Санкт-Петербург, 1 августа — Наша Держава. Преподобный Серафим Саровский родился и крестился как Прохор. А в монашестве получил имя Серафим – пламенеющий, пылающий – и имя это оправдал, до конца своих дней горя огнём любви к Богу и непрестанно источая жар этой любви. И сегодня в каждом православном храме, величественном кафедральном соборе или маленькой деревенской церквушке – есть икона преподобного Серафима Саровского. Народ считал батюшку Серафима святым ещё при жизни. Однако для того, чтобы он был официально причислен к лику святых, потребовалось почти 70 лет.
В 1903 году высший свет Российской Империи обсуждал одну из самых животрепещущих церковных тем – канонизацию старца Саровской пустыни Серафима. Спорили о нарушении канонов, административном давлении на церковников, склонялись к поддержке Святейшего Синода, который скептически относился к легендам вокруг имени старца и его предсказаниям. Но вопреки всем препятствиям в июне в Сарове зазвучали пасхальные песнопения, которыми отец Серафим приветствовал приходящих к нему. Так тысячи людей почтили открытие мощей преподобного Серафима, который предсказал дивеевским монахиням: «Среди лета запоёте Пасху».
Прославление Серафима Саровского стало поистине всенародным праздником. На торжества прибыли Император Николай II, личное участие которого сыграло решающую роль в канонизации преподобного, и почти все представители Августейшей фамилии.
Вот как описывал события, предшествующие канонизации преподобного, выдающийся русский мыслитель, Лев Александрович Тихомиров, в своём дневнике за 22 августа 1902 г.:
«Кстати сказать, поразительно благочестие Государя. За самое верное слыхал, что Высочайшее пожелание ускорить причисление Серафима Саровского к лику святых произошло так.
Не знаю зачем, Государю представлялся о. Серафим Чичагов. У него дочка в Дивееве, монахиня. Чичагов был принят, случайно наедине. Он сказал Государю, что недавно умерла одна монахиня, современница о. Серафима Саровского, которая при кончине открыла ему, о. Чичагову, примечательные вещи. Государь, оказалось, не знал, что за Серафим Саровский. Чичагов рассказал и объяснил, что означенная монахиня ему открыла предсказание о. Серафима, а именно: «В конце столетия в России будет царствовать Император Николай Второй, царствование которого будет славное, но трудное: в это-то царствование будут прославлены мощи его, Серафима Саровского, и совершатся великие чудеса» *. [* Я слыхал давно это Дивеевское предание, но в таком виде, что «мощи о. Серафима Саровского будут прославлены в тяжкое для России время, при Царе Николае…» О славном царствовании и о том, что это именно второй Николай я не слыхал. Конечно, Чичагову лучше знать.]
Этот рассказ произвел глубокое впечатление на Государя. Он стал спрашивать подробности об о. Серафиме. Тогда Чичагов сказал: «В этом самом доме Вашего Величества находятся три изображения этого святого, и я могу их указать. Эти изображения находятся во дворце потому, что Августейшая Бабушка Вашего Величества высоко чтила о. Серафима Саровского».
Действительно, Чичагов указал Государю эти три портрета, которые Государь и раньше видал, но не знал, что это за монах.
Всё это очень поразило Государя. Он позвал Государыню и рассказал Ей, возбудив и в Ней то же удивление. Государь пожелал немедленного открытия мощей, а Государыня с какими-то придворными дамами начали лично изготовлять дорогие облачения для святого. Но Победоносцев, позванный Государем, сделал возражения против немедленного устройства этого торжества, и тогда-то Государь сделал известное приказание о его ускорении.
Облачения Государыни уже доставлены в Дивеево, ибо, конечно, о. Чичагов говорил всё больше о Дивееве, хотя собственно мощи почивают в Сарове. Теперь Саровцы требуют эти облачения к себе, а Дивеевцы не отдают, говорят: «Государыня к нам прислала»…»
Итак, прославление преподобного Серафима Саровского в лоне русской православной церкви состоялось на Всенощной 18 июля. Тогда гроб со святыми останками был перенесён на плечах государя и других лиц императорского дома из церкви Зосимы и Савватия Соловецких в Успенский собор. Всю ночь храм был открыт, и к мощам приложились тысячи верующих. На следующий день после Божественной литургии вокруг Успенского собора совершился крестный ход с мощами прославленного святого, которые, как и накануне, несли император и Великие князья.
Прославление старца ознаменовалось множеством чудес. Документальные свидетельства подтверждают невероятное количество исцелений болящих, а также благоухание, разлившееся при перенесении мощей отца Серафима в новую раку.
В дни Саровских торжеств императорская чета посетила благочестивую христианку Елену Мотовилову, муж которой был духовным чадом отца Серафима. Женщина бережно хранила уникальную реликвию – письмо преподобного старца, адресованное, по его словам, четвёртому Государю, который приедет в Саров усиленно о нём помолиться. Именно Николай II стал таковым – после Николая I, Александра II и Александра III. Доподлинное содержание послания осталось в тайне. Известно лишь, что, прочитав его, Государь расплакался и оставался безутешным, несмотря на уговоры близких о том, что Серафим Саровский хоть и святой, но мог ошибаться. По ряду сохранившихся свидетельств, в письме содержались предсказания о трагической судьбе Царской Семьи и потрясениях, ожидающих Россию. Через несколько лет пророчества старца подтвердила известная всей стране блаженная Паша Саровская.
После прочтения письма Николай II осознал своё предназначение – быть обречённым на крестные муки и их ценой спасти Россию.
После прочтения письма Николай II осознал своё предназначение – быть обречённым на крестные муки и их ценой спасти Россию.
Среди множества предсказаний батюшки Серафима было и пророчество о том, что во времена гонений на веру мощи его будут утрачены, а потом чудесным образом вновь обретены.
Так и случилось. С приходом к власти большевиков в стране развернулась беспрецедентная кощунственная кампания по изъятию святых мощей. Некоторые из святынь тайно хранили священники и верные церкви люди, но множество было предано поруганию. Так произошло и с останками Серафима Саровского. Документально запротоколировано, что в декабре 1920-го рака с мощами преподобного в Дивеевском монастыре была вскрыта, а летом следующего года вывезена, предположительно в московский Донской монастырь. Известно, что в конце 20-х годов святыня демонстрировалась в антирелигиозном музее, организованном в Страстном монастыре. В 1934-м монастырь по приказу властей был взорван, и судьбу мощей великого подвижника надолго скрыла завеса тайны.
Так и случилось. С приходом к власти большевиков в стране развернулась беспрецедентная кощунственная кампания по изъятию святых мощей. Некоторые из святынь тайно хранили священники и верные церкви люди, но множество было предано поруганию. Так произошло и с останками Серафима Саровского. Документально запротоколировано, что в декабре 1920-го рака с мощами преподобного в Дивеевском монастыре была вскрыта, а летом следующего года вывезена, предположительно в московский Донской монастырь. Известно, что в конце 20-х годов святыня демонстрировалась в антирелигиозном музее, организованном в Страстном монастыре. В 1934-м монастырь по приказу властей был взорван, и судьбу мощей великого подвижника надолго скрыла завеса тайны.
Второе обретение православной святыни состоялось, когда в 1990 году в запасниках ленинградского Музея истории религии и атеизма, размещавшегося в здании Казанского собора, были обнаружены зашитые в рогожу мощи неизвестно святого. Церковная комиссия, созданная по распоряжению Патриарха Алексия II, признала в останках мощи преподобного Серафима Саровского. В специальной раке они были перевезены в Богоявленский кафедральный собор Москвы, а 1 августа 1991-го, в день небесного прославления великого заступника, всероссийский крестный ход доставил их в Дивеевский монастырь.
Последнему Императору Российскому было известно пророчество Саровского старца о том, что прославившему его монарху уготовано царствование сначала трудное, а затем удачливое. Скептики могут насмехаться над этим предсказанием: мыслимо ли считать счастьем для всей семьи Романовых их зверское убийство? Но глубоко воцерковленные люди понимают истинную суть слов преподобного Серафима Саровского. Николаю II было суждено принести в жертву себя и своих близких ради спасения горячо любимого Отечества.
Невинно убиенные члены Царской Семьи достигли высшей точки человеческих возможностей – святости. Их смерть подтолкнула замороченную воинствующим атеизмом страну к искуплению, очищению и возрождению веры. И ныне Царь-батюшка Николай II, не изменивший ни своей Отчизне, ни Православию, принявший мученическую кончину и причисленный к лику святых, удостоен великого счастья – молиться у Престола Божия за Россию.
Невинно убиенные члены Царской Семьи достигли высшей точки человеческих возможностей – святости. Их смерть подтолкнула замороченную воинствующим атеизмом страну к искуплению, очищению и возрождению веры. И ныне Царь-батюшка Николай II, не изменивший ни своей Отчизне, ни Православию, принявший мученическую кончину и причисленный к лику святых, удостоен великого счастья – молиться у Престола Божия за Россию.
По материалам сайтов Культурология.РФ и Русская идея
Читать по теме: «Царя, который меня прославит …»
Союз ревнителей Памяти Императора Николая II продолжает сбор средств на книгу об истории своей организации. Будем благодарны за финансовую поддержку. Подробности: http://www.monarchism.info/p/o.html