Москва, 31 августа — Наша Держава. Напомним слова великого праведника и молитвенника нашего времени Старца Кирилла (Павлова, 1919-2017) о незабвенном Батюшке Николае (Гурьянове) и его духовном даре: «Отец Николай обладал глубиной постижения Божественного Промысла о России»… Это и будет зачалом воспоминаний о том, как воспринимал Царский Печальник судьбоносное и грозное событие в России – свержение Царского Престола «обезумевшими» людьми.
В день памяти Иконы Царицы Небесной «Державной», обретение которой напрямую связано с потерей Россией своего Отца и Господина, Помазанника Божия Царя, незабвенный Старец Николай сказал: «КОГДА ДЕРЖАВА БЫЛА В ГРОБУ, ЯВИЛАСЬ МАТЕРЬ БОЖИЯ «ДЕРЖАВНАЯ», СВИДЕТЕЛЬСТВУЯ ИМЕННО О ТОМ, ЧТО ГОСУДАРЬ НЕ ОТРЕКАЛСЯ».
Батюшка напоминал нам, что главное в этом скорбном явлении Богородицы, когда, оставив Богом данного Царя, «все бежали» (Мк. 14:50) – скупые слова Царицы Небесной к народу, не сумевшему сохранить Государя и все Русское Святое: «ПУСТЬ МОЛЯТСЯ»… В Видении было сказано: «Есть в Коломенском большая черная икона, ее нужно сделать красной и ПУСТЬ МОЛЯТСЯ»… И все… С того времени нам благословлена НЕБОМ через этот Образ именно молитва. Слезная, искренняя о помиловании и прощении… И надежда… Упование о даровании России на последние времена Православного Царя… Аще будем достойны…
Царица Небесная ни слова не молвила о том, что отныне Она Сама берет в Свои Пречистые Длани Царские Регалии – Державу и Скипетр, насильственно вырванные из рук Великомученика Царя Николая изменниками.
На рассуждение, что Царица Небесная взяла Скипетр и Державу в Свои Пречистые Руки и, что Государь мистически ПЕРЕДАЛ Ей Царские регалии, Батюшка Николай ответил: «Нет! Это не так! Владычица имела и имеет попечение о всем мире. Она Царица Небесная, не земная. А явилась, чтобы, напротив, указать, что никакого «отречения» не было. Царь не отрекался. А вот мы лишились Благодатного Царя, Помазанника Божия… Потому Владычица и повелела молиться: «Пусть молятся», – сказала. Вот и стали просить Ее, сокрушаться, каяться… Образ назвали «Державная»… ПОТОМУ ЧТО ПОТЕРЯЛИ ДЕРЖАВУ… Покаяние, раскаяние за потерю Державы… А Матерь Божия никогда нас не оставляла: «Радуйся, Обрадованная, во Успении Своем нас не Оставляющая».
Старец Николай также говорил: «Опасное заблуждение думать, что «Державная» Икона Пресвятой Богородицы – «Местоблюстительница» Русского Престола… Образ нам явлен для сугубой молитвы перед Ним и для слезного и искреннего покаяния в содеянном противлении Христу и Царю… Царица Небесная сказала: «ПУСТЬ МОЛЯТСЯ».
Пречистая Богородица – Царица Небесе и Земли. Заменить земного Царя – Помазанника Божия Царицей Небесной в земном управлении невозможно. Более того – сакрально Самодержавный Трон принадлежал и до сих пор принадлежит Государю Императору Николаю II, ибо Он не отрекался от Русского Престола. Отречения не было. Как и мистической передачи Царской Власти.
КОМУ ПРИНАДЛЕЖАТ ЦАРСКИЙ СКИПЕТР, КОРОНА И ДЕРЖАВА
На вопрос, кому принадлежат Царский Скипетр, Корона и Держава Старец Николай (Гурьянов) ответил: «Царю Николаю… Он и сейчас – Хозяин Земли Русской».
Далее Старец сказал: «Царская Власть установлена на земле Богом. Это Власть от Бога, и грешно отвергать Ее. Сказано Господом: «Мною Цари Царствуют» (Пр.8.15). Но народ Царя не сохранил. Монархия ушла незапятнанной вместе с явлением «Державной». С уходом Царя все разрушилось. В мгновение ока. Ибо не стало Удерживающего».
«Отъятие Удерживающего это результат – результат разгула сил зла, который нельзя было остановить никакими человеческими силами и средствами. Только Господь! НО ГРЕХ ФЕВРАЛЯ НЕ ПРИЗНАЛИ!» – сокрушался Батюшка Николай.
«СТРАННО И НЕЛЕПО ДУМАТЬ: ЗА БУНТ ПРОТИВ ПОМАЗАННИКА БОЖИЯ РУССКОМУ НАРОДУ ДАРУЕТСЯ… ВЛАСТЬ ЦАРИЦЫ НЕБЕСНОЙ?!»
Отец Николай не брал на себя дерзновение толковать явление «Державной» Иконы как взятие Царицей Небесной на Себя символов Царской Власти, то есть, как мистический акт ПЕРЕДАЧИ Государем Николаем Самодержавной власти в Руки Пречистой. Напротив, Батюшка полагал, что явление «Державной» свидетельствовало именно и только о том, что никакого Царского «отречения», приписываемого Государю вот уже более столетия, не было. Царь насильственно свергнут с Престола изменниками.
Со свойственной святому праведнику духовной зоркостию, Старец Николай просил нас обратить особое внимание на то, как явлена ДЕРЖАВА — Символ Царской Власти в России — Державное Царское «Яблоко» — на этом Скорбном Образе Царицы Небесной. Богородица Своей левой рукой слегка придерживает огромную Державу-Шар — в данном случае — ВСЮ ВИДИМУЮ ВСЕЛЕННУЮ, В КОТОРУЮ ВХОДИТ И РОССИЯ, НАД КОТОРОЙ БЫЛА УТВЕРЖДЕНА ЦАРСКАЯ ВЛАСТЬ… С древности, Христианская Держава на Иконах была увенчана Крестом и Перекрестием.. На Явленном в Коломенском в «отреченные дни», дни измены Государю – эти непременные атрибуты Царства отсутствуют. НЕТ КРЕСТА И ПЕРЕКРЕСТИЯ!
А левая длань Богомладенца — Спасителя мира указывает нам, России, на УЖЕ ОБЕЗГЛАВЛЕННУЮ ДЕРЖАВУ: РОССИЯ БЕЗ ЦАРЯ — НЕ РОССИЯ… Батюшка Николай молвил: «Смотрите… Рука Спасителя не почивает ладонью на Державе. Она, похоже, и не касается Ее?.. Так Христос говорит нам — нет теперь Царя… БЕЗЦАРСТВИЕ… Как нет и сугубой Благодати Божией, изливающейся на Царство и народ через Священную Главу Помазанника Божия». ДЛАНЬ СПАСИТЕЛЯ… КАК ОНА ГЛУБОКО И СИМВОЛИЧНО ПОКАЗЫВАЕТ НАМ БЕЗЦАРСТВИЕ… И СИРОТСТВО… УТЕРЯН ДЕРЖАВНЫЙ ОТЕЦ.
Своим «Державным» Образом Владычица явила всем, что Святой Царь-Великомученик Николай сохранил, сберег Царскую Власть. Все Царские Инсигнии остались в руках именно Государя. А Царскую Корону Он сменил на Терновый Венец Спасителя… Государь остался верен клятве, данной Богу в День Своего Священного Помазания на Царство Русское. Явление Скорбной Богородицы — это был призыв народу к молитвенному плачу об утерянном Державном Отце.
При мне Батюшку Николая спросили (в июле 1998 года): «Можно ли думать, что «Царская Власть перешла на Икону «Державная»? – Он ответил: «Нет. Это заблуждение… Царя плуты убрали, Власть у него украли. Воры… А Царица Небесная как была, так и осталась – нашей Заступницей Милостивой… Царицей Неба и земли. Разве Ей нужны земные отличия?!»
Отец Николай говорил: «Нам, русским людям, надо написать на листке и в рамочку поместить и иметь постоянно перед глазами слова: «Плачь, Русская Земля, слезами горькими и жгучими… Рыдай и бейся, потому что предала ты Царя Благочестивого!»
Нет сомнения, что наш Святой Государь в те страшные дни ответил отказом на все преступные предложения изменников. Он не дал им ни «отречения», ни «ответственного министерства», ни освящения безбожной власти грядущего хама Именем Своего Сына Наследника Цесаревича Алексия. И, конечно же, не передал Государь Престол «Брату Нашему Михаилу» и временному правительству. На всех бумагах Помазанник Божий мог начертать лишь одно слово: «НИКОГДА!» Ибо, принимая на Свои плечи бремя Царского Креста, Царского Послушания, Он давал Богу клятву – БЫТЬ ВЕРНЫМ. Потому и записал в военном билете в графе «срок службы»: «ДО ГРОБОВОЙ ДОСКИ»… Государь выполнил Свой Царский долг перед Богом и вверенным Ему народом до конца. Он «Чашу сию испил до конца» (Мф.26.29), до последнего вздоха в Ипатьевском подвале…
ИТАК, ПОДЫТОЖИМ: ЦАРСКИЙ ПЕЧАЛЬНИК СТАРЕЦ НИКОЛАЙ, КОТОРОМУ БЫЛ ОТКРЫТ БОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОМЫСЛ О РОССИИ, ГОВОРИЛ: «ОПАСНОЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ ДУМАТЬ, ЧТО «ДЕРЖАВНАЯ» ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ — «МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЬНИЦА» РУССКОГО ПРЕСТОЛА… ОБРАЗ НАМ ЯВЛЕН ДЛЯ СУГУБОЙ МОЛИТВЫ ПЕРЕД НИМ И ДЛЯ СЛЕЗНОГО И ИСКРЕННЕГО ПОКАЯНИЯ В СОДЕЯННОМ ПРОТИВЛЕНИИ ХРИСТУ И ЦАРЮ»… ВЕДЬ, СТРАННО И НЕЛЕПО ДУМАТЬ, ЧТО ЗА БУНТ ПРОТИВ ПОМАЗАННИКА БОЖИЯ РУССКОМУ НАРОДУ ДАРУЕТСЯ… ВЛАСТЬ ЦАРИЦЫ НЕБЕСНОЙ?! «ЯВЛЕНИЕ ЦАРИЦЫ НЕБЕСНОЙ «ДЕРЖАВНОЙ» — ЭТО ПРИЗЫВ К МОЛИТВЕННОМУ ПЛАЧУ ОБ УТЕРЯННОМ ДЕРЖАВНОМ ОТЦЕ. К ОСОЗНАНИЮ, ЧТО РОССИЯ БЕЗ ЦАРЯ — ЭТО НЕ РОССИЯ».
Эту очевидность отметил и священник Димитрий Ненароков в своей проповеди: «Державный Образ Божией Матери для верующего народа впоследствии стал связан воедино со свержением Самодержавного Государя в результате февральского заговора и последующим затем зверским ритуальным убиением Царственных Страдальцев 4/17 июля 1918 года. Со временем народ стал успокаивать себя собственными уверениями в том, что Сама Пречистая взошла на Царский Престол и ныне незримо самодержавно правит Святой Русью… Почему же с самого 1917 года земля наша столь обильно пропитывается кровью невинных жертв, вопиющих к Небу об отмщении? Почему до сих пор не прекращаются попытки осквернить память Царственных Великомучеников? На главном месте – в сердце Святой Руси – лежит ритуальный забальзамированный терафим, по соседству с замурованными в кремлевские стены останками лютейших палачей Русского Народа. Зачем?»
Далее отец Димитрий завершает свои размышления горьким, но очевидным, выводом: «Те, кто в феврале 17-го помог расправиться с Русским Самодержцем, а потом, на Поместном Соборе, усердно ратовал за некую «свободную», абстрактно «идеальную, надмирную» церковь, которой столь «мешала» Самодержавная Монархия, – именно они способствовали развитию мифа вокруг «Державной» Иконы Божией Матери».
«Сей миф был, по сути, той костью, которую бросили в Народ после того, как отняли у него Государя, Отца – Единственного Защитника и Гаранта». И до сих пор становится горько, когда в этот день в храмах РПЦ МП льются слезы обманутых надежд и чаяний: слезы-то назавтра высохнут, Народ снова погрузится в мучительное долготерпение, а нового Царя не получит. Не дадут. И в первую очередь не те не дадут, кто владеет нашей землей и ее недрами, а те, кто не желает возвращать Русскому Самодержцу преступно и безбожно узурпированную ими в 1917 году Сакральную Власть. До сих пор ни в одном документе РПЦ МП нет упоминания о Монархии, не говоря уже о Самодержавной Царской Власти».
Вдумчивый исследователь темы «Священство и Царство» доктор исторических наук профессор М.А. Бабкин также высказывает мысли, весьма созвучное взглядам Старца Николая и священника Димитрия Ненарокова о духовном смысле явления «Державной»: «По нашему мнению, официально принятое толкование Чуда Явления Державной Иконы фактически является одним из средств богословского оправдания духовенством свержения в России Царской Власти. Создатели мифотворческого «Сказания о Явлении Державной Иконы», руководствуясь известными мотивами, вытекающими из проблемы «Священства-Царства», преследовали цель не только «оправдать» в глазах своей паствы революцию, но и подчеркнуть, что наличие в государстве Царя как Помазанника Божия, как «проводника» Его Воли – и не нужно, что воля Царя Небесного на земле определяется только через священство, что «Священство выше Царства».