Санкт-Петербург, 30 сентября — Наша Держава. В этот день в 1820 году, родился талантливый историк и археолог, который был одним из организаторов Исторического музея в Москве, а в конце жизни более 20 лет — его руководителем — Иван Егорович Забелин.
Помимо всесторонней истории Москвы Забелин написал: «Домашний быт русских Царей в XVI-XVII веках», «Домашний быт русских цариц в XVI-XVII веках», «Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетиях», «Историю русской жизни с древнейших времён» и другие труды по истории русской культуры.
Горячо любящий свою Родину человек, он так выразил свой взгляд на русскую историю и отношение к ней разночинной интеллигенции:
«Всем известно, что древние, в особенности греки и римляне, умели изображать в своей истории лучших передовых своих деятелей не только в исторической, но и в поэтической правде. Они умели ценить заслуги героев, умели различать золотую правду и истину этих заслуг от житейской лжи и грязи, в которой каждый человек необходимо проживает и всегда больше или меньше ею марается. Они умели отличать в этих заслугах не только реальную и, так сказать, полезную их сущность, но и сущность идеальную, то есть историческую идею исполненного дела и подвига, что необходимо и возвышало характер героя до степени идеала.
Наше русское возделывание истории находится от древних совсем на другом, на противоположном конце. Как известно, мы очень усердно только отрицаем и обличаем нашу историю и о каких-либо характерах-идеалах не смеем и помышлять. Идеального в нашей истории мы не допускаем. Какие у нас были идеалы, а тем паче герои! Вся наша история есть тёмное царство невежества, варварства, суесвятости, рабства и так далее. Лицемерить нечего: так думает великое большинство образованных русских людей.
Ясное дело, что такая история воспитывать героев не может, что на юношеские идеалы она должна действовать угнетательно. Самое лучшее, как юноша может поступить с такой историей, это совсем не знать, существует ли она. Большинство так и поступает… Но не за то ли самое это большинство русской образованности несёт, может быть, очень справедливый укор, что оно не имеет почвы под собой, что не чувствует в себе своего исторического национального сознания, а потому и умственно, и нравственно носится попутными ветрами во всякую сторону.
Действительно, твёрдой опорой и неколебимой почвой для национального сознания и самопознания всегда служит национальная история…
Не обижена Богом в этом отношении и русская история. Нам только надо хорошо помнить правдивое замечание античных писателей, что «та или другая слава и знаменитость народа или человека в истории зависит вовсе не от их славных или безславных дел, вовсе не от существа исторических подвигов, а в полной мере зависит от искусства и уменья или даже от намерения писателей изображать в славе или уничижать народные дела, как и деяния исторических личностей»…».
Спустя 10 лет после сказанного Забелиным многовековое героическое прошлое русских людей почти полностью исказили ненавистники Святой Руси, а её национальные герои и святые на десятилетия были преданы забвению.
Сейчас есть возможность вернуть народу правду о его истории, духовный смысл которой, как писал Патриарх Алексий II, «познаётся через образы присущей ему святости. Святая Русь — не миф и не сказка, не социальная или экономическая утопия. Она реальна, ибо коренится в непреложном и вечном».
(источник: Россия день за днём. Жития, события, судьбы… Исторический календарь-альманах. М.: Издательское содружество во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского, 2009. — С. 545-546)
Союз ревнителей Памяти Императора Николая II продолжает сбор средств на книгу об истории своей организации. Будем благодарны за финансовую поддержку. Подробности: http://www.monarchism.info/p/o.html