Бахчисарай, 10 сентября — Наша Держава (Валерий Борисов, публикуется впервые). Когда проведенное
исследование было готово к публикации, столкнулся в интернете с опубликованной статьей Олексы
Гайворонского «Ханская столица Девлет-Сарай. Часть III: Ханский дворец»(66), которого некоторые интернет издания
позиционируют «в разных ипостасях: исследователь,
историк, писатель, телеведущий, фотограф. Его работы всегда безупречно
качественны…»(67). О том, насколько его
вышеназванная статья безупречно качественна и как он проявил себя еще в одной ипостаси – речь пойдет ниже.
Единственно, что представляет несомненный
интерес в статье О.
ГАЙВОРОНСКОГО, так это ссылка на первоисточник публикации гравюры «Tartarische residenz» 1687 года из книги Cyanea oder die am Bosphoro Thracico, ligende hohe
Stein-Klippen (Augsburg, 1687), а так же качественная публикация самой гравюры
из этого издания.
ГАЙВОРОНСКОГО. Как отмечено выше, в
газете «Крымское время» № 26 от 10 марта 2005 года была опубликована статья
Александра МАЩЕНКО «Архитектурный детектив. Валерий Борисов нашел место, на
котором располагался первый ханский дворец в Бахчисарае» (68) (фото № 13).
заповедника, а О.
ГАЙВОРОНСКИЙ — заместителем директора этого учреждения по научной работе. Он, как один из первых
руководителей заповедника, просто не мог не знать о статье А. Мащенко, тем более, что с ней
были знакомы многие сотрудники заповедника. Но в своей статье «Ханская столица Девлет-Сарай. Часть III:
Ханский дворец» он лавры первооткрывателя места размещения дворца присвоил
себе, «забыв» упомянуть публикацию 2005 года.
аннотациями и избранных отрывков из двух текстов статей, размещенных в них,
приведен на фото №№ 60 и 61. Они
подтверждают неправомерное присвоение лавров первооткрывателя О. ГАЙВОРОНСКИМ.
у О. ГАЙВОРОНСКОГО было настолько велико, что он нарушил один из главных
принципов этики научно-исследовательской деятельности – недопущение
сокрытия результатов ранее проведенных
изысканий и присвоения опубликованных
выводов, полученных другим исследователем.
качестве» статьи О. ГАЙВОРОНСКОГО служат несколько его ключевых фраз.
верить гравюре, он располагался невдалеке к
северо-востоку от ханского дюрбе» -со знанием дела пишет он. Но к
северо-востоку от дюрбе Хаджи-Герая находится… мечеть 1508 года, а далее склоны
и обрывы мыса Бурунчак. На самом деле дворец находился юго-восточнее от
гробницы.
четкий прямоугольник с просторной площадью перед ним. Карты не называют его
дворцом Девлет-Сарай. но подобная планировка участка может указывать, что
дворец располагался именно здесь». Если бы автор публикации серьезно занимался
исследованием, то он бы знал, что только
на одной русской военной карте 1786 года изображен четкий прямоугольник,
остальные карты выполнены гражданскими землемерами. О чем говорит этот промах?
Видимо автор где-то, что-то слышал о картах, но главное — их не видел. А знать
он мог только из статьи А. Мащенко в
газете «Крымское время» № 26 от 10 марта 2005 года, но решил о ней просто не
упоминать по изложенной выше причине.
старого дворца уже не существовало и единственным напоминанием о нем остался
роскошный портал Демир-Капы, перенесенный в Бахчисарай». Это неверное
утверждение. Развалины дворца сохранялись до 1840-х годов, о чем отмечают И. М.
МУРАВЬЕВ-АПОСТОЛ, К. МОНТАДОН, В. БУРЬЯНОВ.
«Над
порталом Демир-Капы наверняка потрудились не только итальянские, но и
крымскотатарские либо османские мастера. Ведь на портале можно видеть и тамгу,
и искусные арабские надписи, а внутренние поверхности дверного проема покрыты
сельджукским орнаментом. Это единственное в мире сооружение, где на одном и том
же камне соседствуют стили сельджукизма и итальянского ренессанса». Смелое
утверждение, требующее доказательств, которых автор не привел. Поэтому
возникает вопрос: почему известные и
авторитетные исследователи портала как
Л.Н. ЭРНСТ и Н.П. КОНДАКОВ, получившие классическое
дореволюционное образование и всю свою творческую жизнь, посвятившие научной
работе в области истории, в том числе искусствознания, не заметили на портале
элементов сельджукизма? Где в орнаментах портала присутствует традиционная
«сельджукская плетенка»? О крымско-татарских элементах памятника Н.П. КОНДАКОВ
говорит под вопросом, имея ввиду
«оригинальные полоски тюльпанов»(41).
Много ли памятников искусства подобных порталу «Железных дверей», исследовал О.
ГАЙВОРОНСКИЙ, получив заслуженную оценку специалистов?
– небольшой дворец с внутренним двориком, длинными галереями арок при входе и
узкими окнами в крепких стенах. Подобные средневековые дворцы во множестве
сохранились в различных городах Италии. Самый яркий пример таких зданий – это
знаменитый Дворец Дожей в Венеции». О. ГАЙВОРОНСКИЙ не разбирается в типологии
итальянских палаццо, которых существовало два принципиально разных по
композиции вида: муниципальный и жилой дворцы,
о которых подробно сказано выше. Для него, как неспециалиста, видимо,
все итальянские дворцы «типичные».
в качестве образчика для «татарской резиденции» палаццо Дожей в Венеции
некорректно, так как, оба объекта
располагались в разных ландшафтных условиях, возводились в разные эпохи (Дворец
Дожей – позднесредневековый памятник, а дворец в Салачике строили на рубеже
Раннего и Высокого Возрождения) и имели разные композиционные задачи, о чем
сказано выше. В первую очередь их отличает масштаб. Объем итальянского палаццо
Дожей как минимум в тринадцать раз
больше изображенной на гравюре «Tartarische residenz». Второе отличие – это средневековые
стрельчатого типа арочные архитектурные элементы на фасадах палаццо Дожей. Так
как можно сравнивать такие разные архитектурные объекты в претендующей на
научность работе?
«Это, пожалуй, все, что на сегодняшний день известно об исчезнувшем ханском
дворце Девлет-Сарай… Но даже и те крохи информации, что удалось собрать о
дворце…» Странное утверждение о крохах информации. О. ГАЙВОРОНСКИЙ, не имея
видимо достаточных знаний и аналитического
опыта в области архитектуры и искусствознания, решил написать «ударную» статью, с претензией
на научность, используя «крохи
информации», собранные по уже известным источникам.
заниматься критикой и рецензированием
всего «труда» О. ГАЙВОРОНСКОГО.
Ограничусь общим выводом.
подобными заимствованиями да еще с неподкрепленными доказательствами
умозаключениями, рассчитанными на неискушенную глубокими знаниями истории и архитектуры публику, а также с грубыми ошибками,
является недостойной подменой серьезной
научно-исследовательской работы.
«творчество» непозволительно даже Олексе Гайворонскому, обладающему
незаурядными литературными способностями и эпатажным обаянием. Кстати, он не
забывает о собственном авторстве, помечая своим именем каждую опубликованную им
фотографию.
Девлет-Сарая потребовало продолжительного времени – 12-ти лет, связанного с
поиском в архивах картографического материала конца XVIII —
начала XIX вв., получением их копий в хорошем качестве и их
детальным анализом.
Крым,
гражданин города Бахчисарая Валерий БОРИСОВ