уточнение границ на современной
топооснове выявленного на карте 1786 года дворца в Салачике, а также поиск в
архивах и получение качественных копий плана г.
Бахчисарая 1786 года и других старинных картографических материалов
города с целью установления более точных планировочных габаритов дворца..
для установления месторазмещения
снесенных в 1920-е годы Святых врат Свято-Успенского скита, мною на современной
топооснове М 1: 1000
была выполнена реконструкция части плана
землепользования этого скита в районе
Салачика по состоянию на 1867 год (фото №№14, 15, 16).
скита на современную топооснову показало, что граница на участке между точками
«Ж» и «З» (
с большой степенью вероятности проходит
по юго- восточным фундаментам
несохранившегося дворца.
1880-х годов с северных склонов мыса Бурунчак в сторону Салачика (36) (фото № 17) видно,
что в пойменной части размещается каменная стена, ограничивающая с юго-востока
огражденную территорию с зелеными насаждениями. Сравнение этого участка на фотографии
с участком границы Успенского скита между точками «Ж» и «З» (фото № 15)показывает, что
по этой стене должны проходить фундаменты дворца (фото
№ 18).
анализ месторазмещения дворца Джучи Герай-хана или Девлет-Сарая производился
после получения из архивов качественных копий трех исторических планов
Бахчисарая, выполненных в электронном виде:
БАКЧИСАРАЮ. Сочинен 1786 года». Выполнен военными топографами;
ГУБЕРНИИ ноября- -дня 1811 года». Выполнен гражданскими топографами.
плане отличаются от габаритов на первом плане. Третий план выполнен небрежно,
не вызывает полного доверия в
правильности нанесения габаритов исследуемого объекта и в какой-то мере
является копией второго плана, так что расчеты размеров прямоугольного
квартала/сооружения производились только по первым двум чертежам.
габаритов производился таким же способом, как и ранее по фотокопии плана
Бахчисарая: с помощью линейного масштаба, указанного на плане. Полученные
размеры переносились на масштабный спутниковый снимок местности, выложенный в
интернете. Корректировка размещения дворца осуществлялась по опорным объектам
рельефа имеющемся как на плане, так и
снимке.
на фото №№ 19, 24, 28 даны с расшифровкой
под каждый изображённый объект на фрагменте плана.
расчетов планировочных размеров предполагаемого ханского дворца по первому
плану представлена на фото №№19, 20, 21, 22.
Периметр объекта составляет
м
мечеть 1508 года, обнаруженная недавно в застройке бывшего
психоневрологического диспансера со спутникового снимка недостаточно четко
идентифицируется, поэтому фотография № 23 восполняет
этот недостаток.
расчетов планировочных размеров предполагаемого ханского дворца по второму
плану показана на фото №№24, 25, 26, 27. Периметр
объекта составляет
обозначения для схем планировочных габаритов дворца (фото № 20 и 25):
Литер
|
Наименование
|
1.
|
Внешние
габариты дворца. |
2.
|
Здание
мечети 1508 года. |
3.
|
Здание
Зинджирлы-медресе 1500 года. |
4.
|
Дюрбе
Хаджи I Герая 1501 года. |
5.
|
Древний пристенный фонтан (ныне не
существующий). |
6.
|
Археологические
остатки древней бани. |
7.
|
Бывший
учебный корпус 1909 года
Зинджирлы-медресе.
Ныне – музей «Ларишес». |
8.
|
Остатки
древнего колодца. |
9.
|
Реконструируемое
здание 1950 — 1960-х годов под археологический музей. |
неаккуратность выполнения плана Бахчисарая 1811 года, на фрагменте района
Салачика картографами графически задокументированы ключевые объекты
в застройке его центра, что представляет несомненную историческую ценность, поэтому, фрагмент этой
части города и представлен в статье (фото № 28).
установления планировочных параметров несохранившегося дворца в Салачике
указаны в таблице № 1.
№ п/п
|
Источник информации
|
Планировочные
габариты дворца (м)
|
Соотношение
сторон
|
1.
|
Фотокопия плана
города Бахчисарая |
24,0 х 63,0
|
1 : 2,63
|
2.
|
Электронная версия
плана города Бахчисарая г |
24,5 х 65,3
|
1 : 2,67
|
3.
|
Электронная версия
плана города Бахчисарая конца XVIII в. |
38,8 х 67,7
|
1 : 75
|
здания дворца в Салачике существовали,
предположительно, до конца 1830-х годов
и были в последующее время разобраны. Его территорию (в границах здания)
оградили и использовали под христианское кладбище, что подтверждается «Планом
г. Бахчисарая и земли, находившейся к 1 августа в ведении коммунхоза, а также
планом Бахчисарайской лесной дачи.
фондах Бахчисарайского историко-культурного и археологического
музея-заповедника (фото № 29).
целью установления места размещения первого ханского дворца Джучи-Герай хана
(по Эвлия ЧЕЛЯБИ) или Девлет-Сарая и его размеров в Салачике (бывш.
Эски-Саладжик)
источники XVI — XVII веков (Мартин
БРОНЕВСКИЙ, Эвлия ЧЕЛЯБИ), свидетельствуют о наличии в Салачике ханского
дворца. При этом Эвлия ЧЕЛЯБИ дает его короткое архитектурное описание.
источники первой половины XIX века прямо (Виктор БУРЬЯНОВ) или косвенно (И.М. МУРАВЬЕВ-АПОСТОЛ, К.
МОНТАДОН) подтверждают наличие этого объекта в виде развалин.
материалах: планах г. Бахчисарая конца XVIII – начала XIX веков, в
исследуемом районе имеется хорошо читаемое изображение крупномасштабного
прямоугольного объекта с мечетью внутри, который можно с уверенностью
идентифицировать как дворец. Существенным моментом, подтверждающим это
утверждение является изображение мечети внутри этого прямоугольного строения на
трех исследованных картах конца XVIII — начала XIX веков. Об этой мечети
упоминает Эвлия ЧЕЛЯБИ следующее: «Внутри (дворца – авт.) есть мечеть с
двумя низенькими минаретами».
исторических плана дают возможность установить планировочные размеры
выявленного дворца в двух вариантах, правильность одного из которых может быть
установлена по результатам будущих
археологических исследований.
данного исследования могут быть использованы при проведении
научно-исследовательских работ по
приданию Салачику статуса достопримечательного места с разработкой комплексного охранного зонирования.
Джучи-Герай хана (по Эвлия ЧЕЛЯБИ) или
Девлет-Сарая в Салачике
ряде научных работ мнению историков и специалистов в области истории
архитектуры, архитектором дворца Джучи-Герай хана (по Эвлия ЧЕЛЯБИ) или
Девлет-Сарая в Салачике был итальянский архитектор Алевиз НОВЫЙ (Алевиз
ФРЯЗИН). Наиболее полная версия истории, связанная с его вербовкой в Россию, появлением в Крыму «италианских
мастеров»(37) и авторством дворца в Салачике
изложена доктором архитектуры, профессором, лауреатом Государственной премии
СССР Ю.С. ЯРАЛОВЫМ в книге
«Зодчие Москвы».
дипломатической практике последней четверти XV века установилась традиция: с
какой бы целью ни отправлялись послы в западные страны, им вменялось в
обязанность подыскивать мастеров различных специальностей для работы в Москве.
В ноябре
послы Ивана III Дмитрий Ралев и Митрофан Карачаров пересекли границу
Венецианской республики. По итальянским источникам можно проследить их маршрут:
18 ноября они остановились в Бассано и в конце месяца по дороге в Падую прибыли
в Венецию, где задержались до конца февраля. Выгодно продав партию кожи, они
уехали в Рим. 12 апреля послы вернулись в Венецию и в мае
родину. На этом пути они проезжали города Феррару, Брендоле, Лонгино, где в это
время работал архитектор и скульптор Алоизио (в русской транскрипции – Алевиз)
Ламберти да Монтаньяна. Ралев и Карачаров, желая выполнить возложенную на них
миссию, могли встретиться с Алоизио и пригласить его для работы в Москву. На
этом основании, а также сравнивая подписанное мастером произведение –
скульптурное надгробие Томазины Граумонте в церкви св. Андрея в Ферраре – с
тем, что потом Алевиз сделал в Москве, итальянские ученые отождествляют Алевиза
Нового с Алоизио Ламберти да Монтаньяна. Вот, собственно, то немногое, что
можно сообщить в качестве предположения о работах Алевиза Нового в итальянский
период его жизни. Во всяком случае, в
отправился в Москву.
письменные источники молчат о судьбе Алевиза Нового и его спутников. И вдруг в
июне
крымский хан Менгли-Гирей в письме к Ивану III сообщает: «Нонеча слава Богу, на
свои руки взял есми Дмитрия Ларева да Митрофапа Федорова Карачарова; и мастеры
твои иуня месяца к нам приехав и челом ударили. Мастеры фрясские и с женами и с
детьми и с девками к нам пришли». Посол Заболоцкий при ханском дворе уточняет
дату приезда русских и итальянцев: «за две недели до Петрова Заговенья», т. е.
не позже первых дней июня. В Бахчисарае посольство задержалось до сентября
длительного пребывания в ханской резиденции не было. Просто Менгли-Гирей хотел
воспользоваться пребыванием у него итальянского зодчего, чтобы построить в
Бахчисарае свой, затем ставший знаменитым, дворец. Алевиз Новый построил его за пятнадцать
месяцев. Но время не пощадило дворец. До наших дней дошел только его
портал, по которому мы можем судить о богатстве и великолепии всего сооружения»(38).
названием портал Демир-Капы, крымско-тат. Demir Qapı
«посольские» двери, портал Алевиза, портал «Железных дверей» — двери оббиты
грубым полосовым железом, аналогичным на воротах Чуфут-Кале) предположительно в первой половине XVI был перенесен в ныне сохранившийся ханский дворец (фото
№ 30).
С глубоко профессиональной точки зрения, как архитектурный
памятник он исследован и описан только двумя историками-искусствоведами Н.Л.
ЭРНСТОМ и Н.П. КОНДАКОВЫМ. (Все остальные исследования лишь основываются на
первых двух). Принимая во внимание, что портал «Железных дверей» это
единственно сохранившийся от первого ханского дворца
высокохудожественный памятник, а также особую ценность композиционных анализов
портала, которые были выполнены этими авторами, избранные отрывки из их работ
приведены в настоящем исследовании, в
том числе и как, ставший достаточно редким, наглядный пример,
искусствоведческого изучения конкретного
объекта архитектуры, раскрывающего его дух и образ.
убедительности высказанных русским историком и крымоведом Н.Л. ЭРНСТОМ положений, в текст его
статьи введены ссылки на иллюстрации, которые приведены в данной работе.
порталу «Железных дверей» как архитектурному памятнику – пишет Н.Л. Эрнст. Он
сконструирован следующим образом. Небольшое дверное отверстие окаймлено богатым
наличником, состоящим из резных орнаментальных полос. По обеим сторонам его
стоят пилястры с коринфскими капителями. На них покоится архитрав, над ним зофор
(фриз) и карниз. Над карнизом возвышается полукруглый тимпан с вписанным кругом
посредине и с акротериями по концам карниза и над вершиной. Итак, все
архитектурные элементы портала – античные, в трактовке и композиции ренессанса.
Орнаментальная обработка этих элементов говорит то же самое. Орнаментальные
полосы наличника характерно ренессансовые. Стволы пилястр заполнены орнаментом,
изображающим стройное растение, вырастающее из амфоры с листьями и цветами
разных растений – акаета, дуба, лотоса и т.д. Все типично для эпохи ренессанса.
состоит из трех выступающих друг перед
другом уступов, согласно ионическому и коринфскому ордеру. Края уступов
орнаментированы античным шнуром перлов и бусами. Верхняя часть архитрава занята
выпуклой полосой, украшенной вдавленными прямоугольниками – единственный во
всем портале орнамент с восточным отпечатком. Фриз очень ловко использован
архитектором в угоду заказчику – на месте зофора с обычным барельефом помещена
арабская надпись,.. На карнизе идут опять все античные орнаменты, обычные для
ренессанса: опять шнуры перлов, зубцы (denticuli, сухарики), листья лотоса, овы и т.д. Они же повторяются
и в тимпане. Середина последнего занята кругом, состоящим из лаврового венка,
оплетенного лентой. Внутри круга помещена опять надпись и герб-тамга Гиреев. Оставшееся свободное поле
тимпана занято композициями из аканта.
перед собою характерное произведение архитектуры ренессанса, в котором востоку
принадлежит только надписи и один орнаментальный мотив 1)(1- Н. Кондаков
находит на дверях несколько арабо-персидских и даже местные татарские мотивы
(стр. 440 – см. ниже – авт.) Более того, мы принуждены отнести его к раннему
ренессансу, к кватроченто, и притом к северным, ломбардско-венецианским
вариациям ренессанса. Среди памятников венецианской архитектуры кватроченто мы
найдем ряд аналогий нашей бахчисарайской двери.
Вполне тождественна, например,
композиция большого портала церкви San—Zaccharia в Венеции (фото № 31), построенной в те же первые годы 16-го века, одновременно
с «Железными дверьми». Есть аналогия и у церкви Santa Maria Miracole (фото № 32).
Многочисленные аналогии в смысле трактовки архитектурных деталей и применения
орнаментов найдем в той же Венеции. Для примера – пилястры с точно такими же
капителями и такой же резьбой на стволах
мы находим у известного алтарного образа работы Джованни Беллини в церкви Santa—Maria—dei—Frari
младенцем на троне (фото № 33). Много
аналогий, м. пр. опять же капители и пилястры, найдем у здания Scuola di San—Marco, построенного в
архитекторов Lombardo, стоявшей во
главе венецианской архитектурной школы. Бахчисарайские «Железные двери»
вызывают в памяти именно эту венецианскую школу конца XV века, которая, в противовес флорентийским стремлениям,
культивировавшим монументальность, стремилась к богатству, изяществу,
великолепию, любила пышную деталь, в многообразии и богатстве которой тонула
иной раз основная архитектурная мысль. О венецианской школе говорит и один
частный признак: в орнаменте, известном под названием denticuli, зубцы и сухарики, для венецианской школы характерно, что
на самых концах фриза ставится по зубцу, а не по пустому углу между зубцами.
аналогии мы найдем однако и во Флоренции.
Тут аналогична будет уже общая
архитектурная мысль, а не трактовка деталей, принадлежащая, как указано
венецианской школе. Так, явно тождественна композиция портала в знаменитом
мраморном барельефе Донателло, изображающим «Благовещение» в церкви Santa Croce во Флоренции (фото № 34), созданного около
г
архитектурно-художественное произведение «Железные двери» заслуживают
серьезного внимания. Они чрезвычайно удачно, благородно и изящно скомпонованы,
тонко выработаны в своих орнаментальных деталях… Портал этот во всяком случае
сделал бы честь любой церкви или дворцу этой эпохи где-нибудь даже в пышных
Венеции или Флоренции.
Итак,
архитектором, создавшим в
г
дворца, должен был быть какой-то попавший в Крым италианский мастер
ломбардо-венецианской школы, стоявший на высоте архитектурного искусства своего
времени.» (39).
продолжает: «Итак, в течение времени с начала июня
мастеров «серебряных, пушечников и стенных№, как говорит об этом летопись,
находится в Крыму. Этот факт настолько разительно совпадает с фактом построения
в
каким-нибудь мастером италианского ренессанса замечательного портала «Железных
дверей», Бахчисарайского ханского
дворца, что невольно напрашивается мысль, что создателем «Железных дверей был именно один из направлявшихся из Италии в Москву мастеров, искусство которого таким образом
использовал у себя хан Менгли-Гирей. Это подкрепляется и тем обстоятельством, что портал, как мы
указывали выше, принадлежит к памятникам ломбардо-веницианского зодчества, а
приведенные Дмитрием Ларевым мастера были именно из Венеции и Медиолама (совр.
Милан – авт.)
группы мастеров мы по имени знаем лишь одного: архитектора Алевиза; знаем
потому, что ему при отъезде из Крыма в Москву Менгли-Гирей-хан дал с собою особую рекомендательную грамоту
на имя Ивана III, в которой выделял его из
среды прочих мастеров, высоко
превозносил его искусство и просил великого князя жаловать его особенно
. Из
этого ясно, что Менгли –Гирей во всяком случае испытал искусство этого мастера.
Напрашивается предположение, что, что именно этот архитектор Алевиз создал «Железные двери» и тем так
угодил хану…»(40)
памятников итальянского зодчества эпохи раннего возрождения органично дополняют
выводы Н.Л. ЭРНСТА о
ломбардийско-венецианском влиянии на композицию и художественные элементы
«Железных дверей» (фото № 36,37).
историка византийского и древнерусского искусства, археолога и создателя
иконографического метода изучения памятников искусства Н.П. КОНДАКОВА (41) имеются следующие существенные дополнения,
касающиеся композиции «Железных дверей». «…великолепная монументальная дверь.
Ее наличники и косяки и весь верх из мрамора покрыты глубокой резьбой – в типе
Ренессанса XV века (мраморные и майоликовые киоты, порталы), разнообразными
орнаментами – то итальянскими (вазы с растениями, аканты на капителях, зубцы,
овы), то арабо-персидскими (цветочный ковер в тимпане, разводы с маргаритками),
то оригинальными (татарскими?) полосками тюльпанов и т.п. Даже в самой Италии
эти врата считались бы памятником, достойным хранения в музее, для Крыма же
это, конечно, драгоценность. В самом деле, двери эти оказываются, по надписи,
исполненными в 1503 году. Она гласит: «владетель этого дворца и повелитель
сей страны, султан всемилостивый Менгли-Гирей-хан, сын Хаджи-Гирей-хана, – да
помилует Бог его и семейство его в обоих мирах. Этот великолепный вход и эти
величественные врата сооружены по повелению Султана двух материков и Хакана
двух морей, султана, сына султана Менгли-Гирей-хана, сына Хаджи-Гирей-хана 959
года» (= 1503 года). Но ближайшие для сравнения по орнаментике (особенно
по угловым пальметкам) мраморные памятники раннего итальянского Ренессанса
принадлежат 1470 годам (например, работы Mino da Fiesole и др.) – указание
быстрого перехода итальянского искусства на Востоке, не лишенное интереса!…:
они (двери – авт.) перенесены из старого дворца, бывшего в Салачике и
построенного Менгли-Гиреем…»
с северных склонов мыса Бурунчак в сторону Салачика. Из альбома «Крым. Города и
местности Таврической губернии 1880-».
российскими великими князьями и бывшими в Крыме татарскими царями с 1462 по
общества истории и древностей. Т. 5. Одесса. 1863. С. 165.
рабочий»,
археологии и этнографии (ИТОИАиЭ) Т. II (59).
Симферополь. 1928. С.44-47.
Бахчисарайский дворец и его реставрация. Искусство и художественная
промышленность за
№ 6. http://chronologia.org/dc/dcboard.php?az=show_mesg&forum=264&topic_id=28045&mesg_id=28045
Валерий БОРИСОВ,
Продолжение: http://www.monarchism.info/2017/09/3.html)