Ялта, 13 декабря – Наша Держава. Накануне дня рождения (16.XII.1822) в Крыму почтили память публициста и философа Николая Данилевского.
На территории пгт Санаторное, в бывшем имении Мшатка (Большая Ялта), крымчане – сенатор РФ Юрий Нимченко, постоянный представитель РК при президенте РФ Георгий Мурадов, представители властей республики (Сергей Цеков, Алла Пономаренко, Михаил Назаров), общественных организаций (среди них Председатель Союза ревнителей Памяти Императора Николая II Алексей Васильев) и др. — возложили венки и алые гвоздики к могиле Данилевского и помянули память учёного на прошедшей у захоронения литии.
В этот же день в Ливадийском дворце состоялась зимняя сессия Ливадийского клуба, приуроченная ко дню рождения мыслителя. Тема заседания — «Россия в межцивилизационном взаимодействии современных центров силы».
Напомним, что Николай Данилевский был убеждённым монархистом, ярым противником республиканской власти. Так, в 1881 году, в Мшатке, Николай Яковлевич написал статью «Несколько слов по поводу конституционных вожделений нашей «либеральной прессы». Уже тогда Данилевский предвидел какой катастрофой может стать заигрывание с западными «ценностями», попыткой натянуть на себя чужой исторический кафтан. «Неужели пало на голову России ещё мало всякого рода стыда, позора и срама… чтобы хотеть навалить на неё ещё позор шутовства и святочного переряживания в западнические костюмы и личины?» — удивлялся философ.
К конституции и иллюзорной власти народа он справедливо относился с большим недоверием: «…. державность и верховенство народа, понимаемые в смысле управления внешними и внутренними делами государства на основании воли народа, есть фикция, абсурд, нелепость, по той, уже вышеупомянутой, весьма простой причине, что для управления на основании воли народа по меньшей мере необходимо, чтобы такая воля была, а её-то и нет и быть не может».
Для русского человека демократия не приемлема потому, что самодержавная власть для него больше чем власть: «политический строй Русского государства составляет предмет настоящей политической веры Русского народа, которой он держится и будет, несмотря ни на что, твёрдо и неизменно держаться, именно как веры. Если, следовательно, когда-либо Русский Государь решится дать России конституцию, то есть ограничить внешним, формальным образом свою власть, потому ли, что коренная политическая вера его народа была бы ему не известна, или потому, что он считал бы такое ограничение своей власти соответствующим народному благу, то и после этого народ, тем не менее, продолжал бы считать его Государем полновластным, неограниченным, самодержавным, а следовательно, в сущности он таковым бы и остался».
Фото Игоря ОХРИМЕНО