Калуга, 11 февраля — Наша Держава. Что происходит с отечественной архитектурой, есть ли у нее код и как можно с помощью монументальных произведений показать присутствие русской традиции — рассказал главный архитектор Калуги, первый вице-президент Союза московских архитекторов, член президиума Союза архитекторов России Алексей Комов.
— Алексей Олегович, какая, на ваш взгляд, самая насущная проблема российской архитектуры?
— Диагноз давно поставлен. Это утрата нашей архитектурой государствообразующего положения и, как следствие, обрушение статуса архитектора. Архитектура сегодня не «купол» для всех искусств, а сервис, который обслуживает интересы стройкомплекса, где красота исчерпывается набором цветов, фактур и выходом квадратных метров.
В середине XX века ликвидировали академическую архитектуру, стремясь решить наиострейший жилищный вопрос. Это благое намерение «инфицировало» отечественное зодчество утилитарностью, позже эта «болезнь» многократно усилилась в либеральной экономической модели. В результате мы утратили понимание призвания архитектора, который должен видеть целостную картину от культурного компонента до материаловедения. Таких специалистов у нас сейчас — единицы, а вот «фрагментарных» — с избытком. Я считаю, что мерилом ценности архитектуры категорически не может быть только экономика.
— Что же делать?
— Заказчиком архитектуры должен вновь стать человек. Но есть определенные трудности: в рыночной модели экономики, в которой мы живем уже 30 лет, человеку нет места. А наша архитектура разъята по трем министерствам: Минстрой, Минэкономразвития, Минкультуры. Это привело к отсутствию единой архитектурной политики, жизненно важной для нашей огромной страны. Тем более в критический момент мировой истории, когда Россия остро нуждается в объединяющей идеологии. Именно архитектура может ее визуализировать и сделать из населения — народ. Я абсолютно уверен, что необходим государственный подход, чтобы исправить это положение. Нужно создать единый архитектурный орган с прямым подчинением президенту. Архитекторам нужно идти во власть, быть, наконец, самим властью и строить великую Россию.
— Образование может помочь вернуть архитектору понимание призвания?
— Современное образование, к сожалению, больно герметичностью. После него архитектор видит себя не верховным «синтезатором» искусств, а узким проектантом. А для этого сейчас существует искусственный интеллект. Сегодняшние градостроительные подходы легко кодируются и могут быть воспроизведены алгоритмами. Так что я согласен с историком архитектуры Андреем Карагодиным, который говорит, что зодчим надо либо вернуться к большим ответам на большие вопросы, либо всех вскоре попросят из профессии.
Поэтому, во-первых, надо биться за увеличение числа хорошо образованных архитекторов, тогда в ближайшем будущем мы будем иметь массу авторских проектов высокого уровня. И, конечно, надо исключить практику проектирования общественных зданий, в том числе объектов культуры в рамках процедур закона о закупках — 44-ФЗ. Это непросто, но без этого мы не удержим не только нашу архитектурную школу, но и, как я говорил выше, лишимся профессии как таковой.
Во-вторых, нужно творчески развивать людей в смежных специальностях, в самой системе образования. Это позволит поднять общий уровень культуры и изменит характер спроса на нее.
В-третьих, важно помнить, что архитектурные открытые конкурсы предоставляют возможность молодым смело входить в профессию. Поэтому защищать и поощрять креативное начало в молодой архитектуре — важнейшая задача для Союза архитекторов.
Ну, и хотелось бы, чтобы мы перестали воспроизводить старый шаблон: «Вон на Западе!.. А мы не пойми кто и где…» Люди должны осознать, что красиво должно быть там, где ты живешь и работаешь, а не там, куда едешь любоваться модными видами.
— Существует ли у России архитектурный код?
— Да, я считаю, что он есть, и код этот непрерывен во времени и в пространстве. Его квинтэссенция — Транссибирский экспресс. Вы садитесь на него в Москве и перемещаетесь до Владивостока, делая остановки на станциях. Все это время вы видите преемственность и разнообразие в архитектурном коде страны, где русское для меня значит — объединяющее. Именно сплоченная вселенная культур, традиций и укладов — суть нашего национального кода. Только в России могут сочетаться в уникальном единстве абсолютные противоположности.
Весь массив архитектурного опыта от классицизма до модернизма, от древнерусского наследия до русского авангарда важно постоянно осмыслять и неизменно видеть в нем единую доктрину. Только тогда рождаются чувство большого стиля и прозрение картины будущего. При тотальном хаосе ценностей в современном мире мы и есть хранители ключей от будущего, где большая традиция должна переплавиться в новый авангард. В этом миссия и ответственность современного поколения архитекторов.
— Вы главный архитектор Калуги, какой архитектурный код у нее?
— Я так обозначил набор калужской самобытности: героическая, классическая, космическая, народная, природная. Например, космическая самобытность напрямую связана с личностью гения места — Константина Циолковского, который большую часть жизни провел в этом городе. В 1967-м в Калуге был открыт первый в мире музей истории космонавтики, шедевр советского модернизма Бориса Бархина.
Другая самобытность, классическая, неотрывно связана с другим гением, архитектурным — Петром Романовичем Никитиным, выдающимся русским зодчим второй половины XVIII века, учителем Матвея Казакова. Именно его регулярный план и городские регламенты заложили уникальный имперский каркас города, который называют столицей русского классицизма.
Мы не прекращаем работать над городской идентичностью. В 2021 году отмечали в Калуге ее 650-летие и 60-летие первого полета человека в космос. Была проделана большая реставрационная работа, в том числе и с объектами эпохи СССР, связанных с космосом. Новейшим флагманским объектом стала грандиозная вторая очередь Музея истории космонавтики, открытая в 2021 году. Одним словом, архитектурный код Калуги для меня укладывается в тезис «космос русской классики», он выражен в традиции и устремлен в будущее.
— В 2021, 2022 и 2023 годах вы были куратором фестиваля «Зодчество», расскажите, пожалуйста, о нем.
— Прежде всего это главный государственный архитектурный форум страны под эгидой Союза архитекторов России. По итогам каждого года он объединяет архитектурные достижения со всей страны. Поэтому по лауреатам фестиваля на протяжении тридцати одного года, а именно столько лет форуму, можно проследить живую историю отечественной архитектуры. В этом миссия «Зодчества» — быть ее объективным историческим сканером и камертоном.
На фестиваль со всей страны помимо представителей проектных институтов, частных бюро и мастерских съезжаются главные архитекторы регионов. На площадках фестиваля в рамках деловой программы решаются самые острые проблемы и вырабатываются конкретные инициативы. Премия «Хрустальный Дедал» — высшее достижение для отечественного архитектора. Это профессиональная планка, на которую ориентируется сообщество.
С каждым годом количество участников растет, что подтвердил прошедший 2023 год, где экспозиция была самая плотная и насыщенная за всю историю. В этом году тема фестиваля «Зодчество» — «Прорыв!».
— Что значит быть куратором фестиваля?
— Куратор каждый год определяет тему форума, которая раскрывается в манифесте и поддерживается спецпроектами. Они «сшивают» пространство фестиваля тематическими инсталляциями и спецэкспозициями. Кураторство — это продюсирование, с одной стороны, тех, кто хочет участвовать, а с другой — кого ты считаешь необходимым привлечь к участию. Мне приятно осознавать, что я стал первым куратором «Зодчества», который является и главным архитектором, и замглавы администрации столицы целого региона. Только человек, знающий административную кухню, может выдержать и осилить весь годичный марафон подготовки главного фестиваля страны. Конечно, это возможно только при поддержке сплоченной команды нашего Союза архитекторов и его президента.
Сам я уже десять лет взаимодействую с этим фестивалем, впервые принял в нем участие в 2014 году, когда кураторами были братья Асадовы, а темой — «Актуальное/Идентичное». Тогда же впервые представил воссоединенный Крым на форуме. С тех пор ежегодно участвовал в фестивале, а с 2021-го избран его главным куратором. Благодарен Союзу архитекторов за эту большую честь.
— Алексей Олегович, вы были первым главным архитектором в воссоединенном Крыму, работали в Евпатории, Севастополе. Есть у вас видение, как должна строиться архитектурная политика на присоединенных территориях?
— Есть. Как раз на фестивале «Зодчество» мы с коллегами — двенадцать архитекторов, визионеров — представили проект «Маяки Русского мира». Думали мы о присоединенных территориях, которые нуждаются в слиянии со своей исторической Родиной. Ведь за постсоветские годы единое русское культурное пространство было насильно разорвано. Было уничтожено огромное количество памятников, вытравлена память обо всем, что можно ассоциировать с Русским миром. Мы же, наоборот, обязаны задействовать весь арсенал традиций: от Екатерины Великой до советских модернистов, — учитывая при этом и замечательное наследие, и самобытность каждого вернувшегося в Россию города. Нам нужно показать образ будущего, куда мы стремимся.
Один из первых шагов здесь — создание системы культурных ретрансляторов в виде монументальных произведений, которые мы называем — «Маяки Русского мира». Они показывают присутствие русской традиции. Неважно, Одесса это или Краматорск, Скадовск, Луганск или Мариуполь, на этих территориях создавалась великая отечественная культура. Даже если просто говорить про архитектуру, например, про советский Киев, можно вспомнить великого русского архитектора Ивана Фомина, создателя понятия «пролетарская дорика», или автора Крымского моста и Крымской набережной в Москве архитектора Александра Власова, отвечавшего за уникальный проект по восстановлению полностью разрушенного в годы войны Крещатика, а в 1950-е вернувшегося обратно в Москву, чтобы стать ее главным архитектором. Главная цель проекта — вернуть чувство преемственности, осознание нашей общности.
— В каких «портах»-городах будут эти маяки?
— Первый маяк планируется установить в Симферополе на пересечении улицы Пушкина и Екатерининской, в прямой визуальной связи с Госсоветом Крыма и памятником «Вежливым людям». Он является монументом автору и главному вдохновителю Новороссии — светлейшему князю Григорию Потемкину и начатой им программе превращения юга России в самую передовую область государства в XVIII веке. Открытие «Потемкинского маяка» запланировано в этом юбилейном году, в честь десятилетия Крымской весны. Я благодарен правительству Республики Крым и лично Сергею Валерьевичу Аксенову, герою Крымской весны, за поддержку, а также моим соратникам — Олегу Крючкову и Юрию Белоусову, с которыми мы продвигаем наш проект «Маяки Русского мира». Затем планируем установку в Бердянске, следующие монументы — на границе с Крымом, Херсоном и так далее.
— В конце года — с 14 по 17 декабря — в Москве проходила выставка-форум «Отлично!». Какую оценку вы ему бы поставили?
— Пять, конечно. Впечатления остались самые положительные. Благодарен устроителям форума за приглашение. Форум объединил лучших выпускников кафедр архитектуры и дизайна 2023 года. В этом году проект поддержал Президентский фонд культурных инициатив.
Напомню, что Союз архитекторов России постоянно проводит конкурсы и форумы в Москве и регионах, в которых активно задействована наша архитектурная молодежь. Поэтому есть из чего выбирать и с чем сравнивать. Очень понравился междисциплинарный подход форума «Отлично!» и привязка не просто к реальным кейсам, а непосредственное участие в работе над проектами конкретных заказчиков вместе с ребятами. Желаю бурного развития форуму «Отлично!» и активного взаимодействия, прежде всего, конечно, с Союзом архитекторов, и поступательного выхода в регионы.
Елена Сердечнова
Фото предоставлено А. Комовым