Москва, 15 июля — Наша Держава (Иван Здравомыслов). Противники Монархии нередко
ссылаются на Ветхий Завет, чтобы показать, что учреждение царской власти
было уступкой со стороны Бога людской немощи. Однако такой ссылкой те
из них, кто хорошо знает Писание, показывают лишь собственное лукавство.
ссылаются на Ветхий Завет, чтобы показать, что учреждение царской власти
было уступкой со стороны Бога людской немощи. Однако такой ссылкой те
из них, кто хорошо знает Писание, показывают лишь собственное лукавство.
«Когда же состарился Самуил, —
говорится в Книге Царств (1 Цар. 8: 5-22), — поставил сыновей своих
судьями над Израилем. Имя старшему сыну его Иоиль, а имя второму сыну
его Авия; они были судьями в Вирсавии. Но сыновья его не ходили путями
его, а уклонились в корысть и брали подарки, и судили превратно. И
собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму, и сказали
ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак
поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов. И не
понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он
судил нас. И молился Самуил Господу. И сказал Господь Самуилу: послушай
голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли,
но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними. Как они поступали с
того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и
служили иным богам: так поступают они и с тобою. Итак послушай голоса
их: только представь им и объяви им права царя, который будет
царствовать над ними. И пересказал Самуил все слова Господа народу,
просящему у него царя, и сказал: вот какие будут права царя, который
будет царствовать над вами: сыновей ваших он возьмет и приставит их к
колесницам своим и сделает всадниками своими… и поставит их у себя
тысяченачальниками и пятидесятниками, и чтобы они возделывали поля его, и
жали хлеб его… и поля ваши и виноградные и масличные сады ваши лучшие
возьмет, и отдаст слугам своим; и рабов ваших и рабынь ваших, и юношей
ваших лучших, и ослов ваших возьмет и употребит на свои дела; от мелкого
скота вашего возьмет десятую часть, и сами вы будете ему рабами; и
восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет
Господь отвечать вам тогда. Но народ не согласился послушаться голоса
Самуила, и сказал: нет, пусть царь будет над нами, и мы будем как прочие
народы: будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести войны
наши. И выслушал Самуил все слова народа, и пересказал их вслух Господа.
И сказал Господь Самуилу: послушай голоса их и поставь им царя».
говорится в Книге Царств (1 Цар. 8: 5-22), — поставил сыновей своих
судьями над Израилем. Имя старшему сыну его Иоиль, а имя второму сыну
его Авия; они были судьями в Вирсавии. Но сыновья его не ходили путями
его, а уклонились в корысть и брали подарки, и судили превратно. И
собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму, и сказали
ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак
поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов. И не
понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он
судил нас. И молился Самуил Господу. И сказал Господь Самуилу: послушай
голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли,
но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними. Как они поступали с
того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и
служили иным богам: так поступают они и с тобою. Итак послушай голоса
их: только представь им и объяви им права царя, который будет
царствовать над ними. И пересказал Самуил все слова Господа народу,
просящему у него царя, и сказал: вот какие будут права царя, который
будет царствовать над вами: сыновей ваших он возьмет и приставит их к
колесницам своим и сделает всадниками своими… и поставит их у себя
тысяченачальниками и пятидесятниками, и чтобы они возделывали поля его, и
жали хлеб его… и поля ваши и виноградные и масличные сады ваши лучшие
возьмет, и отдаст слугам своим; и рабов ваших и рабынь ваших, и юношей
ваших лучших, и ослов ваших возьмет и употребит на свои дела; от мелкого
скота вашего возьмет десятую часть, и сами вы будете ему рабами; и
восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет
Господь отвечать вам тогда. Но народ не согласился послушаться голоса
Самуила, и сказал: нет, пусть царь будет над нами, и мы будем как прочие
народы: будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести войны
наши. И выслушал Самуил все слова народа, и пересказал их вслух Господа.
И сказал Господь Самуилу: послушай голоса их и поставь им царя».
Итак, кажется, что желание иметь царя
приравнивается здесь к идолопоклонству. И, обличая в таком грехе
сторонников монархии, ее противники предлагают нам примириться с
российской демократической действительностью. Уже здесь видна внутренняя
противоречивость их позиции. Если они считают порочным царство на
основании слов пророка Самуила, то вместо царства должны предлагать нам
не западный образец общества, но теократию, церковь-народ с пророком во
главе. Нужно ли рассматривать подробно законы древнего Израиля, чтобы
понять, насколько это государство было более унитарным и жестким к
инакомыслию, чем русская монархия? Отвергать на основании Ветхого Завета
монархию нельзя.
приравнивается здесь к идолопоклонству. И, обличая в таком грехе
сторонников монархии, ее противники предлагают нам примириться с
российской демократической действительностью. Уже здесь видна внутренняя
противоречивость их позиции. Если они считают порочным царство на
основании слов пророка Самуила, то вместо царства должны предлагать нам
не западный образец общества, но теократию, церковь-народ с пророком во
главе. Нужно ли рассматривать подробно законы древнего Израиля, чтобы
понять, насколько это государство было более унитарным и жестким к
инакомыслию, чем русская монархия? Отвергать на основании Ветхого Завета
монархию нельзя.
Можно ли говорить о безплодности
желания иметь царя на основании Ветхого Завета, когда целые поколения
ветхозаветных праведников ждали Мессию в образе царя? Это ожидание
начинается в Псалтири, продолжается у пророков, отражается в ессейской
литературе и завершается Евангельским благовестием. А между тем, они
ждали Того, о Ком сказал Моисей: «пророка, как меня, воздвигнет вам
Господь после меня». Значит, священнодействие царя по образу пророка
органично входит в библейское понятие о царе. Не говоря уже о том, что
царем был священник Бога Всевышнего — Мельхиседек.
желания иметь царя на основании Ветхого Завета, когда целые поколения
ветхозаветных праведников ждали Мессию в образе царя? Это ожидание
начинается в Псалтири, продолжается у пророков, отражается в ессейской
литературе и завершается Евангельским благовестием. А между тем, они
ждали Того, о Ком сказал Моисей: «пророка, как меня, воздвигнет вам
Господь после меня». Значит, священнодействие царя по образу пророка
органично входит в библейское понятие о царе. Не говоря уже о том, что
царем был священник Бога Всевышнего — Мельхиседек.
Другой вопрос — нужен ли какой-либо
царь, когда пришел уже настоящий и ожидаемый Царь царей, Иисус Христос? И
когда царство Его «не от мира сего»? Разумный ответ будет таким:
Христос упразднил закон, чтобы дать новый закон; упразднил священство,
чтобы учредить новое священство; упразднил и царство, чтобы воздвигнуть
новое царство.Тогда упразднимся от всяких дел и будем лишь ожидать
приближения «дня Господня». О таких ревнителях апостол Павел говорит:
«кто не работает, да не ест».
царь, когда пришел уже настоящий и ожидаемый Царь царей, Иисус Христос? И
когда царство Его «не от мира сего»? Разумный ответ будет таким:
Христос упразднил закон, чтобы дать новый закон; упразднил священство,
чтобы учредить новое священство; упразднил и царство, чтобы воздвигнуть
новое царство.Тогда упразднимся от всяких дел и будем лишь ожидать
приближения «дня Господня». О таких ревнителях апостол Павел говорит:
«кто не работает, да не ест».
Работа, вообще деятельность имеет смысл
в общежитии, когда кто-то трудится ради кого-то. А это предполагает и
отношения взаимной ответственности. Мы хотим трудиться не ради тех, кто
нам воздаст, но ради тех, кому это послужит во спасение: не только
«мирная», но и «премирная благая» всегда имеет в виду деятельная
христианская любовь. Желая, чтобы вся эта деятельность вкупе была по
воле Божией, мы хотим иметь пророка. Но «закон и пророки до Иоанна;
отныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают
его». Пророки обличали нечестие народа; царь должен пресекать нечестие
силою: начальник, по слову Апостола, «не зря носит меч». Царь
пророчествует больше делом, нежели словом. Именно так должно жить стадо
Христово, которое словом уже собрано воедино. А «пришельцы», по мудрому
слову ветхого закона, должны подчиняться уставам тех, кто оказывает им
гостеприимство и защиту. Правда, что перед лицем «Бога совершающего»
всякий Царь — ничто, как и всякий Апостол. Но если Царь и Апостол
ничтожны, то мы еще более ничтожны. Что же сообразнее с Христовым
законом — отрицать на основании нашего ничтожества царское достоинство
или, напротив, его утверждать? Как воплощение нашего совокупного
ничтожества Царь должен предстоять Богу и приносить плоды наших общих
дел. Наши дела, о которых мы так ревнуем, но которые в основном утекают у
нас сквозь пальцы, не состоятся без Царя, потому что мы уподобляемся
«лебедю, раку и щуке».
в общежитии, когда кто-то трудится ради кого-то. А это предполагает и
отношения взаимной ответственности. Мы хотим трудиться не ради тех, кто
нам воздаст, но ради тех, кому это послужит во спасение: не только
«мирная», но и «премирная благая» всегда имеет в виду деятельная
христианская любовь. Желая, чтобы вся эта деятельность вкупе была по
воле Божией, мы хотим иметь пророка. Но «закон и пророки до Иоанна;
отныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают
его». Пророки обличали нечестие народа; царь должен пресекать нечестие
силою: начальник, по слову Апостола, «не зря носит меч». Царь
пророчествует больше делом, нежели словом. Именно так должно жить стадо
Христово, которое словом уже собрано воедино. А «пришельцы», по мудрому
слову ветхого закона, должны подчиняться уставам тех, кто оказывает им
гостеприимство и защиту. Правда, что перед лицем «Бога совершающего»
всякий Царь — ничто, как и всякий Апостол. Но если Царь и Апостол
ничтожны, то мы еще более ничтожны. Что же сообразнее с Христовым
законом — отрицать на основании нашего ничтожества царское достоинство
или, напротив, его утверждать? Как воплощение нашего совокупного
ничтожества Царь должен предстоять Богу и приносить плоды наших общих
дел. Наши дела, о которых мы так ревнуем, но которые в основном утекают у
нас сквозь пальцы, не состоятся без Царя, потому что мы уподобляемся
«лебедю, раку и щуке».
Итак, если сейчас мы лишены Царя, то это
не заслуга прогресса, а наша беда. Это значит, что мы не имеем еще
способности как народ жить во Христе, но лишь отдельными группами
обращаемся на голос Бога и Слова. Но вместе с тем, уже в этом обращении к
«стягу, поднятому на горе», и есть залог будущего Царства.
не заслуга прогресса, а наша беда. Это значит, что мы не имеем еще
способности как народ жить во Христе, но лишь отдельными группами
обращаемся на голос Бога и Слова. Но вместе с тем, уже в этом обращении к
«стягу, поднятому на горе», и есть залог будущего Царства.