Москва, 31 декабря — Наша Держава (Виктория Потёмкина). Праведный Симеон Верхотурский родился в начале XVII века в европейской части России в семье благочестивых дворян. Повинуясь Божественному водительству, он оставил почести и земное богатство и удалился за Урал. В Сибири праведный Симеон жил как простой странник, скрывая свое происхождение. Чаще всего он посещал село Меркушинское, находившееся недалеко от города Верхотурья, где молился в деревянной церкви.
Свою молитву подвижник соединял с подвигом коленопреклонного стояния на камне в дремучей тайге. В десяти верстах от Меркушина на берегу реки Туры подвижник имел уединенное место, где ловил рыбу.
Так подвизался праведный Симеон и, еще не дожив до старости, с верою отошел к Господу, Которому как истинный и верный раб служил все дни свой жизни. Его блаженная кончина последовала около 1642 г. Честное тело его было погребено в Меркушине недалеко от церкви во имя святого Михаила, Архистратига Сил Небесных. В 1692 г. заметили, что гроб праведного Симеона стал подниматься из земли. Все были поражены таким явлением, но еще более возросло изумление, когда сквозь расщелившиеся доски гробовой крышки увидели нетленные останки. А между тем уже не было человека, который мог бы припомнить имя праведника, гроб коего так чудесно стал являться.
Святые мощи Праведного Симеона были обретены 31 (18) декабря 1695 г. митрополитом Игнатием. Над могилою Праведного была устроена деревянная надгробица, а затем часовня, а в самой могиле образовался источник чистой воды.
Верхотурский Свято-Николаевский мужской монастырь, первая православная обитель в Зауралье, основан в 1604 году иноком Ионой, первым монахом Среднего Урала. Благодаря покровительству царей обитель была ограждена от нужд и притеснений. И все же до 1704 года монастырь жил трудно и был мало известен. В 1704 году в Свято-Николаевскую обитель были перенесены мощи праведного Симеона, небесного заступника уральской земли. С этого времени монастырь становится значимым духовным центром России.
После 1917 года новая власть начала борьбу с церковью. В 1925 году монастырь был закрыт. Но монахам удалось сохранить скит на заимке Актай. Однако в 1928 году и это убежище иноков было разгромлено. В годы советской власти в стенах обители размещалась колония для несовершеннолетних преступников.
В 1990 году началось возрождение Верхотурского Свято-Николаевского монастыря. 25 сентября 1992 года из Екатеринбурга были перенесены мощи святого Симеона Верхотурского, стала возрождаться традиция паломничества. Завершена реставрация храмов обители, приведены в порядок монашеские захоронения.
Григорий Ефимович Распутин и Верхотурье. Важная роль принадлежит Свято-Николаевской обители в жизни Г. Е. Распутина, крупной фигуре в истории России начала XX века, близкому другу Царской Семьи. В юности Григорий Ефимович испытывал большой недуг. Именно тогда, для того чтобы укрепиться духовно, в нем сформировалось непреодолимое желание совершить паломничество к святыням Верхотурья. Существует предание, что перед этим у него в поле случилось видение Божией Матери. Распутин так описывает результаты своего первого знакомства с Верхотурьем: «Симеон Праведный Верхотурский дал силы познать дух истины и уврачевал болезнь бессонницы». После Верхотурья Распутин как бы заново родился. С тех пор не раз Распутин совершал паломничества в Верхотурье: в дни, когда требовалось духовное подкрепление, во времена семейных и личных неурядиц, он искал опоры в стенах Николаевского монастыря. К примеру, здесь Распутин искал утешения после внезапной смерти первенца, которая морально надломила молодого отца. Позднее его дочь Матрена писала: «Дни, когда он брал свою котомку и посох, чтобы отправиться в Верхотурье поклониться мощам св. праведного Симеона — его любимого святого, были счастливейшими его днями». Говорят, что Григорий Ефимович в течение долгого времени жил в Николаевской обители, обучившись там грамоте и письму.
Во время первого своего пребывания в Верхотурье Распутин познакомился и обратился за благословением к старцу Макарию, монаху Свято-Николаевского монастыря, который был известен далеко за пределами Верхотурья своим благочестием и аскетизмом. Старец выслушал его с большим вниманием и дал благословение, став, по мнению многих современников, наставником Григория Ефимовича. В избушке старца, на отдаленной монастырской заимке Актай, и провел большую часть своего первого, трехмесячного, паломничества Григорий Распутин.
Семья Императора Николая II и Верхотурье. В начале XX века завязались особые, очень близкие отношения семьи последнего русского Императора Николая II со Свято-Николаевской обителью. Между Царской Семьей и братией монастыря в последние годы правления Николая II поддерживался активный обмен посланиями, в которых звучали самые теплые слова, что можно представить лишь при общении между родственными душами.
В память 300-летия Дома Романовых в обители с 1905 по 1913 годы был воздвигнут самый большой за время последнего царствования и третий по величине в истории России (после Исаакиевского собора и храма Христа Спасителя) собор, Крестовоздвиженский. Это было сооружение огромных размеров, вмещавшее несколько тысяч человек, больше его в России был только Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. При проектировании Крестовоздвиженского собора за образец был взят Храм Христа Спасителя в Москве.
Освящение собора и перенос в него мощей Симеона Верхотурского состоялись 11 сентября 1913 года, во время празднования 300-летия династии Романовых. В этот день в монастырь пришла телеграмма из Ливадии от Царской Семьи: «Верхотурье. Николаевский монастырь. Настоятелю о. Ксенофонту. От души приветствуем Вас и братию с высокоторжественным днём освящения нового храма, дорогой нашему сердцу обители и с завтрашним великим праздником. Просим ваших молитв перед ракой Преподобного. Николай. Анастасия».
На освящение собора Императрица Александра Федоровна подарила монастырю для украшения раки с мощами Симеона Верхотурского сень, расшитую золотом и серебром с надписью: «Сия сень сооружена к мощам Симеона Праведного в Верхотурский Николаевский монастырь иждивением и любовью Благочестивейшего, Самодержавнейшего, Великого Государя Императора Николая Александровича, Благочестивейшей Государыни императрицы Александры Федоровны, наследника цесаревича Алексея Николаевича и Благоверных Великих княжон Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии Николаевен в лето от Рождества Христова 1914 мая 25». Ее торжественно перенесли из Екатеринбурга в Верхотурье крестным ходом, который продолжался 20 дней. В нём приняли участие несколько тысяч паломников, прошедших пешком более 350 километров.
Но самым большим царским подарком монастырю стала небывалой красоты сень, которая была установлена в Крестовоздвиженском соборе в мае 1914 года над ракою праведного Симеона.
Серебряная рака была выполнена в Санкт-Петербурге мастером Ф.А.Верховцевым. Чистого серебра употреблено на раку 10 пудов 8 фунтов. Стоимость её равняется 14573 рубля серебром. Место, где покоятся честные мощи Праведного Симеона в серебряной раке, находятся в Никольском храме. Для помещения раки установлен помост, а на нём сень на 4-х круглых, местами квадратных и винтообразных деревянных колоннах. Как колонна, так и сама сень, состоящая из разных деревянных резных украшений, сплошь позлащёны червонным золотом.
В 1914 году Николай II с Семьей собирался отправиться в долгожданное паломничество в далекое Верхотурье, но этой поездке помешала начавшаяся Первая мировая война. Для того чтобы принять царственных особ, на территории монастыря Г. Е. Распутин возвел в древнерусском стиле сказочный терем, сохранившийся до наших дней.
В «Царском домике» после паломничества Семьи Николая II должен был остановиться на некоторое время наследник Алексей Николаевич: дело в том, что Николай Александрович и Александра Федоровна были уверены, что пребывание Цесаревича в святом месте, рядом с мощами праведного Симеона, поможет ему поправить здоровье, а впоследствии и совсем окрепнуть.
Императорская Семья глубоко любила и чтила праведного Симеона. До последних мгновений жизни Царственные Страстотерпцы хранили образки святого. Так, после освобождения Екатеринбурга частями Белой армии Верховный Правитель России адмирал Колчак поручил генералу Дитерихсу руководство расследованием убийства Августейшей Семьи. Дитерихс, вместе со следователем Соколовым самым тщательным образом обследовал в Ипатьевском доме комнаты, где жили пленники. И до сих в архиве хранится опись оставшегося от убитых имущества. В том числе там есть следующая запись: «Образ Св. Симеона Верхотурского, малого размера, чеканенный на гипсе с деревянным основанием, в красках и как бы в золотой раме. На обороте написано: “Дорогой Татьяне от Ани. 1916”. Первый образок, вероятно, принадлежал царевне Татьяне Николаевне.
Также с Верхотурской обителью связан указанный в той же описи Образ Св. Николая Чудотворца, малого размера, чеканенный на гипсе с деревянным основанием, в красках и как бы в ризе. На обороте, карандашом две буквы: “А. В.” и отпечатан штемпель: “сия икона освящена на Мощах Святого Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца. 12 Июня 1914 года”.
Но самым поразительным является тот факт, что по прошествии нескольких лет в злополучном Ипатьевском доме, где в предвоенные годы расположился антирелигиозный музей, в качестве антирелигиозного «экспоната» были помещены мощи праведного Симеона Верхотурского. Знаменательно и то, что даже само разорение Свято-Николаевской обители с 16 по 18 июля 1918 года произошло в одно время с убийством Царской Семьи.
Паломничество Великой княгини Елисаветы Феодоровны в Верхотурский монастырь.
В июле 1914 года паломничество в Верхотурье совершила старшая сестра Императрицы Великая княгиня Елисавета Феодоровна. Ровно через четыре года Верхотурский уезд оказался местом ее мученической смерти.
16 июля после торжественной встречи на вокзале Елисавета Феодоровна направилась в Николаевскую обитель. Здесь состоялся крестный ход. Затем Елисавета Феодоровна направилась в Крестовоздвиженский собор. Она приложилась к святым мощам преподобного Симеона. В половине седьмого вечера в Николаевском монастыре раздался колокольный звон, призывающий ко всенощному бдению. Елисавета Феодоровна зажгла серебряную лампаду, которую она пожаловала к святым мощам. После Великая княгиня отбыла в Покровский женский монастырь. 17 июля в Николаевском монастыре совершилась Божественная литургия, на которой присутствовала Великая княгиня.
Далее случилось непредвиденное. Была объявлена всеобщая мобилизация в связи с началом Первой мировой войны. На следующий день паломничество Великой княгини было прервано. На обратном пути, возвращаясь экстренным поездом в Москву, она дала из Перми телеграмму, адресованную отцу Ксенофонту: «Очень прошу помолиться особенно за всю мою семью и дорогую нашу Родину в ужасно скорбное, тяжелое время. Ваш небесный покровитель Симеон Праведный меня прошлую войну укреплял, и теперь как бы получила его благословение. Елисавета».