Симферополь, 29 декабря — Наша Держава (Алексей Васильев). Осенью, в Симферополе с успехом прошёл Десятый юбилейный кинофестиваль «Человек познающий мир», объединивший документалистов и мастеров игрового кино, как короткометражного, так и полнометражного. Специально, для участия в жюри, в Крым был приглашён кинорежиссёр («Два товарища», «Бегущая по волнам»), сценарист и продюсер, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Валерий Пендраковский. Почётный гость согласился дать нам эксклюзивное интервью.
После фестиваля.
— Ваше впечатление о прошедшем в Симферополе кинофестивале?
— В целом: хорошее. Фестиваль — одно из немногих возможностей посмотреть наше кино. Поэтому, чем больше кинофестивалей, тем лучше. И нынешний, считаю, удался! Честь и хвала организаторам, которые в непростых обстоятельствах устроили этот праздник кино!
Под «непростыми обстоятельствами» я понимаю, в том числе, и элементарные вопросы о том, где проводить допремьерные показы. Оказалось, что в Симферополе это затруднительно. Кинотеатр им. Шевченко находится не в лучшем состоянии: техника не обновлялась с украинских времён. Широкоформатный кинотеатр «Мир» уничтожен в конце девяностых. Дом кино, бывший кинотеатр «Симферополь» закрыт. А его можно и нужно реанимировать: ведь это эмблема крымской столицы! В Доме кино два больших зала, один малый и один зал на воздухе. Такое ощущение, что городские власти ждут когда кинотеатр придёт в негодность, чтобы его снести, а на его месте построить очередную безликую коробку.
— И где же нашли место для проведения фестиваля?
— Выбор пал на здание Крымскотатарского театра. Там вполне приличный зал. Видимо, и аренда его оказалась приемлема для Киновидеобъединения, которое всё организовывало. Но в театре состоялось только открытие и закрытие праздника кино. Просмотр же фестивальных фильмов проходил в двух залах, человек по сорок, на Москольце и в «Берге», где были показаны 7 полнометражных, 12 короткометражных и ряд документальных картин. Зрители встретили фильмы с большим энтузиазмом.
Действительно, было немало хороших картин. Среди игровых победил «Далёкие-близкие» — это доброе, человеческое, смешное, трогательное, светлое кино. Призами жюри были отмечены фильмы «Доктор» и короткометражный «Краткая инструкция по вакцинации населения» Лично мне понравился и короткометражный фильм «Дом отца», на мой взгляд недостаточно оценённый (он получил только приз «Российской газеты»).
Кинопрокат: ни жив, ни мёртв
— Фестивали заканчиваются, а хороших кинозалов не прибавляется. Как быть? Строить новые?
— Строить новые отдельно стоящие кинотеатры, на мой взгляд, сейчас смысла нет. Наоборот, некоторые из них закрываются. Ведь в последнее время наш кинопрокат был подсажен на иглу голливудских и западных фильмов. Сегодня доза такого кино резко уменьшилась. Поэтому логично привести в порядок хотя бы те кинотеатры, которые уже существуют.
Маленькие кинозалы, открытые почти в каждом торговом центре, ситуации не исправят. Какие-то фильмы там можно смотреть, а какие-то нет. Все ухищрения вроде Dolby Digital 5.1 в небольших залах — всё это чепуха. Чтобы погрузиться в атмосферу большого кино нужны большие залы. Это не дело моего личного вкуса. Это элементарная физика. Так, в Ялте, лет пять назад в кинотеатре «Сатурн» посмотрел драму Скорсезе «Молчание» (в Москве премьеру почему-то пропустил). И я получил огромное удовольствие, и заявляю, что подобное кино смотреть на малом экране в зале на 50 человек — преступление перед авторами!
— Допустим, кинотеатры в Крыму отремонтируем, а какое кино показывать будем? Реанимируем ли кинопрокат?
— Да, с кинопрокатом — беда. Его развалили, а теперь вместо него коммерческие организации. Но если мы хотим восстановить кинопрокат, хотя бы в прежнем виде, то его большая часть должна быть государственной. Это в идеале. Легко ли это сделать? Да одним росчерком пера! Пусть кинопрокат будет в течение несколько лет убыточен, но зато после этого мы вернёмся к нормальной системе Госкино. Даже с элементами идеологии.
Быть или не быть отечественному кино
— Когда-то «идеология» было едва ли не ругательным словом, а сегодня это почти необходимость. Потому что без идеологии, без искреннего глубинного патриотизма такой стране как наша — нельзя. Как обстоит дело сейчас с патриотическим кино в России?
— Хороших патриотических фильмов мало. У меня была надежда, что после санкций, которые на нас наложили, и с началом СВО, мы сделаем соответствующие выводы и реконструируем саму систему киноиндустрии. Этого не произошло. Да, появляются фильмы, которые содержат в себе признаки патриотического кино. Но порой это фильмы не от сердца, не по велению совести. А, так сказать, патриотизм за деньги. Или очередной набор штампов.
Вот, в марте сего года на экраны вышел исторический детектив «Нюрнберг»… Я хорошо знаю материалы Нюрнбергского процесса. Там есть масса интересного. Судеб, ситуаций, характеров. Были и трагические ситуации. Например, когда в ходе Нюрнбергского процесса, был найден мертвым помощник советского главного обвинителя Николай Зоря. А история с пактом Риббентропа? Это же шпионский детектив! Но в фильме этого не показано. Режиссёр обошёл острые углы. И вместо яркого, захватывающего, патриотического кино, получилась лента ни о чём…
— Сможем ли мы снимать хорошее патриотическое кино, и вообще хорошие отечественные фильмы?
— Конечно сможем. Мы обязательно выплывем. Но чтобы вынырнуть, нужно «оттолкнуться от дна»… Сейчас вложение государственных денег в кинематограф — убыточно. Значит надо эти убытки как-то нивелировать. Отказаться от прежних коммерческих принципов. Например, почему бы не вести элементарную финансовую нагрузку на западное кино? Так, в Европе поступили Франция и Польша: две страны, которые уверенно держат высокий уровень кинопроизводства. Их опыт не грех перенять. Но мы это не торопимся делать. Это не выгодно некоторым людям, которые отвечают «за кино».
Поддержка отечественного кинематографа формально существует. В Министерстве культуры РФ и Фонде кино заседают эксперты, отбирают сценарии. А дальше всё зависит от личного вкуса министра или чиновников министерства. Прислушиваются к звонкам из Администрации Президента… И… как показывает практика, прошедшее через такое сито кино, высоким художественным уровнем, отличается редко.
— Как быть? Существует ли рецепт того, как снять Кино с большой буквы?
— Не надо выдумывать велосипед. Нужно вернуться к прежней, советской модели «прохождения» сценариев. Так, раньше был Госзаказ, который спускался на киностудию. Киностудия не объявляла конкурс среди продюсеров с непонятными режиссёрами, с непонятными сценариями, она — выращивала сценарий. Порой, не один месяц. От идеи к законченному сценарию проходило значительное время. За это время подбирали подходящего режиссёра. Всё было очень серьёзно. Ведь киностудия отвечала рублем за это. Просто снять что попало за государственные деньги, а потом не найти кто за это отвечает (как происходит сейчас) — такой номер не проходил.
Госзаказы существуют и сейчас, но это так сказать, «облегчённая версия» традиционного, советского. А сейчас министерство даже не смотрит фильмы, снятые на свои деньги! Госзаказ хорош только тогда, когда он попадает на организованную структуру кинопроизводства. И когда им занимаются люди, которые в этом понимают.
Немного о собственном творчестве
— Валерий Юрьевич, поговорим немного о Вас. Вопросы традиционные: чем занимаетесь, над чем работаете?
— Основное время уделяю преподавательской работе: веду режиссуру на высших курсах во Всероссийском государственном институте кинематографии имени С. А. Герасимова (ВГИКе), который сам заканчивал в середине восьмидесятых.
— Ваши студенты, будущие режиссёры, внушают оптимизм?
— Радует, что действительно много творческой молодёжи. Среди которой немало… Не скажу талантливых, скажу — надёжных. К сожалению, для многих из студентов ВГИКа цель — стать знаменитым, заявив о себе на фестивале, желательно западном (хотя сейчас с этим проблема), «вскрыв язвы и нарывы»… Молодые люди в основном снимают о человеческих изъянах в нашем обществе, надеясь на востребованность на западе и мнение нашей далеко непатриотической кинематошной тусовки.
Не могу сказать, что эти тенденции сегодняшнего дня меня вдохновляют. Я бы посоветовал молодым режиссёрам, на первых порах, чтобы укрепиться в профессии, снимать не ради денег и легковесной славы, пожертвовать многими благами жизни. Снимать по велению сердца, совести и, главное, «любить человека».
— А как обстоит дело с Вашим творчеством, как сценариста и режиссёра?
— Есть у меня такое правило: никогда не повторяй себя, не делай то, что делал однажды. И я, каждый раз хочу создать что-то новое, интересное для меня, и для зрителя. Но предлагают то, что привыкли от меня ожидать.. Так, я несколько раз отказывался от проектов телевизионных каналов. Не видел среди них созвучных моему нынешнему мироощущению. А иногда мои намерения вступают «в конфликт с государством», в лице бюрократической составляющей. Конечно, время от времени хочется снять кино. Но зачастую дело ограничивается воображаемым фильмом: придумал сюжет, мысленно «снял» и успокоился.
И ещё раз о будущем Ялтинской киностудии
— Валерий Юрьевич, четверть века Вашей жизни связано с Ялтинской киностудией. Это было неплохое время и для студии и для Вас. Можно ли сегодня возродить Ялтинскую киностудию?
— Всё можно, если есть желание. Допустим, для начала, надо было бы обязать Министерство культуры РФ «запустить в производство» два, а лучше четыре собственных фильма (в советские времена на Ялтинской киностудии снимали четыре фильма в год). Из денег, отведённых на каждый фильм, 10% сейчас составляют т. н. обще-студийные расходы (для цели поддержания стен киностудии их нужно увеличить до 22% — 30%). Эти проценты с каждого из четырёх фильмов остаются на студии, а не откатываются «наверх». И если в руководстве студии окажутся не воры, а честные, толковые ребята, то этой суммы хватит, для начала, на оплату коммунальных услуг, восстановления технической базы студии, зарплату небольшого числа работников, и прочие необходимые для реанимации производства расходы. То есть, чтобы восстановить студию, нужно обеспечить её загрузку на несколько лет вперёд, а не искать инвестора без гарантированных кинопроектов впереди…
После того, как студия заработает, имея в собственности землю, можно брать целевой кредит. Параллельно, из инвестиционных средств, для подъёма студии, выделять сумму для обучения кино-профессиями в Москве (киношколы есть и в Крыму, но образование в них, большей частью, сомнительно).
Я хорошо представляю подробный, пошаговый план восстановления Ялтинской киностудии. Он расписан по пунктам и реален экономически. Без создания «Нью Васюков», гостиниц и ресторанов на территории студии, и 30% откатов. Этот план не секретный. О нём известно моим знакомым и коллегам, в том числе и в Крыму. И я готов, бесплатно, поделиться этим планом с людьми, которые реально захотят восстановить одну из рукотворных крымских достопримечательностей — Ялтинскую киностудию.
— Много ли желающих к Вам обращалось по этому поводу?
— Пока ни одного… И при нынешнем состоянии умов, и при том, что осталось от нашей киноиндустрии, желающих не будет.
Беседовал Алексей ВАСИЛЬЕВ
Фото из архива Валерия ПЕНДРАКОВСКОГО
Первоначальный текст статьи предназначался для газеты «Крымские известия».
Ссылка на «Нашу Державу» обязательна.