Санкт-Петербург, 7 декабря — Наша Держава. Западное христианство пытается снять с иудеев вину в распятии Господа нашего Иисуса Христа. Совершенно не понятно, во-первых, как это можно сделать, и ещё менее понятно для чего и кому всё это нужно. Вот почему мы решили изложить православную точку зрения на весь этот вопрос.
Что иудеи распяли Христа — в этом не может быть ни малейшего сомнения, потому что об этом свидетельствуют все апостолы, четыре евангелиста, все святые отцы, учители Церкви, все подвижники, мученики и преподобные. Устами св. евангелистов говорил Сам Господь. Христианин, который усомнился в словах Евангелия просто больше не христианин. Говорить о том, что надо понимать св. Евангелие особо, как-то отвлечённо, нельзя в данном случае, потому что суд над Христом, распятие Спасителя суть исторические факты, с исторической точностью изложенные св. евангелистами, не является вовсе рассуждениями или притчами, которые можно было бы толковать, о которых можно рассуждать и отвлечённо понимать.
Непосредственно, конечно, виновны в крестной смерти Спасителя иудеи, которые под председательством своего первосвященника Каиафа судили Христа и приговорили Его к крестной смерти, позорнейшей казни, которой подвергались только самые отчаянные убийцы и преступники. Все наши богослужебные тексты называют совершенно справделиво этих иудеев богоубийцами, и никто не может и не имеет никакого права эти слова изъять из богослужения, которое по своему значению в Православной Церкви не меньше самого Священного Писания. Распространяется ли эта вина на всех иудеев, переходя из рода в род и всех нам современных иудеев и евреев? Вот вопрос, который чрезвычайно важно правильно понять и на него правильно ответить. Конечно, механически, автоматически эта вина никак не может перейти ни на одного еврея, потому что виновна всегда в человеке воля, сознание, произволение. Можно унаследовать от своего отца и матери горбатый или курносый нос, но нельзя по наследству быть виновным в преступлении родителей. Однако, если какой-то человек убил моего отца, а сын убийцы оправдывает своего отца или порочит моего убитого отца, тем самым оправдывая как бы преступление своего отца, то сын убийцы, хотя и не будет привлечён к суду как убийца, является всё-таки нравственным преступником и конечно моим врагом, моим недоброжелателем. Таким образом, теперь только те евреи, которые воспитывают своих детей в ненависти ко Христу, являются по произволению, по сознанию своему преступниками перед всем христианством.
Такое воспитание молодых евреев остро ощущается христианами, а от этого только один шаг к безобразным явлениям гонений и расправ. Мы утверждаем, что ни Священное Писание, ни христианское богослужение никак не является вдохновителями иудофобства с их погромами. Но христиане читают св. Евангелие и вдруг с изумлением видят перед собой тех же евреев, что и во времена Христа, нисколько ни в чём не изменившихся за 20 веков в своих чувствах неприязни к Спасителю. Чего хорошего можно тогда ожидать от такого факта? Кроме того два еврейских произведения сыграли роковую трагическую роль для всего еврейства: Талмуд и Сионские протоколы.
Все погромы и ужасающие гонения, которые испытал на себе этот несчастнейший из несчастнейших народов и остающийся несчастнейшим и до сего дня, несмотря на все его несметные богатства и власть, начались с того приблизительно времени, как Талмуд, эта невероятная по своему содержанию книга, попала в руки широких масс христиан. Один из самых крупных знатоков Талмуда английский богослов Лайтфут (1675), человек необычайно искренний и простой, автор сочинения «Horae Hebraicae», почти всю свою жизнь изучавший Талмуд дал следующую характеристику этому труду: «Почти непреодолимые трудности слога, ужасная грубость языка, изумительная пустота и вопиющие лжемудрствования по рассматриваемым вопросам мучают, раздражают и терзают того, кто читает эти единственные в своём роде трактаты». Но больше всего в Талмуде поражает страшная нетерпимость по отношению к не евреям, особенно же в отношении христиан, которым они дают до 175 унизительных названий вроде гой, иорхи, акум, обед-элим, кути и т.д. Воспитанный на таких произведениях молодой еврей не может питать к христианам самых минимальных нормальных нейтральных чувств. Масса христианского народа без ошибки различит еврея с антихристианским воспитанием от еврея без онаго и к последнему относится всегда очень дружелюбно. Евреи караимы, которые придерживались исключительно Пятикнижия Моисеева, никогда за всю историю не были гонимы за свои ветхозаветные убеждения, а наоборот были весьма почитаемы и занимали в России большие должности.
Итак этот древний и болезненный вопрос отношения к евреям весь в конце концов упирается своим острием к вопросу об отношении ко Христу еврейского населения и только тут он может получить своё правильное разрешение. С евреями надо быть всегда откровенными, они слишком древний народ с древнейшей своей культурой, чтобы держать с ними какой-нибудь другой язык. Да евреи и не нуждаются в тех уступках, которые им делают сейчас западные христиане, и, когда об этих концессиях впервые распространился слух, то один крупный представитель еврейского раввината просто, но довольно величественно и не без юмора ответил приблизительно так: «надо было думать делать эти концессии веков двадцать тому назад, а не теперь».
Вся трагедия однако в том, что Христос, по человечеству, Сам из дома Давидова и ко Христу еврейскому народу почти что невозможно быть безразличным, как невозможно никому на земле быть безразличным ко Христу Богу нашему. Это доказала вся история человечества, это доказали все безбожники, коммунисты и богоборцы всех толков. Можно или смиренно склониться к стопам Спасителя, или восстать на Него. К этому разделу человечества медленно, но верно идёт весь мир, все безчисленные пути, мысли, течения, учения и в конце концов неминуемо войдут в эти два русла, не в три, не в четыре, а только в два. Дай Господь, чтобы так поскорей было бы, потому что тогда будет ясно всё, будут сорваны маски со всех псевдо-христиан, которые нас справедливо волнуют больше, чем неприязненные чувства евреев — талмудистов.
Архиепископ Виталий (Максименко) — епископ Русской Православной Церкви заграницей, архиепископ Восточно-американский и Джерзейситский, почётный член Союза ревнителей Памяти Императора Николая II.