Ростов Великий, 13 июля – Наша Держава (Виктория Кайназарова). Ровно 477 лет назад на Соборе 1547 году во время правления Царя Ивана IV Грозного, Митрополитом Макарием Московским, правнук Чингисхана, внук Его сына Джучи Хана – Царевич Петр Ордынский был канонизирован в лике преподобного в Соборе Ростово –Ярославских Святых. День Его памяти совершается 30 июня (13 июля).
Царевич Петр Ордынский родился в семье Царевича Орда Эджена, старшего сына Джучи хана. Воспитывался при дворе своих дядей Хану Бату и Хана Берке, в Золотой Орде. В 1253 году ко двору Хана Бату приезжает ростовский епископ Кирилл, который рассказывают Хану Бату и Его семейству о чудесах, которые совершаются у мощей ростовского святого Леонтия (примечание: Епископ Ростовский и Суздальский. Почитается Русской православной церковью в лике святителей). Спустя пару лет после восшествия на престол Хана Беркая заболел Его единственный сын и Хан вспомнив рассказы Епископа Кирилла вызвал Его в Орду. Перед поездкой к Хану, Епископ Кирилл молился Господу Богу и Пресвятой Богородице, дабы показать «заблудшим» душам чудеса православия и привести их к истинной вере. Прибыв во дворец хана, Епископ Кирилл помолившись Святому Леонтию и окропив больного царевича святой водой, исцелил сына хана за, что тот щедро отблагодарил Его.
Когда Святитель возвращался обратно в Ростов на половину пути Его догнал Царевич Даир Кайдагул и упросил взять Епископа собой в Ростов на что Владыка ответил согласием. В Ростове будущий Святой Петр Ордынский жил в епископском доме, ходил на богослужения и познавал истину православной верой. Существуют две версии о том, как Царевич Петр Ордынский крестился в православную веру. Первая версия гласит о том, что когда Царевич Петр втайне от матери и дяди, догнал Епископа по дороге из Орды в Ростов умолял крестить Его в православную веру, но епископ опасался то, что Хан Берке может разгневаться из-за крещения племянника и обрушить свой гнев на Ростов, и попросил юного отрока подождать, пока не придет подходящее время для принятия православной веры. Согласно второй версии Хан Берке знал о желании племянника креститься в православную веру и всю жизнь помогал Ему поддерживать достойную жизнь для потомка Чингисхана в Ростове, и знал, где находится Его племянник. Стоит отметить, что это в семье Чингисхана уже был не первый случай, когда представители этой семьи крестились в православную веру по собственному желанию. Первой крестилась внучка Хану Бату и дочь племянника Хана Берке, Сартак хана (христианин несторианского толка и названный брат Святого Великого князя Александра Невского) – Ростовская княгиня Феодора Сартаковна. После Петра Ордынского православие приняла и дочка Менгу Тимур Хана, который взошел на престол Золотой Орды после смерти Хана Берке и который освободил русскую православную церковь от выплаты дани, и строго запретил ордынским чиновникам плохо относится со священнослужителями. За что потом в освобожденных от выплаты дани православных церквях призвали молиться за здравие хана Менгу Тимура и его семейства.
Спустя время Епископ Кирилл с любовью окрестил Ордынского царевича с именем Петра. Крещенный царевич благодаря своей любознательности быстро обучился русскому языку, читал много книг, усердно трудился и посещал богослужения в храме. Петр Ордынский предпочитал тихую и спокойную жизнь, продолжая жить в доме Епископа Кирилла. Блаженный Кирилл скончался 21 мая 1261 году и 19 сентября 1261 году из Авраамовой обители на кафедру взошел Святитель Игнатий. В свободное время ордынский царевич забавлялся соколиной охотой и так случилось, что в один из дней после охоты прилег на берегу озера Нейро и уснул. Ему явился во сне, а после пробуждения наяву Святые Апостолы Петр и Павел. Увидев Святых, Царевич ужаснулся и хотел трижды встать, и также трижды падал обратно. Святые подняв Царевича ласково сказали Ему:
«Не бойся друг Петр. Мы посланы к тебе Богом, в Которого ты уверовал и желаем, чтобы здесь, где заснул ты была создана церковь нашего имени. Завтра ты выменишь три иконы. Одну Богородицы с предвечным младенцем и две святых. Отнесешь их к Епископу и скажешь, что Апостолы Петр и Павел повелевает построить в их имя церковь на указанном месте ими месте».
После сказанных слов они дали царевичу два мешка с деньгами. В одном лежало золото, в другом серебро и стали невидимыми. После этого Царевич Петр пробыл в молитвенном состоянии до утра, а после отправился на рынок, где нашел ранее указанные иконы, обменяв их, Петр Ордынский понес их к епископу Игнатию. В ту, же ночь Святителю Игнатию явились Святые Апостолы Петр и Павел, и приказали построить в их имя в храм. Устрашенный тоном Святых Апостолов, Святитель Игнатий утром попросил Ростовского князя Бориса Васильковича пожаловать к Нему, когда князь пожаловал к Святителю, Святитель рассказал Ему о своем сне и далее сказал:
«Не знаю, что делать? Недоумеваю, где строить храм?»
Во время разговора они увидели, что в их сторону направляется Царевич Петр Ордынский с иконами на руках. Князь и Епископ были поражены увидев иконы на руках царевича, ибо в то, время в Ростове не было лавки иконописца. Они выслушали рассказ Царевича, с почтением поклонились иконам и отслужили в главном ростовском храме богослужение, а после совершили крестный ход к месту явления Святых Апостолов. Построили на скорую руку часовню,куда поставили иконы и началось строительство Кафедрального Собора в честь Святых Апостолов Петра и Павла на месте выбранном личном самим Царевичем Петром.
Согласно «Сказанию о блаженном Петре» между самим Царевичем Петром Ордынским и Ростовским князем Борисом возникла крепкая дружба, что даже говорилось в самом «Сказании…»:
«Любяще князь Петра, яко и хлеба без него не ясти».
Приемник Святителя Кирилла II, Святитель Игнатий при всем честном народе, под сводами святой церкви объявил их названными братьями, а дети князя Бориса называли Царевича Петра, дядей. Князь Борис сыграл заметную роль в судьба Царевича Петра. Даже женил Его на дочери знатного ростовского вельможи. Существует такое мнение, что благодаря присутствию Царевича Петра Ордынского, сын его названного брата Князя Бориса, князь Глеб Борисович спокойно правил в Ростове. В Орде, Царевича Петра любили и почитали, поэтому не возникало недовольствие, не среди русского населения, не среди ордынского. После смерти супруги Царевич Петр удалился в основанный им в монастырь, где принял монашеский постриг.
Почитание Царевича Петра Ордынского, как святого началось сразу после Его блаженной кончины примерно около 1290-1291 годах. Официально был причислен к лику Святых, Святителем Макарием в на Поместном Соборе в 1547 году. После смерти Царевича Петра, Его сын Лазарь отправился в Орду, где был тепло принят своими монгольскими родственниками. Правящий тогда хан наделил своего родственника землями и богатыми дарами, а внук Петра от Его сына Юрия – Игнат прославился тем, что во время нашествия Хана Узбека (свояка Великого князя Московского Даниила) в 1322 году, задержал Владыку Прохора, когда тот собирался бежать из Ростова во время монгольского нашествия. Словом убедив Владыку, что бегство не самое лучшее решение, вместе с ним с крестным ходом вышел к войску Хана Узбека. Поклоном поприветствовав родственника Царевич Игнат сказал Ему, что Он тоже из ханского рода, что и сам Узбек хан и благословит Его, если тот не тронет Ростов. Согласно приданию Хан Узбек сказал Ему, что у Него имеется больной сын, который не может ходить. Пусть Святитель Прохор благословит Его сына. После благословения Царевич быстро пошел на поправку и Узбек хан щедро одарил народ Ростовский и поблагодарил Царевича Игнатия напоследок сказав Ему:
«Игнатий, ты наша царева кость и наше племя… Если кто тебя обидет, не ленись дойти до меня и я войском помогу тебе».
статью подготовила Виктория Кайназарова,
член Московского отдела Союза ревнителей
Памяти Императора Николая II.