Москва, 7 апреля — Наша Держава (Михаил Смолин). «После падения большевизма только Царь спасет Россию от нового партийного рабства». Этот лозунг русских эмигрантов принадлежит Борису Башилову — писателю, составившему политический справочник «Монархия. Республика. Диктатура», представляемый вниманию наших читателей и вышедший в Буэнос-Айресе в 1954 году. Лозунг был вынесен на первую страницу старейшей русской зарубежной монархической газеты «Наша страна», основанной еще Иваном Солоневичем в 1948 году, выражая главную надежду национальной эмиграции — читаем на сайте Русская государственность.
Борис Башилов — литературный псевдоним Бориса Платоновича Юркевича (1907-1970), знаменитого исторического писателя и политического публициста русской эмиграции. Он не был эмигрантом первой волны, его творчество началось еще в Советском Союзе. Печататься он начал с 1924 года и к двадцати двум годам был уже автором трех книг. Но дальнейшие его произведения, ссылаясь на якобы отсутствие бумаги, советский Госиздат печатать отказывался. Лишь через десять лет ему удалось опубликовать свою следующую книгу.
Жизнь Бориса Башилова круто изменилась во время Второй мировой войны. Он встал на борьбу с большевизмом, в ряды бригады Каминского; после войны остался в Мюнхене, живя под фамилией Тамарцев. Здесь им были написаны несколько исторических повестей: «В моря и земли неведомые» — о поиске русскими мореплавателями земли Жуана де Гама в Тихом океане, «Юность Колумба российского» — о главе Российско-Американской компании и «Необычайная жизнь и приключения Аристарха Орлова» — фантазия о чукотском короле в Китае.
Русский писатель Борис Зайцев о его прозе писал следующее: «У Вас есть свой мир, своя любовь, пишете Вы хорошо и умеете рассказать о том, что сердцу близко. Дарование несомненное и очень русское. Вы, конечно, русак насквозь, это сразу видно…»
Начиная с 50-х годов писательская деятельность Бориса Башилова связана с русскими аргентинскими издательствами, в которых печатались его историко-политологические этюды «Пламя в снегах: мифы о русской душе и русском характере» (Буэнос-Айрес, 1950); «Записки сбежавшего от «ненастоящего» социализма» (Буэнос-Айрес, 1951); «Миф о русском «сверхимпериализме»»; «Незаслуженная слава (Мысли внутреннего эмигранта об антинациональной роли интеллигенции)»; «Правые и левые, близкие и дальние (Идейные основы правого и левого мировоззрения»; «Унтерменш, морлоки или русские (Наблюдения внутреннего эмигранта)» и другие. Но главным сочинением Бориса Башилова стала девятитомная (девятый том так и не издан до сих пор) «История русского масонства», печатавшаяся в 1950-х годах и переизданная на Родине в 1992-1995 годах.
Борис Башилов близок к Ивану Солоневичу, к его историческим воззрениям и его историческому пафосу о величии России и о скудости либеральных исторических сочинений. Поэтому понятно, что Башилов активно участвовал в газете Ивана Солоневича и свои книги печатал в его книгоиздательстве. Так, книга «Пламя в снегах», задуманная как первая из трилогии, посвященной Московской Руси, похожа по построению и стилю написания на книгу Ивана Солоневича «Народная Монархия». По всей видимости, он испытал на себе сильное влияние политического ума и боевой публицистики Ивана Солоневича…
Политическое сознание — предмет, относящийся к области ведения образованных людей. Область эта очень сложная и конфликтная. И пожалуй, нет в мире более бессознательного и внутренне разделенного в своих пристрастиях образованного слоя, чем русский, — бессознательного не в смысле невнимания к политическим вопросам, а в смысле крайне малой осознанности своего политического выбора.
У каждого человека, относящего себя к образованному классу, есть своя Россия, свое восприятие политических идеалов Родины. Это политическое разъединение русского образованного слоя стало трагической катастрофой ХХ столетия. Нация перестала самоидентифицироваться как единомышленное сообщество, как психологическое и политическое братство.
Преодолеть подобное разделение можно, лишь выяснив политические идеалы, исторически сформировавшие лицо нации и русскую государственность. Эмиграция, многое пережившая и передумавшая после революции, уделила весьма много внимания этой работе…
|
Рубрика НД: «Монархизм»