занимает икона, обретенная уже в ХХ веке, которой суждено было стать одной из
главных святынь современной России. Это икона Богородицы «Державная».
Этот образ Свой Матерь Божия явила русскому православному народу 2/15 марта
1917 года, в день отречения от престола царя-мученика Николая Александровича. Жительнице
слободы Перерва крестьянке Евдокии Адриановой были два сновидения: первое 13-го февраля
и второе 26-го февраля.13-го февраля во сне был голос: «Есть в селе Коломенском большая
черная икона. Ее нужно взять, сделать красной, и пусть молятся». Благочестивая женщина
стала молиться о получении более ясных указаний и спустя две недели, 26-го февраля,
как бы в ответ на усердную молитву, Адриановой снится белая церковь, и в ней величественно
восседает Женщина, в Которой своим сердцем Адрианова признает и чувствует Царицу Небесную,
хотя и не видит Ее святого лика. Евдокия отправилась в Коломенское и
сразу узнала виденную во сне Вознесенскую церковь.
Настоятелем
церкви Вознесения был священник о. Николай Лихачев. Придя к нему в дом,
Адрианова сообщила ему о своих сновидениях и просила совета как поступить. О.
Николай собирался служить вечерню и пригласил Адрианову вместе с собой в
церковь, где показал ей все старинные иконы Богоматери, находящиеся в храме и
на иконостасе, но Адрианова ни в одной из них не находила какого-либо сходства
со своим сновидением. Тогда по совету сторожа церкви и еще одного прихожанина,
случайно зашедшего в церковь, о. Николай стал усердно искать икону повсюду: на
колокольне, на лестнице, в чуланах, и, наконец, в церковном подвале. И вот
именно в подвале, среди старых досок, разных тряпок и рухляди, в пыли, была
найдена большая узкая старая черная икона. Когда почерневшую
от старости икону промыли, открылось изображение Богоматери, восседающей на
троне с Богомладенцем. Царица Небесная была написана со знаками царской власти:
в красной порфире, с короной на голове и скипетром и державой в руках
— откуда
и произошло название “Державная”.
Всю Россию облетело известие
о том, что под Москвой произошло чудесное явление новой иконы.
Вскоре большие
группы богомольцев стали посещать село Коломенское, прибегая к благодатной помощи
Царицы Небесной, и Она, Заступница усердная, изливает неоскудно от этого образа
милость Свою всем страждущим и с верою приходящим к Ней, как об этом
свидетельствуют их молитвенные благодарения за полученную небесную помощь.
Чтобы дать всем желающим возможность поклониться
образу, его стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя в
Вознесенской церкви только на воскресные и праздничные дни. Известно, что икона
побывала и в Марфо-Мариинской обители в Замоскворечье, где ее торжественно
встречала настоятельница, преподобномученица великая княгиня Елизавета
Феодоровна с сестрами. Скоро почти в каждом храме появился список с
“Державной”; были подготовлены служба и акафист, в составлении которых принимал
участие святитель Тихон.
После революции, в годы жестокого гонения
на Церковь новоявленная икона не переставала изливать чудеса, укрепляя и утешая
верующих. Известен случай, когда ходатайством Божией Матери в день празднования
Ее “Державной” иконы в 1925 году был освобожден из тюрьмы настоятель храма
Святителя Николая в Плотниках протоиерей Владимир Воробьев, очень почитавший
“Державную” и ранее по воскресеньям часто ходивший со своим хором и прихожанами
в Коломенское служить ей акафист.
По записям в своих книгах Вознесенский
женский монастырь в Москве установил, что икона прежде принадлежала ему и в
1812 году перед нашествием Наполеона в числе других была передана на хранение в
Вознесенскую церковь села Коломенского.
После революции она хранилась в
запасниках Исторического музея. 27 июля 1990 г., в канун памяти святого равноапостольного князя
Владимира, икону перевезли в родное Коломенское из домовой церкви издательского
отдела Патриархии, где Она год простояла в алтаре после передачи
ее
Историческим музеем. Сейчас эта икона является
главной святыней Казанского
храма в Коломенском. Явленная икона написана на выщербленной доске поблекшими
от времени красками. Создается впечатление, что в свое время масло было
наложено на голую древесину, без грунта. Нижняя часть обветшала и
икона нуждается в реставрации.
В 1995 г. возрождение
взорванного 5
декабря 1931 г. Храма Христа Спасителя началось со строительства деревянного
храма-часовни в честь «Державной» иконы Божией Матери, в которой служились
первые Божественные Литургии. Именно по молитвам Пресвятой Богородицы
величественный Храм был восстановлен в кратчайшие сроки.
Чувство, с каким было воспринято здоровой
частью русского общества обретение «Державной» иконы, прекрасно выразил в Своем
Стихотворении С. Бехтеев:
Перед Твоей Державною Иконой Стою я, трепетом молитвенным объят, И Лик Твой царственный, увенчанный короной, Влечет к Себе мой умиленный взгляд. В годину смут и трусости безславной, Измены, лжи, неверия и зла, Ты нам явила Образ Твой Державный, Ты к нам пришла и кротко прорекла: «Сама взяла Я скипетр и державу, Сама Я их вручу опять Царю, Дам царству русскому величие и славу, Всех окормлю, утешу, примирю». Покайся ж, Русь, злосчастная блудница… Омой в слезах свой оскверненный стыд, Твоя Заступница, Небесная Царица, Тебя и грешную жалеет и хранит. 1934 г. |
Источники:
Орехов Д. Святые иконы
России. — СПб., 1999.