — это и участие чиновников в похоронах коллаборациониста Дагджи, и разрешение на перезахоронение в Бахчисарае нацистского преступника Кырымала. Подобны «толерантность» в кавычках и незнание истории могут привести к необратимым последствиям.
Мне скажут: зачем ворошить прошлое, что было — то было, а сейчас мы пытаемся укрепить такой хрупкий мир в Крыму. А не надо ничего ворошить. Надо знать. Или все же, ради благого дела, «замолчим» правду?
— С «замалчиванием правды» доходит порой до абсурда, — согласился Олег Валентинович. — Когда пишут или говорят, что, например, поселок Чаир или деревню Лаки и их жителей уничтожили некие «добровольцы», без указания национальной принадлежности. Зато эти люди с большим удовольствием «мусолят» историю генерала Власова и «Русской освободительной армии», к месту и не к месту повторяя, что это были именно русские. Если так говорит или пишет историк-любитель или журналист, то это их личное дело и комментировать тут нечего. Однако, когда такую точку зрения высказывает дипломированный историк, вопрос намного сложнее. Тут речь идет уже о профпригодности, поскольку ни принцип объективности, ни принцип историзма в историческом познании еще никто не отменял. И никакой толерантностью свою несостоятельность как ученого оправдать нельзя. Толерантность — вообще очень удобная штука: если ты в чем-то не разбираешься или чего-то не знаешь, то проще всего сказать, что причина — в этом изобретении изощренного либерального ума. Для меня же, когда кто-то из моих коллег-историков «включает» толерантность, это означает только одно: человек некомпетентен.