Москва, 22 июля — Наша Держава. Показ Первым каналом внезапно и загадочно прерванного осенью 2017 года сериала «Крылья Империи» вызвал у зрительской аудитории
противоречивые реакции…
противоречивые реакции…
Прежде всего, многие обрадовались, что наконец-то узнают, чем
закончится дело. Когда показ прервался на самом интересном месте – после
Февральской революции и падения русской монархии, свергнутой
заговорщиками, руководимыми английской интригой, – многие заподозрили,
что сериал пал жертвой идеологической цензуры. В нём слишком хорошо и с
нежностью была показана царская семья, слишком неприглядны и демоничны
революционеры, слишком чётко проведена тема усилий «союзников» по
свержению русской монархии, с тем чтобы лишить империю заслуженной ею
победы в войне. Сожаления о судьбе сериала раздавались прежде всего со
стороны правых. Напротив, либеральная публика дружно верещала о том, что сериал плохой и о его довременном закрытии жалеть нечего (вот такие вот ревнители свободы слова).
закончится дело. Когда показ прервался на самом интересном месте – после
Февральской революции и падения русской монархии, свергнутой
заговорщиками, руководимыми английской интригой, – многие заподозрили,
что сериал пал жертвой идеологической цензуры. В нём слишком хорошо и с
нежностью была показана царская семья, слишком неприглядны и демоничны
революционеры, слишком чётко проведена тема усилий «союзников» по
свержению русской монархии, с тем чтобы лишить империю заслуженной ею
победы в войне. Сожаления о судьбе сериала раздавались прежде всего со
стороны правых. Напротив, либеральная публика дружно верещала о том, что сериал плохой и о его довременном закрытии жалеть нечего (вот такие вот ревнители свободы слова).
Читайте также:
Топ-20 книг о России: Имперский взгляд
Книги, которые должен прочитать каждый русский человек, для того чтобы стать сознательным гражданином своей…
Однако за прошедшие без малого два года наше «окошко Овертона» ещё
чуть сдвинулось вправо – и хоть в глухой летний сезон, но сериал был
показан каналом полностью (чего многие не смотрящие телевизора просто не
заметили и узнают о состоявшемся событии задним числом – по счастью, в
эпоху торрентов это не трагедия). Зрители разделились – одни смотрели не
отрываясь и с восторгом комментировали каждую новую серию, другие
фырчали и называли показанное низкорейтинговой клюквой и дешёвым
балаганом, который может нравиться кому-то только из-за идеологии, в то
время как характеры и траектории судеб совершенно бессвязны и
неправдоподобны. Составлялись целые каталоги ляпов этого сериала – сами по себе вполне справедливые.
чуть сдвинулось вправо – и хоть в глухой летний сезон, но сериал был
показан каналом полностью (чего многие не смотрящие телевизора просто не
заметили и узнают о состоявшемся событии задним числом – по счастью, в
эпоху торрентов это не трагедия). Зрители разделились – одни смотрели не
отрываясь и с восторгом комментировали каждую новую серию, другие
фырчали и называли показанное низкорейтинговой клюквой и дешёвым
балаганом, который может нравиться кому-то только из-за идеологии, в то
время как характеры и траектории судеб совершенно бессвязны и
неправдоподобны. Составлялись целые каталоги ляпов этого сериала – сами по себе вполне справедливые.
И всё-таки, кто же прав – те, кто с замиранием сердца ждал каждую
новую серию приключений Кирсанова-Двинского, Софьи и Матвея, или те, кто
плевался, с какого-то момента уже даже не смотря?
новую серию приключений Кирсанова-Двинского, Софьи и Матвея, или те, кто
плевался, с какого-то момента уже даже не смотря?
Совершенно справедливо, что «Крылья Империи» – клюква и балаган. Как и абсолютно все российские сериалы.
Никаких не клюквенных и не балаганных сериалов между наших меридианов
просто не производится, – впрочем, по совести, и в остальном мире их не
так много. Не будем брать какой-то совсем уж позор вроде недавних
«Последних царей» Netflix, в которых не плюнул только ленивый. Но
вспомним великолепный «Вавилон-Берлин», действие которого начинается на…
советско-германской границе в 1929 году (не историкам поясню: таковой
просто не было). Вспомним деградацию второго сезона Westworld. Вспомним
зашкаливающее количество условностей даже в культовой «Игре престолов»
(авторы не знают, как выглядят потёртые доспехи, не в курсе, что никто
не зажигает свечей над бумагами, и ещё тысячи мелочей). По-настоящему
художественно состоятельными за последние годы были некоторые серии
«Электрических снов Филипа К. Дика», но как раз их мало кто смотрел.
Никаких не клюквенных и не балаганных сериалов между наших меридианов
просто не производится, – впрочем, по совести, и в остальном мире их не
так много. Не будем брать какой-то совсем уж позор вроде недавних
«Последних царей» Netflix, в которых не плюнул только ленивый. Но
вспомним великолепный «Вавилон-Берлин», действие которого начинается на…
советско-германской границе в 1929 году (не историкам поясню: таковой
просто не было). Вспомним деградацию второго сезона Westworld. Вспомним
зашкаливающее количество условностей даже в культовой «Игре престолов»
(авторы не знают, как выглядят потёртые доспехи, не в курсе, что никто
не зажигает свечей над бумагами, и ещё тысячи мелочей). По-настоящему
художественно состоятельными за последние годы были некоторые серии
«Электрических снов Филипа К. Дика», но как раз их мало кто смотрел.
Фото: Kathy Hutchins / Shutterstock.com
Верно и то, что действие «Крыльев Империи» движется чрезвычайно
абсурдно с точки зрения реалистического романа или «серьёзного кино» – с
героями происходят всё время нелепые приключения, они натыкаются друг
на друга, хотя разбросаны по огромному пространству, их жизненные
решения абсолютно логически не мотивированы. Наш образованный зритель к
этому не привык, он хочет логики и раскрытия персонажа (Но, спросим по
совести, разве Наташа Ростова или Пьер Безухов раскрылись к концу
четвёртого тома намного лучше, чем в начале первого? Нет? Тогда к чему
вот это вот всё?).
абсурдно с точки зрения реалистического романа или «серьёзного кино» – с
героями происходят всё время нелепые приключения, они натыкаются друг
на друга, хотя разбросаны по огромному пространству, их жизненные
решения абсолютно логически не мотивированы. Наш образованный зритель к
этому не привык, он хочет логики и раскрытия персонажа (Но, спросим по
совести, разве Наташа Ростова или Пьер Безухов раскрылись к концу
четвёртого тома намного лучше, чем в начале первого? Нет? Тогда к чему
вот это вот всё?).
Читайте также:
«Чернобыль»: Красные против зелёных
Как коммунисты требуют запретить «Чернобыль», за что следовало бы его запретить на самом деле и почему этого…
Большинство же сериалов в большей или меньшей степени переводят сюжет и развитие героев в плоскость комикса и плутовского романа вроде
«Молль Флендерс» или «Жиль Бласа», где нанизываются одно на
другое ужасающие события, приключения и повороты, а герои принимают
решения исходя не из «личности», а из «обстоятельств». Вот этой
комиксно-плутовской традиции «Крылья Империи» соответствуют полностью – в
каждой серии с героями происходят невероятные и вызывающие содрогание
приключения, они оказываются в эпицентре исторических событий и рядом с
великими историческими личностями, они в начале серии даже
приблизительно не знают, где окажутся в конце, совершают ужасные дела и…
живут с этим как ни в чём не бывало.
«Молль Флендерс» или «Жиль Бласа», где нанизываются одно на
другое ужасающие события, приключения и повороты, а герои принимают
решения исходя не из «личности», а из «обстоятельств». Вот этой
комиксно-плутовской традиции «Крылья Империи» соответствуют полностью – в
каждой серии с героями происходят невероятные и вызывающие содрогание
приключения, они оказываются в эпицентре исторических событий и рядом с
великими историческими личностями, они в начале серии даже
приблизительно не знают, где окажутся в конце, совершают ужасные дела и…
живут с этим как ни в чём не бывало.
Питомец классической литературы XIX века чувствует себя с таким
сюжетом некомфортно, но читателя романов XVII-XVIII веков или поклонника
современных комиксов весь этот «жильблас» ничуть не смутит. Конечно,
снять плутовской роман тоже можно по-разному. Великий Стэнли
Кубрик создал великий фильм «Барри Линдон» по роману Уильяма Теккерея.
Это, несомненно, шедевр кинематографа. И это невыносимо, нечеловечески
скучно для обычного зрителя – не ценителя тонкостей материальной
культуры XVIII века. Понятно, что для массового зрителя нужен как раз
приключенческий комикс типа «Крыльев», пропитанный, однако, ясными
историческими и политическими смыслами.
сюжетом некомфортно, но читателя романов XVII-XVIII веков или поклонника
современных комиксов весь этот «жильблас» ничуть не смутит. Конечно,
снять плутовской роман тоже можно по-разному. Великий Стэнли
Кубрик создал великий фильм «Барри Линдон» по роману Уильяма Теккерея.
Это, несомненно, шедевр кинематографа. И это невыносимо, нечеловечески
скучно для обычного зрителя – не ценителя тонкостей материальной
культуры XVIII века. Понятно, что для массового зрителя нужен как раз
приключенческий комикс типа «Крыльев», пропитанный, однако, ясными
историческими и политическими смыслами.
Удивительней, скорее, другое – то, что сценаристам проекта удалось
создать целостную, увлекательную, при этом полностью вымышленную
историю, не опирающуюся ни на биографии, ни на документы, ни на
литературные произведения о революции и гражданской войне. Да, конечно, в
жизни Софьи есть общие мотивы с жизнью Ларисы Рейснер, а в
Двинском-Кирсанове можно разглядеть блики биографии маршала
Тухачевского, но эта связь на деле минимальна. Придумать столь ладную
эпически-приключенческую историю и свести в ней концы с концами на самом
деле большая творческая удача.
создать целостную, увлекательную, при этом полностью вымышленную
историю, не опирающуюся ни на биографии, ни на документы, ни на
литературные произведения о революции и гражданской войне. Да, конечно, в
жизни Софьи есть общие мотивы с жизнью Ларисы Рейснер, а в
Двинском-Кирсанове можно разглядеть блики биографии маршала
Тухачевского, но эта связь на деле минимальна. Придумать столь ладную
эпически-приключенческую историю и свести в ней концы с концами на самом
деле большая творческая удача.
Маршал Советского Союза Михаил Тухачевский. Фотохроника ТАСС
Понятно, что создатели «Крыльев» во многом ориентировались на
«Хождение по мукам» Алексея Толстого, и мы регулярно встречаем отблески и
мотивы как самого романа, так и знаменитого сериала Василия Ордынского.
Однако трилогия Толстого – невозможно лживая, особенно в своей
заключительной части, заточенная под то, чтобы все герои в итоге пришли
«к Ленину» слушать «План ГОЭЛРО» и дело большевизма морально
восторжествовало бы. Отражать подлость революции и жестокость
гражданской войны писатель мог лишь в крайне незначительной степени. И
поэтому то, что в сериале, пусть и в комиксной форме, получилось
«Хождение по мукам» наоборот – это творческая удача.
«Хождение по мукам» Алексея Толстого, и мы регулярно встречаем отблески и
мотивы как самого романа, так и знаменитого сериала Василия Ордынского.
Однако трилогия Толстого – невозможно лживая, особенно в своей
заключительной части, заточенная под то, чтобы все герои в итоге пришли
«к Ленину» слушать «План ГОЭЛРО» и дело большевизма морально
восторжествовало бы. Отражать подлость революции и жестокость
гражданской войны писатель мог лишь в крайне незначительной степени. И
поэтому то, что в сериале, пусть и в комиксной форме, получилось
«Хождение по мукам» наоборот – это творческая удача.
Читайте также:
Кто проиграл в «Игре Престолов?»
Финал культового сериала разочаровал многих фанатов, но неожиданно развернулся от либеральной пропаганды к…
Да и просто за сценарием приятно следить. Хороший язык (вспоминаю,
как в 2017 году в сделанное НТВ новое «Хождение по мукам» вставили фразу
про «презентацию в ресторации» – ничего даже близкого в «Крыльях» нет).
Изобретательность. Интересные диалоги. Нестандартные ходы. Умные мысли.
Пропаганда по делу. Разговор между ставшим революционером Матвеем
Осиповым и героическим провокатором охранки Лядовым о революции –
настоящий политический шедевр. Как и сама фигура – «героический
провокатор» – показывает, насколько нешаблонно думали сценаристы. Важную
для сериала задачу удивлять ходом действия создатели «Крыльев Империи»
выполнили и даже перевыполнили. Кто-то скажет, что им постоянно не
хватает вкуса, чтобы проявить некоторую сдержанность. Но только давайте
не будем путать вкус с пресностью, по части которой большинство наших
сериальщиков перебарщивают.
как в 2017 году в сделанное НТВ новое «Хождение по мукам» вставили фразу
про «презентацию в ресторации» – ничего даже близкого в «Крыльях» нет).
Изобретательность. Интересные диалоги. Нестандартные ходы. Умные мысли.
Пропаганда по делу. Разговор между ставшим революционером Матвеем
Осиповым и героическим провокатором охранки Лядовым о революции –
настоящий политический шедевр. Как и сама фигура – «героический
провокатор» – показывает, насколько нешаблонно думали сценаристы. Важную
для сериала задачу удивлять ходом действия создатели «Крыльев Империи»
выполнили и даже перевыполнили. Кто-то скажет, что им постоянно не
хватает вкуса, чтобы проявить некоторую сдержанность. Но только давайте
не будем путать вкус с пресностью, по части которой большинство наших
сериальщиков перебарщивают.
Но главное, безусловно, идеология. И в самом деле, мало было в нашем
кино и телевидении столь бескомпромиссно монархических и
антибольшевистских проектов. Вся либеральная и левацкая риторика против
монархии, старого режима, личности царя звучит только для того, чтобы
сама же жизнь их опровергла. Россия предстаёт великой и прекрасной
империей, разрушенной глупостью и изменой, направляемыми опытной и
зловещей интригой. Ярко показаны и либеральное, и революционное
беснование, и маниакальная «охота на Распутина», и беспомощность и
ничтожество послефевральских властей России, и демоничность кровавых
большевиков, пришедших им на смену.
кино и телевидении столь бескомпромиссно монархических и
антибольшевистских проектов. Вся либеральная и левацкая риторика против
монархии, старого режима, личности царя звучит только для того, чтобы
сама же жизнь их опровергла. Россия предстаёт великой и прекрасной
империей, разрушенной глупостью и изменой, направляемыми опытной и
зловещей интригой. Ярко показаны и либеральное, и революционное
беснование, и маниакальная «охота на Распутина», и беспомощность и
ничтожество послефевральских властей России, и демоничность кровавых
большевиков, пришедших им на смену.
Особенно показательно, что «Крылья Империи» не уклонились в
популярные в правом дискурсе недавних десятилетий ереси сменовеховского
«государственнического большевизанства», на котором выстроил свою
трилогию Алексей Толстой. Мол, да, плохо, что разрушен монархический
строй, плохо, что свергли царя, но в этот бардак могли внести порядок
только большевики, а потому долг каждого порядочного монархиста и
патриота не в том, чтобы идти к белым, а в том, чтобы всеми силами
помогать красным крепить свою власть и державу.
популярные в правом дискурсе недавних десятилетий ереси сменовеховского
«государственнического большевизанства», на котором выстроил свою
трилогию Алексей Толстой. Мол, да, плохо, что разрушен монархический
строй, плохо, что свергли царя, но в этот бардак могли внести порядок
только большевики, а потому долг каждого порядочного монархиста и
патриота не в том, чтобы идти к белым, а в том, чтобы всеми силами
помогать красным крепить свою власть и державу.
Читайте также:
Настоящий Ленин: Классовая ненависть, предательство Отечества и разжигание Гражданской войны
22 апреля 1870 года родился Ульянов (Ленин). Всю свою жизнь он стремился сделать социалистическую революцию в…
Некоторые персонажи сериала, в частности главный герой
Кирсанов-Двинский, придерживаются этой идеологии. Однако развитие сюжета
наглядно показывает, куда она заводит. Служить приходится не
«альтернативным государственникам», а банде кровавых палачей и убийц.
Сама служба выражается во всё новых и новых преступлениях, многократно
превосходящих не только действительные, но и самые масштабные мнимые
«преступления царского режима», выступавшие в качестве повода для
революции. Тут и отдача немцам трети России, и децимация красноармейцев,
и невообразимые жестокости чекистского террора, и расправа над
тамбовскими мужиками (почему-то тамбовское восстание переименовано было в
орловское), и «зачистка» Кронштадта.
Кирсанов-Двинский, придерживаются этой идеологии. Однако развитие сюжета
наглядно показывает, куда она заводит. Служить приходится не
«альтернативным государственникам», а банде кровавых палачей и убийц.
Сама служба выражается во всё новых и новых преступлениях, многократно
превосходящих не только действительные, но и самые масштабные мнимые
«преступления царского режима», выступавшие в качестве повода для
революции. Тут и отдача немцам трети России, и децимация красноармейцев,
и невообразимые жестокости чекистского террора, и расправа над
тамбовскими мужиками (почему-то тамбовское восстание переименовано было в
орловское), и «зачистка» Кронштадта.
При этом, несмотря на отдельные не красящие сериал выпады в сторону
белого движения – что создал его предавший царя Алексеев, что белый
террор был столь же жестоким, как и красный (это – неправда, соотношение
жертв красных и белых – 4:1, и белые никогда никого не убивали за
социальное происхождение), – в итоге всё расставляет на свои места
великолепный финал заключительной серии, разворачивающийся в лагере
русских изгнанников на Галлиполи. Речь священника о том, что нужно
молиться за тех, кто оказался в плену у бесов на родине, и речь генерала
Кутепова перед галлиполийцами – под российским флагом, перед иконами
походной церкви. Строй русских воинов в малиновых дроздовских фуражках
слышит о том, что даже если сто лет понадобится на восстановление
цветущей и свободной России, то и тогда она всё-таки восстановится.
белого движения – что создал его предавший царя Алексеев, что белый
террор был столь же жестоким, как и красный (это – неправда, соотношение
жертв красных и белых – 4:1, и белые никогда никого не убивали за
социальное происхождение), – в итоге всё расставляет на свои места
великолепный финал заключительной серии, разворачивающийся в лагере
русских изгнанников на Галлиполи. Речь священника о том, что нужно
молиться за тех, кто оказался в плену у бесов на родине, и речь генерала
Кутепова перед галлиполийцами – под российским флагом, перед иконами
походной церкви. Строй русских воинов в малиновых дроздовских фуражках
слышит о том, что даже если сто лет понадобится на восстановление
цветущей и свободной России, то и тогда она всё-таки восстановится.
Кстати, о бесах. Ещё один несомненный плюс «Крыльев Империи» – яркие
образы главных разрушителей России. Два соученика одной гимназии –
истеричный позёр Керенский и демонический филистёр Ленин. За театральной
эффектностью первого скрывается ничтожество. За обывательским
добродушием второго – одержимость фанатика, которая прорывается в его
гневных психопатических монологах, когда через какое-то время перестаёшь
вообще слышать человека Ульянова и остаётся только лишь демон Ленин.
образы главных разрушителей России. Два соученика одной гимназии –
истеричный позёр Керенский и демонический филистёр Ленин. За театральной
эффектностью первого скрывается ничтожество. За обывательским
добродушием второго – одержимость фанатика, которая прорывается в его
гневных психопатических монологах, когда через какое-то время перестаёшь
вообще слышать человека Ульянова и остаётся только лишь демон Ленин.
Владимир Ленин. Фото: www.globallookpress.com
«Крылья Империи» окажутся крайне полезным «комиксным» путеводителем
по революционной эпохе и её событиям и фигурам, который
притом показывает тех, кого редко можно увидеть в фильмах и сериалах.
Тут и Николай Гумилёв, и английские заговорщики Джордж Бьюкенен и
Сэмюэль Хор, и оклеветанная страдалица Анна Вырубова, и не ставший
последним императором Михаил Александрович, и генерал Скалон, своим
самоубийством единственный спасший честь русской армии на «переговорах» в
Брест-Литовске, и мученик генерал Кутепов, который, появившись всего на
пару минут, запоминается навсегда…
по революционной эпохе и её событиям и фигурам, который
притом показывает тех, кого редко можно увидеть в фильмах и сериалах.
Тут и Николай Гумилёв, и английские заговорщики Джордж Бьюкенен и
Сэмюэль Хор, и оклеветанная страдалица Анна Вырубова, и не ставший
последним императором Михаил Александрович, и генерал Скалон, своим
самоубийством единственный спасший честь русской армии на «переговорах» в
Брест-Литовске, и мученик генерал Кутепов, который, появившись всего на
пару минут, запоминается навсегда…
Кстати, и многие вымышленные персонажи, появляющиеся в сериале совсем
ненадолго, – агент охранки Лядов, координатор революционеров Евгения
Левинсон, полусумасшедший изготовитель посмертных масок, мелькающий
время от времени матрос Фёдор, – тоже обрисованы на удивление ярко. Ну и
отдельно стоит отметить линию «общежития» подруг Софьи, превратившегося
одновременно в воровской притон и детский дом. Она мало связана с общим
«историческим» нервом сериала – это простые люди, выживающие в голодном
Петрограде, но как же она нечеловечески трогательна.
ненадолго, – агент охранки Лядов, координатор революционеров Евгения
Левинсон, полусумасшедший изготовитель посмертных масок, мелькающий
время от времени матрос Фёдор, – тоже обрисованы на удивление ярко. Ну и
отдельно стоит отметить линию «общежития» подруг Софьи, превратившегося
одновременно в воровской притон и детский дом. Она мало связана с общим
«историческим» нервом сериала – это простые люди, выживающие в голодном
Петрограде, но как же она нечеловечески трогательна.
Я бы не взялся однозначно рекомендовать «Крылья Империи» всем и
каждому. Тратить 12 часов времени в случае, если не выносишь фальшивой
игры актёров, анахронизмов сюжета и ляпов в «заклёпках», а уж тем более –
если полагаешь, что только «дедушка Ленин хороший был вождь», – не стоит.
каждому. Тратить 12 часов времени в случае, если не выносишь фальшивой
игры актёров, анахронизмов сюжета и ляпов в «заклёпках», а уж тем более –
если полагаешь, что только «дедушка Ленин хороший был вождь», – не стоит.
Но если вы хотите именно в художественном проекте (есть ведь ещё
документальные, вроде прекрасной «Подлинной истории русской революции»)
следить за динамичным сюжетом русской революции, слушать яркие и острые
историософские диалоги, готовы испытать умиление от трогательного
изображения любви царской семьи, восторг перед залом, как один человек
поющим «Боже, царя храни!», сострадание к публично распятой клеветой
царской фрейлине, боль красного террора и расправ над тамбовскими
мужиками, светлую печаль перед мужественными страданиями галлиполийцев –
этот фильм, несмотря на всю его комиксность, для вас.
документальные, вроде прекрасной «Подлинной истории русской революции»)
следить за динамичным сюжетом русской революции, слушать яркие и острые
историософские диалоги, готовы испытать умиление от трогательного
изображения любви царской семьи, восторг перед залом, как один человек
поющим «Боже, царя храни!», сострадание к публично распятой клеветой
царской фрейлине, боль красного террора и расправ над тамбовскими
мужиками, светлую печаль перед мужественными страданиями галлиполийцев –
этот фильм, несмотря на всю его комиксность, для вас.
И не забывайте, что значительную часть критики этот, именно этот
сериал получает не за форму, небесспорную, но местами интересную, а за
своё поистине революционное (точнее – контрреволюционное) содержание.
сериал получает не за форму, небесспорную, но местами интересную, а за
своё поистине революционное (точнее – контрреволюционное) содержание.
Егор Холмогоров https://tsargrad.tv/articles/krylja-imperii-za-i-protiv_209138