издательством «Мистецтво» на украинском языке периздана книга А.Я. Ефименко «Исторія України та її народу»(42), впервые увидевшая
свет в 1907 году на русском языке(43).
которых было изображение (без ссылок на первоисточник) под названием
«Бахчисарай. Резиденция крымского хана. Гравюра 1687» (фото
№ 38).
гравюры в качестве оригиналов (опять же без ссылок на первоисточник) выставлены
в экспозицию Крымского исторического
музея «Ларишес», причем, одна из них датирована 1729-1732 гг., а
вторая никак не идентифицирована (фото № 39).
крепость Ор-Капу»,
размещенной на странице сайта http://ukrainaincognita.com/ru/krym/krasnoperekopskyi-raion/armyansk/perekopskyi-val-y-krepost-or-kapu , представлена
фотография с гравюры или рисунка пером под названием «Перекопская резиденция
турецкого наместника», на которой изображено то же сооружение, что и на гравюре
1687 года, с тем же самым антуражем, но с той разницей, что на «перекопской»
гравюре отсутствуют два шпиля на здании,
двухэтажное строение, примыкающее с его правой стороны и сама надпись «Tartarische residenz»(фото № 40).
эти графические работы с целью
установления:
объектов;
проведения архитектурно-композиционного анализа его архитектурных элементов;
структуры здания.
источников известно, что крымские ханы имели несколько резиденций, о чем в
частности указывает В.Д. СМИРНОВ со
ссылкой на Тарихи Сахыб-Герай-хана: «Сахыб-Герай, возвратясь из одного
черкесского похода, «проводил некоторое время в еде, питье, охоте и веселии то
в Бахчэ-Сарае, то в Улаклы-Сарае, то в Эльма-Сарае…»(44).
относиться к любому «сараю» из вышеназванных, если бы не два существенных
признака, которые могут идентифицировать его как Девлет-Сарай. Это изображенное
с правой стороны сооружение очень похожее на дюрбе Хаджи-Герая (фото № 41) и стоящая рядом вертикальная колонна,
которую можно отнести к минарету мечети
1508 года (фото № 23). Видовая точка этой гравюры, обозначенная на местности и
указанная на фото №№ 20 и 25, наглядно подтверждает данное предположение.
внимание, достаточно обоснованное утверждение о возведении дворца
Девлет-Сарай итальянским зодчим/зодчими в 1503-1504 гг., анализ
архитектурных элементов, изображенных на гравюре «Tartarische residenz», будет ограничен временными рамками раннего
итальянского возрождения. При этом есть реальное понимание, что гравюра не
фотография, а художественное произведение, на которой могут присутствовать и
определенные фантазии ее автора, что потребует в определенной степени
критического отношения к изображенным архитектурным объектам и деталям.
гравюре художник разместил высокую
башню, которую можно рассматривать как элемент антуража, ничего не имеющего с
реальностью. На заднем плане вместо склонов мыса Бурунчак изображены облака,
как будто дворец стоит на плоской открытой местности (45).
резиденции на гравюре
«Tartarische residenz» 1687 г.
невысоких подиумах. В площадке под
аркадой по длинному фасаду прорисованы три ступени.
этажа под аркадой оконные проемы отсутствуют. На боковом фасаде по вертикальной
композиционной оси в стене первого этажа находится одна дверь, на длинном
фасаде – три двери, размещенные симметрично стене, в которой они устроены. Все
обрамления проемов идентичны и композиционно состоят из пилястр, капителей,
наличников, архитравов и разорванного полукруглой формы фронтона.
длинному фасаду здания имеет восемь проемов, а по короткому – пять. Примененное архитектурное решение, характерно для раннего итальянского
ренессанса, которое заимствованно в византийской архитектуре, когда циркульные
арки опираются не на импосты столбов, как в античной архитектуре, а на самую
колонну (46), (фото № 42).
конструктивным и эстетическим признаком эпохи итальянского возрождения.
Колонны имеют трехчастное членение:
базу, тело колонны, капитель.
двух фасадах резиденции расположены на втором этаже симметрично над арками
первого этажа. Соответственно на длинном фасаде здания их восемь, а на коротком
– пять. Для эпохи итальянского возрождения свойственно симметричное
расположение проемов (оконных и дверных) на фасадах зданий. Причем проемы на
разных этажах «приходятся обыкновенно на одной вертикальной оси. Наличники представляют,
как и на античных образцах, выступающую из поля стены рамку нередко богато
украшенную резьбою» (47). Оконные отверстия
имеют полуциркульный или горизонтальный верх(48).
второго этажа резиденции представляет
собой конструкцию, состоящую из двух одинаковых
прямоугольной формы проемов, объединенных общей аркой обрамления, что
представляет собой упрощенную конструкцию бифория, в котором «аркатуры из двух
полуциркульных арочек опираются на среднюю колонку». Подобные окна называются
флорентийскими и относятся к периоду раннего итальянского ренессанса (49)(фото № 43).
проемами по их вертикальной оси на гравюре просматриваются накладные круглые
медальоны или же круглые световые проемы с витражами. Точно идентифицировать
эти архитектурные элементы не представляется возможным из-за их мелкого масштаба и недостаточной
прорисовки.
оторванный от стены меньшего размера
декоративным карнизом снизу. Примером
подобного архитрава может служить завершение главного фасада палаццо
Вендрамин Калерджи (1504 – 1509 гг.) в
Венеции – «самый прекрасный образец ломбардского стиля»(50) (фото № 44).
гравюре не прорисованы, поэтому их изучение невозможно.
композицию главного фасада резиденции крупного размера полукруглый фронтон,
размещенный по его вертикальной оси над
которым возвышается увенчанная алемом башенка. Внутреннее поле фронтона,
видимо, декорировано резьбой по камню, возможно в стиле портала «Железных дверей»
архитектора Алевиза Нового. Аналогичной формы и сложного декора фронтоны
представлены в архитектуре выдающихся памятников итальянского возрождения
— фронтоны церкви Сан Заккариа и скуолы
Ди Сан Марко в Венеции (фото № 45). Симметрично
справа и слева от фронтона исследуемого здания возвышаются конического вида
высокие остроконечные конструкции, на
которых развиваются флаги.
меньшего размера такими же остроконечными навершиями с завершениями
алемами зафиксированы сверху три угла
здания (четвертый элемент на гравюре не показан, так как его вид перекрывает полукруглый фронтон). Эвлия
ЧЕЛЯБИ пишет, что по сторонам дворца в
Салачике располагаются четыре башни (51). На
гравюре на фасадах здания никакие башни не просматриваются. Возможно, описанные
выше остроконечные конструкции приняты Эвлия ЧЕЛЯБИ за башни или неточно был выполнен перевод на
русский язык первоисточника — его книги путешествия.
здания на гравюре позволяет с большой степенью достоверности воссоздать
планировочную структуру этого сооружения. Модулем здания может служить размер
арочного пролета аркады, расположенной на двух фасадах здания резиденции.
показал анализ ряда памятников эпохи итальянского возрождения (фото № 46), пролет арки в аркаде аналогичных по
функциям объектах архитектуры мог достигать
5, 5 м. Этот размер и был принят за основной модуль. В качестве
необходимых условий, которые должны быть отражены в воссозданной планировке
резиденции является наличие в ней древней мечети с двумя небольшими минаретами
(по Эвлия ЧЕЛЯБИ), которая композиционно может быть размещена только во
внутреннем дворике. Результаты воссозданной планировки представлены на планах
первого и второго этажей резиденции (фото № 47а,б).
143 метра или при длине шага 0,70 метра – 204 шага, что корреспондируется с
упоминанием Эвлия ЧЕЛЯБИ о том, что здание представляет небольшую крепостицу с
размерами по окружности 200 шагов (52).
Соотношение сторон равно 1 : 1,6. Действи-тельно, если подобное компактное
здание было возведено здесь — в устье
узкого горного ущелья Мариам-Дере, то оно в определенных случаях военной угрозы
могло играть роль укрепления для защиты ближних подходов к крепости Чуфут-Кале.
В композицию внутренних двориков палаццо итальянского возрождения как
правило включались аркады, поэтому,
возможно и в дворике резиденции могла присутствовать подобная архитектурная
конструкция как в палаццо Никколини во Флоренции. (фото
№ 48).
резиденция турецкого наместника» детально разобраны в разделе «Другие
исторические материалы, которые не вошли в предыдущие части исследования…»
Главный вывод этого анализа – здания,
изображенные на обеих графических документах по своей архитектуре в целом
идентичны.
части исследования является выявить наличие исторических источников о
строительстве, обустройстве и организационной структуре перекопской крепости.
Крыма Турецкой империей в 1475 году, новые территориальные приобретения
требовали укрепления границ и в первую
очередь сухопутного участка на Перекопском перешейке.
пишет В.Х. КОНДАРАКИ: «После изгнания генуэзцев из Крыма, султан Магомет II приказал армии своей занять все пункты полуострова,
посредством которых производилось
внутреннее сообщение с Крымом, но так как не было особенной надобности и
необходимости в содержании больших гарнизонов, а для небольших нужны были
прикрытия, то последующие за ними падишахи
распорядились создать различного рода укрепления с участием ханов и
народонаселения. Важнейшими считались: Перекопское, Арабатское и Еникольское,
как охранители границ от Ах-бейского народа (так назывался татарами русский
царь. Ах-бей в переводе значит белый царь), в сильной степени враждебного
мусульманам. Все эти укрепления были каменные, обширных размеров и снабжены
пушками. В первом из них, как важнейшем для ханства, кроме турецкого коменданта,
жил один из ближайших родственников хана под именем Ор-бея» (53). Далее историк сообщает, что Ор-бей или князь — «наместник Перекопских
ворот» являлся по значимости четвертым лицом в ханстве. «На
место это обыкновенно приглашался один из самых испытанных в верности членов
ханской фамилии. Он имел постоянное пребывание в теперешнем Перекопе, самом
важном в стратегическом отношении пункте. На Ор-бея возлагалась надежда
охранения Крыма от гяуров и вот почему мы видим, что на должность эту только в исключительных
случаях допускались лица из первостатейных князей Ширинских, а большинством ее
занимали царевичи» (54).
укреплении Перекопа описывает другой
историк В.Д. СМИРНОВ. «Так как все почти Крымское побережье, по крайней мере
главные его пункты были в руках турецких, то Менглы-Герай обратил
преимущественное свое внимание на
безопашение своих владений с той стороны, которую они соприкасались с
материком. Прежде всего ему приписывается во всех исторических источниках
построение многих укреплений, каковы, например, Ферах-Керман (55) (другое название — Ор-капу – авт.) на перешейке,
Джан-Керман и Девлет-Керман на берегах Днепра.
местностей упоминается у крымских историков Ферах-Керман, потому что это был
сборный пункт для ханских полчищ перед выступлением их в поход и розстан
отрядов их, где ханы делали первые военные распоряжения, где происходили
предварительные военные совещания. Вместе с крепостью Ором, что значит, по
толкованию Ризы, «ров»-, Фрах-Керман был первым сторожевым пунктом полуострова
и сухопутною станциею на пути из Крыма на материк… Г. КОНДАРАКИ сообщает такое,
неизвестное откуда взятое им известие о построении этого важного укрепления: «Менглы-Герай-хан
построил на нем на Перекопском перешейке укрепление Феркерман, которое строилось несколько лет итальянскими
архитекторами, при содействии пяти тысяч человек и стоило громадных усилий и
денег, по отсутствию вблизи камня» 1) Цит. соч. (В.Х. КОНДАРАКИ.
Универсальное описание Крыма… — авт.) т. 15. С. 141.» (56).
грамот, в адрес великого московского князя Ивана III, датированной 1504 годом Менгли Герай пишет следующее о
развернувшемся при помощи турецкого султана крупном оборонном строительстве: «Перекоп
делати,.. Баазит Салтан тысячу человек дал и с мастеры из Кафы, из Манкупа
городов;..» (57).
своей работе «К вопросу о дате основания Бахчисарая» со ссылками на три
первоисточника вскользь упоминает, что «со временем пребывания Алоизо да
Монтаньяно в Крыму можно связать и активное дворцовое строительство. Известно,
что в 1504 году строился дворец в Ор-Капу (Перекоп)» (58).
Однако на поверку выяснилось, что в первоисточниках речь идет о строительстве
крепости в Перекопе, а никак не дворца.
достаточно подробное описание крепости Ор или Феррах-Кермен (59). В частности, он указывает, что там есть начальник
крепости и 500 стражников-секбанов (60),
500 воинов из татар. «Это двухслойная боевая крепость с каменной кладкой,
подобной шаддадовской» (т.е. мощной, величественной – авт.) высотой около 12
метров, с 20 высокими квадратными башнями, покрытыми рубиново-красной
черепицей». Ее окружает глубокий ров,
она имеет «крепкие и мощные железные ворота». Укрепление вооружено
«удивительными пушками». Внутри крепости размещаются крупная
мечеть, «амбары пшеницы, ружейный склад
и колодцы воды… сто домов, крытых дерном». Рядом с крепостью располагался
пригород с большим количеством жилых домов, крытых дерном, и лавок и постоялым
двором. «Здесь же есть украшенный дворец, крытый тростником».
изданиях, популяризирующих памятники истории, крепость Ор описана следующим
образом.
перешеек и линия обороны на нем имели важное стратегическое значение, причем не
только для Крымского ханства, но и для всей территории, попадающей в сферу
влияния Османской империи (Оттоманской Порты). Поэтому в крепости Ор-Капу, помимо
татарских солдат, постоянно находился турецкий гарнизон, состоявший из янычар.
Во время боевых действий в этом районе крепость становилась резиденцией
крымского хана, а из Кафы прибывал турецкий калга-султан. Перед походами на
север тут собирались и перераспределялись татарские войска. Комендант
Ор-Капу — ор-бей, который должен был быть представителем рода Гиреев,
занимал четвертую ступень в иерархической лестнице Крымского ханства после
калга-султана (преемника хана), нуреддин-султана (второго наследника) и
султанов (принцев из рода Гиреев). И только после него располагались визир,
глава духовенства, министры и беи» (61).
документов можно сделать следующие
выводы:
масштабам строительство крепости на Перекопе начато в 1504 году Менгли Герай с
помощью турецкого султана, когда итальянские мастера, возводили дворец в Эски
Саладжик (Салачике);
дворца в крепости Ор Менгли Гераем и тем более
при участии итальянских зодчих документально не подтверждено, имеется
лишь незасвидетельствованное
документально позднее упоминание об
этом;
путешествий (1666-1667 гг.) Эвлия ЧЕЛЯБИ отметил наличие рядом с крепостью Ор
«украшенного дворца»;
корпуса и турецкий комендант, а также татарский «наместник Перекопских ворот».
предместии крепости Ор-Капу существовал.
предположить, что к его строительству
как и к возведению самой крепости Ор
были привлечены итальянские зодчие, находившиеся в 1503-1504 гг. в Крыму. Возникает вопрос, а были ли выпущены
из Крыма в Россию (потенциальному противнику крымского ханства) итальянские
архитекторы, которые строили самый важный, стратегический объект, составляющий
военную тайну?
крепости Ор состоял из турецкой и татарской частей.
находился турецкий комендант и татарский
«наместник Перекопских ворот», между которыми видимо были распределены функции
управления. Первый, возможно, отвечал за оборону крепости, а второй за
поддержанием ее состояния и гражданскую часть вопросов, включая обеспечение доходов от Перекопа, с
которых Ор-бей официально получал
денежное вознаграждение, равное 100 кошелькам золота. По росписи 1778 года
содержание Ор-бея доходило до 5 400 руб.
(62). Названия должностей, которые
занимали первые лица в крепости Ор — турецкий и татарский сановники, как видно
из документов, требуют уточнения путем более серьезного изучения исторических
источников, в том числе и турецких.
научных архивах и фондах научных библиотек хранятся неопубликованные до
настоящего времени графические материалы (чертежи, планы, фасады),
касающиеся «перекопской резиденции», что
потребует отдельного целевого исследования.
создания «Tartarische residenz»
области истории архитектуры могут ошибочно посчитать, что образчиком для «Tartarische residenz», изображенной н гравюре 1687 года, служит
всемирно известный палаццо Дожей в Венеции: двухярусный вариант,
уменьшенный и упрощенный внешний вид в его крымском варианте.
архитектурных объектов приводит к совершенно другим выводам.
палаццо Дожей является памятником позднего средневековья(63). Несмотря на то, что он был заложен в 1309 году и
его возведение закончилось только в начале XVI в., фасады палаццо отражают позднесредневековую традицию,
что выразилось в первую очередь в использовании стрельчатых арок и замысловатой формы зубцов.
тенденции возрождения «в архитектуре Венеции проявились только в последней
четверти XV в. До этого времени она
находилась под влиянием средневековых строительных традиций городов северного побережья Адриатики (Падуя
и др.), Византии и в большей мере востока. Поэтому первые три четверти XV в. в Венеции получила широко
распространённое название «венецианской готики», тогда как последняя четверть
этого века обычно именуется «ранним венецианским Возрождением». Границы между
этими периодами всегда четко определены (64).
ландшафтных условиях и имели разные композиционные задачи, и в первую очередь
их отличает масштаб. Объем итальянского палаццо Дожей (фото
№ 49) как минимум в тринадцать
раз больше изображенной на гравюре «Tartarische residenz». Масштаб этого
итальянского палаццо сопоставим с эпическим масштабом морской лагуны, где на
островах в отсутствии крепостных стен была основана и веками застраивалась Венеция.
объем и пластика объектов исторического
центра Венеции (Палаццо Дожей и колокольня) обусловлены условиями
зрительного восприятия панорамы города начиная
с дальних дистанций (порядка
3-х км) с основного транспортного
(функционального) пути движения по заливу в город. Для эффективного восприятия
центра города в его панораме, в отличие мелких и раздробленных объемов жилых и
других менее значимых общественных строений, главный элемент центра – Палаццо Дожей своими
глубокими аркадами первого и второго
этажей визуально приподнят над
плоскостью залива, а третий
этаж с минимумом проемов и членений фасада, зрительно « читается» единым монолитным горизонтальным блоком, как
бы парящим над водой. Вместе с вертикалью колокольни и горизонталью объема палаццо, эти объекты представляют собой
единую композицию — так называемые «двухфокусную структуру», создающую в величественных общегородских панорамах гармоничный переход от плоскости земли (воды) к пространству
неба, символизируя творческий вызов человека природе (Фото
№ 50).
что определило его скромный масштаб, о чем отметил Эвлия ЧЕЛЯБИ, оценивший дворец как маленькую крепостицу (фото № 39).
формообразования «Tartarische residenz» следует искать в средневековой
архитектуре Италии.
архитектуры различают два типа дворцов и их истоки, с разным
композиционным решением фасадов и тектоникой.
основе которого лежит городское жилище «каза» — «типичные для средневековых
бюргергских домов выходящие на улицу открытые лоджии с входом в контору,
мастерскую или лавку владельца» (фото № 51).
Подобные строения в позднесредневековый период истории носили в городах
массовый характер и послужили, в период муниципальных свобод, прообразом пространственно раскрытых в
городскую среду муниципальных дворцов (palazzo publico – общественных
дворцов), опоясанных по первому этажу открытой арочной галерей.
Огюст ШУАЗИ, «до XV в. большие
палаццо были муниципальными зданиями; начиная с XV в. они превращаются в жилища» (65). В
период угасающих городских свобод эпохи
раннего ренессанса и их заменой аристократической диктатурой формируется жилой
тип дворца с иной тектоникой и композиционным решением: с практически глухим
первым этажом и с поэтажной разгрузкой стены все увеличивающимися по размерам
оконными проемами. В основе такого типа дворца лежит замок феодала — castello.
принципиальное отличие итальянских палаццо эпохи раннего возрождения — palazzo publicо от аристократического жилого палаццо того же
периода. Композиция зданий общественных дворцов имеет максимальное раскрытие в
городскую среду в отличие от аристократических палаццо с максимально
пространственной изоляцией от внешней среды. Общественные палаццо, наряду с
пространственно изолированными жилыми палаццо были распространены в эпоху
Раннего Возрождения (начало XV — конец XV века) и Высокого Возрождения (конец
XV — первые 20 лет XVI века) во многих городах северной и центральной
Италии (фото № 53 – 58).
общественных палаццо указанного периода, например, здания ратуши в Ундино, палаццо коммунале в
Ферраре, палаццо Совета в Вероне, с гравюрой
«Tartarische residenz» 1687 года
показывает, что образцом последнего
могли служить эти или подобные palazzo publicо (фото № 59).
Так,
похожими является масштаб сооружений, конструктивные и архитектурные решения
фасадов: их форма, этажность, количество
арок и формы колонн в аркаде. Исследованием
подтверждается возможное (так как материальных остатков объекта на
сегодняшний момент нет) использование архитектурных форм эпохи итальянского
возрождения в строительстве дворца в
Салачике в начале XVI века зодчими из
Италии, находившимися по воле случая в 1503-1504 годах в Крыму. К сожалению,
отсутствие культурных связей ханства с Италией в последующий исторический
период не позволило перерасти отдельному факту возведения в Крыму
объекта архитектуры высокой культуры европейского возрождения в
устойчивые традиции преемственности.
до начала XVIII века. СпБ. 1887. С. 415. Ссылка 1) на Тарихи
Сахыб-Герай-хан. Рукоп. Имп. СпБ. Унив. № 488, л. 15 verso/.
на второй гравюре (рисунке пером) перекопской резиденции турецкого наместника
облака вполне обоснованы, так как ландшафт той местности плоский пустынный.
История архитектуры. Том второй. Издательство Всесоюзной Академии архитектуры.
М. 1937. С. 568-569. Автор отмечает: «Ранний ренессанс принимает рациональное
решение аркады, опирающиеся на колонны, — решение византийское, а не
классическое…» (С. 568) однако, не исключается использование аркады на
импостах: «Одно из первых применений аркады на импостах столбов наблюдается в
церкви Сан Франческо в Римини (середина XV в., архитектор Леон Баттиста Альберти- авт.)… Начиная с
этого момента применяются одновременно два типа- аркада на колоннах… и аркада
на импостах столбов…» (С. 569).
ФЛЕТЧЕР и Банистер Ф. ФЛЕТЧЕР. История архитектуры, составленная по
сравнительному методу. Выпуск III. Архитектура
возрождения в западной Европе и архитектурные стили востока. СпБ. 1914. С. 469.
ФЛЕТЧЕР и Банистер Ф. ФЛЕТЧЕР. История архитектуры… Цит. соч. С. 468.
История архитектуры. Том второй. Цит. соч. С. 574.
путешествия… Цит. соч. С. 39.
Часть 9. СпБ. 1875. С.
55.
Часть 10. СпБ. 1875. С. 46.
– «крепость радости».
под верховенством Оттоманской порты до начала XVIII века.
Цит. соч. с. 338-339.
описание дел, происходивших между российскими великими князьями и бывшими в
Крыма татарскими царями с 1462 по 1533.
ЗООИД. Одесса. 1863. Т. V. С. 173. А.В. БЕЛЫЙ. Э.И.
СОЛОМОНИК. Утерянная и вновь открытая мангупская строительная надпись.
Нумизматика и эпиграфика. Т. XIV. М. 1984. С. 175.
вопросу о дате основания Бахчисарая. Историческое наследие Крыма. № 17. РК
АРК. КО ИВ. НАН Украины. С. 175-176. Проверенные первоисточники указаны в
примечании № 57.
в Османской империи название одного из крупных подразделений янычарского
корпуса. В Крыму – подразделение постоянного войска крымских ханов,
вооруженного огнестрельным оружием.
«Перекопский вал и крепость и крепость Ор-Капу». http://ukrainaincognita.com/ru/krym/krasnoperekopskyi-raion/armyansk/perekopskyi-val-y-krepost-or-kapu
Часть 10. СпБ. 1875. С. 46.
Издательство архитектуры по строительству. М-Л. 1966. С. 499-500.
Издательство архитектуры по строительству. М-Л. 1967. С. 113.
Шуази. История архитектуры… Цит. соч. С.595.
Валерий БОРИСОВ
Окончание: http://www.monarchism.info/2017/09/4.html)