Тверь, 8 июля – Наша Держава (Виктория Кайназарова). Как призывал Александр Сергеевич Пушкин: «Изучайте историю сами». Симеон Бекбулатович был настоящим Царем до воцарения на русском престоле, а именно был Царем Касимовского ханства, который в отличии от иных русских владений имел полноправную исламскую территорию в составе Русского Царства. Исламский закон был в полной неприкосновенности, о чем русские Государи напоминали другим мусульманским державам. Хан Саин Булат в русских разрядных книгах именовался Царем, в отличие от Его предшественников на Касимовском троне, которые более скромно именовались ханами. Он был первым из них, кто удостоился такого высокого титула. Касимовский Хан Саин Булат после того, как перешел на службу Грозному Царю Иоанну IV крестился в православную веру с именем Симеона. В 1575 году Царь Иоанн IV неожиданно для всех отрекся от престола в пользу Симеона Бекбулатовича. В течении 11 месяцев Русь была разделена на: Владения Царя Всея Руси» и на «Владение Иоанна».
Наши современники выдвигают разные версии, почему Грозный Царь вместо себя назначил Русским Царем не своих сыновей: Ивана и Федора, а Симеона Бекбулатовича. Существуют несколько версий в принятии подобного решения. Одна из которых, согласно воспоминаниям английского посланника Даниила Сельвестра, который утверждал, что в личной беседе с ним, Русский Царь прямо указывает на принятие такого решения – измену. Существует также версия о том, что Иван IV вел тайные переговоры с Королевой Елизаветой I Английской о предоставлении Ему убежища в случай подтверждения измены.
Симеон Бекбулатович подписывал указы, проводил заседания Боярской думы, но фактическим правителем Московского царства продолжал оставаться Иоанн IV, но вскоре Государь официально вернул себе свой трон. Став не только де-факто, но и де-юре полноценным правителем Московского Государства. Симеона Бекбулатовича, Иоанн IV, по-царски, щедро отблагодарил за верную службу, пожаловав Ему титул: Великого князя Тверского с обширными землями в Твери, которыми Царь Симеон самостоятельно управлял, где вершил суд над вверенными ему людьми. Симеон Бекбулатович имел свой великокняжеский двор в Тверском Кремле, которую называли миниатюрой пышного Московского двора. Тверской народ принял бывшего Московского царя с восторгом. Все знали о незлобивом характере Симеона Бекбулатовича, а Его титул давал тверичанам повод гордиться, которые вспоминали о былой самостоятельности тверского княжества. В Твери, есть старинная улица Симеоновская, которая, согласно официальной версии, была названа в честь церкви Симеона Стобняка, но среди жителей Твери бытует мнение, что улица на самом деле была названа в честь Царя Симеона Бекбулатовича.
После принятия православной веры Симеон Бекбулатович стал ревностным православным христианином, стал строить церкви, преподносить богатые дары в монастыри. Великокняжение Симеона Бекбулатовича, как многие тогда думали, не было для него почетной ссылкой. Он со всеми наравне заседал в Боярской думе, принимал участие в Ливонской войне и даже был главнокомандующим многотысячной русской резервной армии, но спокойное житие Царя Симеона закончилось после смерти Его дяди Царя Иоанна IV (примечание: Царь Иоанн Васильевич вторым браком был женат на ногайской княжне Марии Темрюковной. Сестра княжна Алтынчач, которая вышла замуж за отца Симеона Бекбулатовича, астраханского царевича Бекбулата, сына Бахадурхана, внука Ахмат хана последнего правителя Золотой Орды в зависимости от которого находились Московские князья и конец которому положил Великий князь Иоанн III, дедушка Ивана IV Грозного) в 1584 году.
Во время правления последнего Рюриковича на русском престоле Царя Федора Иоанновича власть оказалась в руках Его щурина Бориса Годунова, брата жены Царя, Царицы Ирины Федоровны. Борис Федорович опасался того, что сакральность Царя Симеона полностью лишает его имущества, титула Великого князя Тверского и ссылает Его в село Кушалино на скудное житие, что и отражено в Никоновской летописи. После убийства Царевича Дмитрия в Угличе и смерти Царя Федора Иоанновича на московский престол восходит Борис Годунов после того, как Его сестра Вдовствующая Царица Ирина отрекается от престола. Когда после отречения царицы стал вопрос о том, кто же станем новым русским царем, помимо имени Бориса Годунова называли имена: Царя Симеона Бекбулатовича, который как мы уже знаем имел опыт царствования, бояр Романовых, потомков братьев первой русской царицы и первой жены Иоанна Грозного – Анастасии Романовны, и Василия Шуйского, но в итоге новым московским царем становится Борис Годунов.
Царь Борис смертельно боялся Симеона Бекбулатовича и, согласно одной из версий, в день своего рождения поздравляет Его испанским вином. В поздравительном письме Царя Бориса было написано, что ссылка Царя подходит к концу, а после того, как Царь Симеон Бекбулатович и Его слуга выпивают за здоровье Бориса Годунова полностью лишаются зрения. Тем самым Борис Федорович устраняет одного из самых опасных своих соперников за московский престол. После смерти Бориса Годунова и убийства Его сына Федора Борисовича, лжеДмитрием I, Симеон Бекбулатович оказался нужным для самозванца, царское достоинство, которого было весьма сомнительным. ЛжеДмитрий обещал бывшему царю достоинство и почет при Его дворе, если тот признает Его сыном покойного Царя Иоанна IV и даже оставлял право именоваться Царем во время Его правления. На что гордый монгол ответил отказом. Симеон Бекбулатович прекрасно понимал, что если примет предложения самозванца, кровавая гражданская война затянулась бы на долгие годы. После отказа Симеона Бекбулатовича, лжеДмитрий I сослал Его в 1606 году в Кирилло – Белозерский монастырь, где Его подстригли в монашество с именем Стефан.
После убийства лжеДмитрия I, новым царем выбрали боярина Василия Шуйского, как говорят историки, легитимность которого тоже вызывала споры. После своего восшествия на престол Царь Василий Шуйский приказывает перевести монаха Стефана в Соловецкий монастырь, который считали местом ссылки особо опасных государственных преступников, и лишь после воцарения Династии Романовых на престоле в судьбе Царя Симеона Бекбулатовича наступает спокойный период жизни.
Царь Симеон Бекбулатович умер в 1616 году и был захоронен в Симоновом монастыре. Сам Симонов монастырь был разрушен в 1930 году. В течении долгого времени бытовало мнение, что захоронение Царя Симеона было утрачено, но согласно недавно открывшимся обстоятельствам вероятнее всего Его могила находилась в колокольне, основание которой было сохранено. Находится оно за Дворцом Культуры ЗИЛ и окружено крепким чугунным забором, которое ведет к паперти колокольни. В конце XVIII века о захоронении Царя Симеона Бекбулатовича было известно следующее:
«Скончался в 1616 году и погребен в Симоновом монастыре на левой стороне под папертью колокольни, рядом с супругой (Анастасией Мстиславской, потомком Великого князя Василия III). На гробовой плите было написано:
«Лета 7134 году генваря в 5 день на память святых мучеников Феопемита и Феоны преставился раб Божий Симеон Бекбулатович, во иноцех схимник Стефан».
Портрет работы неизвестного польского художника, конец XVI — начало XVII века. Ранее считалось, что изображён Михаил Борисович Тверской. Находится в коллекции портретов Несвижского замка Радзивиллов.
статью подготовила
Виктория Кайназарова,
Член Московского отдела
Союза Ревнителей Памяти Императора Николая II.