Симферополь, 1 мая — Наша Держава (Алексей Васильев). Первое мая – один из любимых праздников советского детства. Для
меня, в семидесятых — школьника начальных классов, это была необычная
игра взрослых. Неожиданно вместо деловой суеты крымской столицы
праздное гуляние и радостная музыка на поющих столбах. А торжественное
шествие по проспекту Кирова! Когда еще вот так запросто пройдешь по
дороге, на полдня отбитой у машин? И ужастно было весело, когда
взрослые дяди с арбузными животами и тети на каблуках вдруг начинали
бежать, догоняя предыдущую часть колоны!
меня, в семидесятых — школьника начальных классов, это была необычная
игра взрослых. Неожиданно вместо деловой суеты крымской столицы
праздное гуляние и радостная музыка на поющих столбах. А торжественное
шествие по проспекту Кирова! Когда еще вот так запросто пройдешь по
дороге, на полдня отбитой у машин? И ужастно было весело, когда
взрослые дяди с арбузными животами и тети на каблуках вдруг начинали
бежать, догоняя предыдущую часть колоны!
Особенно же я млел от оказанной чести… Нет не плыть у папы на
загривке с воздушным шаром в руке – это дело девчачье. А нести т р а н
с п а р а н т !!! Ну не с Лениным, конечно, и не с Марксом. И даже
не с Леонидом Ильичем, а с членом политбюро ЦК КПСС рангом поменьше.
Например с ликом Пантелеймона Кондратьевича Пономаренко.
загривке с воздушным шаром в руке – это дело девчачье. А нести т р а н
с п а р а н т !!! Ну не с Лениным, конечно, и не с Марксом. И даже
не с Леонидом Ильичем, а с членом политбюро ЦК КПСС рангом поменьше.
Например с ликом Пантелеймона Кондратьевича Пономаренко.
Все шагали в ногу и славили работников транспорта и торговли, и
громче всех строителей, в чьих рядах мы шли, с истошными криками
«Ура!». На возведенных загодя трибунах на площади Ленина на нас
взирали и по-брежневски махали вожди местного разлива. Когда колонна
проходила, то за площадью Советской, флаги и транспаранты сгружали в
специальную машину. ИТРовцы (в том числе и мой отец) шли в ближайшую
забегаловку выражать солидарность с рабочими своего предприятия.
Солидарность, разумеется, разливалась по стаканам. Без сладких
гостинцев не оставались и ожидавшие своих отцов чада…
громче всех строителей, в чьих рядах мы шли, с истошными криками
«Ура!». На возведенных загодя трибунах на площади Ленина на нас
взирали и по-брежневски махали вожди местного разлива. Когда колонна
проходила, то за площадью Советской, флаги и транспаранты сгружали в
специальную машину. ИТРовцы (в том числе и мой отец) шли в ближайшую
забегаловку выражать солидарность с рабочими своего предприятия.
Солидарность, разумеется, разливалась по стаканам. Без сладких
гостинцев не оставались и ожидавшие своих отцов чада…
К истории вопроса
С возрастом начинал подозревать, что не всякое шоу где наливают и
кричат «Ура!» можно считать всенародным торжеством. И мой Первомай
оказался первым в череде сомнительных советских «праздников»… Кто то
не поленился заглянуть святцы и заметил странное совпадение – в день
первого мая верующие вспоминали ветхозаветного пророка Иеремию. Святой
старец предупреждал, что если не перестать поклоняться идолам, Господь
пошлет на их головы всякие бедствия! Но идолы всегда были такие
заманчивые, особенно с красивыми именами Свободы, Равенства, Братства…
кричат «Ура!» можно считать всенародным торжеством. И мой Первомай
оказался первым в череде сомнительных советских «праздников»… Кто то
не поленился заглянуть святцы и заметил странное совпадение – в день
первого мая верующие вспоминали ветхозаветного пророка Иеремию. Святой
старец предупреждал, что если не перестать поклоняться идолам, Господь
пошлет на их головы всякие бедствия! Но идолы всегда были такие
заманчивые, особенно с красивыми именами Свободы, Равенства, Братства…
Еще одно совпадением связанное с первым маем – более чем
странное. Именно в ночь на первое мая, в Вальпургиеву ночь, ведьмы
слетались на свой главный шабаш. Вот что, про «международный праздник
трудящихся ведьм», в конце девятнадцатого века писал собиратель
русского фольклора Александр Афанасьев: «Ежегодно на первую майскую
ночь нечисть устраивает на Лысой горе свой шабаш… Сам владыка
демонскихъ cил — сатана, в образе козла с черным человеческим лицом,
важно и торжественно воcседает на высокомъ стуле или на большом каменном
столе посредине собрания…»
странное. Именно в ночь на первое мая, в Вальпургиеву ночь, ведьмы
слетались на свой главный шабаш. Вот что, про «международный праздник
трудящихся ведьм», в конце девятнадцатого века писал собиратель
русского фольклора Александр Афанасьев: «Ежегодно на первую майскую
ночь нечисть устраивает на Лысой горе свой шабаш… Сам владыка
демонскихъ cил — сатана, в образе козла с черным человеческим лицом,
важно и торжественно воcседает на высокомъ стуле или на большом каменном
столе посредине собрания…»
Конечно, все эти совпадения можно отнести к разряду преданий. Как
и то, что образ козла с человеческим листом чернокнижники вписывали в
перевернутую пятиконечную звезду, которую изображали на знаменах ,
цвета адского пламени, развевающихся на маевках.
и то, что образ козла с человеческим листом чернокнижники вписывали в
перевернутую пятиконечную звезду, которую изображали на знаменах ,
цвета адского пламени, развевающихся на маевках.
Первое мая праздновали и в Третьем Рейхе. Правда акценты
ставились иные. Вот, что по этому поводу говорил душегуб №2 (№1 –Ленин)
Адольф Гитлер : «1 мая может быть в жизни народа лишь прославлением
национальной творческой свободы, в противовес интернациональной идее
разложения, и освобождением национального духа и хозяйского порядка от
интернациональной заразы» .
ставились иные. Вот, что по этому поводу говорил душегуб №2 (№1 –Ленин)
Адольф Гитлер : «1 мая может быть в жизни народа лишь прославлением
национальной творческой свободы, в противовес интернациональной идее
разложения, и освобождением национального духа и хозяйского порядка от
интернациональной заразы» .
Первое мая в Крыму
Тем ни менее Первомай, опять же, с конца девятнадцатого века по
решению Парижского конгресса Второго Интернационала (июль 1889)
считается Днем солидарности рабочих всего мира. Уже на следующий год
Первомай начали отмечать в Российской Империи. Но был ли этот праздник
действительно всенародным, отражал ли он чаянья всех трудящихся?
решению Парижского конгресса Второго Интернационала (июль 1889)
считается Днем солидарности рабочих всего мира. Уже на следующий год
Первомай начали отмечать в Российской Империи. Но был ли этот праздник
действительно всенародным, отражал ли он чаянья всех трудящихся?
В научной библиотеке «Таврика» Центрального музея Тавриды мне
попалась любопытная книжка «Крымские маевки в период царизма», изданная,
судя по всему, в сороковые годы. Ее автор, Н.Михайлов, поведал
читателям какими были первые крымские маевки.
попалась любопытная книжка «Крымские маевки в период царизма», изданная,
судя по всему, в сороковые годы. Ее автор, Н.Михайлов, поведал
читателям какими были первые крымские маевки.
В Симферополе первая маевка состоялась в 1901 году. Фото
одного из «первых первомайщиков» красуется в книге. Это лысоватый
холеный мужчина с оттопыренными ушами и носом коршуна. Мужчина одет в
шикарный костюм-тройку. Надпись под фото гласит «рабочий Дискин». Без
инициалов и других уточнений. Впрочем, на этой же странице, написано,
что Дискин был портным. Поэтому «рабочему» и не стоило особого труда
сшить красное полотнище.
одного из «первых первомайщиков» красуется в книге. Это лысоватый
холеный мужчина с оттопыренными ушами и носом коршуна. Мужчина одет в
шикарный костюм-тройку. Надпись под фото гласит «рабочий Дискин». Без
инициалов и других уточнений. Впрочем, на этой же странице, написано,
что Дискин был портным. Поэтому «рабочему» и не стоило особого труда
сшить красное полотнище.
…Пока полицейские поняли что к чему, шествие под красным флагом
состоялось. Опомнившись, стражи порядка арестовали возмутителей
общественного спокойствия. Вот строки из постановления о заключение
портого под стражу «…мещанин Аксель Менделев Дискин, по полученным
сведениям был задержан 5 мая во время покушения на производство
политического характера с красным флагом в руках….» Знаменосец Дискин в
тюрьме сразу же сдал своих товарищей по маевке. А так как зачинщиков
было немного, история сохранила славные имена этих отважных героев: « В
ночь было дополнительно арестовано 5 человек: Меер Айзиков Шулер, Давид
Хаимов Перельштейн, Янкель Фаликов Камерс, Давид Янкелев Помощник,
Хаим-Лейба Иоселев Волович» .
состоялось. Опомнившись, стражи порядка арестовали возмутителей
общественного спокойствия. Вот строки из постановления о заключение
портого под стражу «…мещанин Аксель Менделев Дискин, по полученным
сведениям был задержан 5 мая во время покушения на производство
политического характера с красным флагом в руках….» Знаменосец Дискин в
тюрьме сразу же сдал своих товарищей по маевке. А так как зачинщиков
было немного, история сохранила славные имена этих отважных героев: « В
ночь было дополнительно арестовано 5 человек: Меер Айзиков Шулер, Давид
Хаимов Перельштейн, Янкель Фаликов Камерс, Давид Янкелев Помощник,
Хаим-Лейба Иоселев Волович» .
Насколько группа этих людей выражала интересы рабочих
многонационального Крыма остается вопросом открытым. Но уже в следующем
году, в первомайское движение в Крыму влились наивные и падкие на
сумасбродные идеи люмпены русского происхождения: «За маевку в 1902
году в Симферополе был арестован Ф.В. Шемелев, который разбрасывал на
базаре Симферополе листовки и там же произнес речь среди публики… В Ялте
были арестованы двое рабочих Георгий Копылов, Алексей Сычев, и один
студент, Фелицин…» .
многонационального Крыма остается вопросом открытым. Но уже в следующем
году, в первомайское движение в Крыму влились наивные и падкие на
сумасбродные идеи люмпены русского происхождения: «За маевку в 1902
году в Симферополе был арестован Ф.В. Шемелев, который разбрасывал на
базаре Симферополе листовки и там же произнес речь среди публики… В Ялте
были арестованы двое рабочих Георгий Копылов, Алексей Сычев, и один
студент, Фелицин…» .
К счастью, здравомыслящих трудящихся в Крыму было большинство.
«Если в крупных промышленных центрах первомайские выступления
пролетариата проходят очень дружно, то в провинции, в том числе и в
Крыму они сходят на нет» — сетует красный летописец.
«Если в крупных промышленных центрах первомайские выступления
пролетариата проходят очень дружно, то в провинции, в том числе и в
Крыму они сходят на нет» — сетует красный летописец.
А вот строки из телеграммы Феодосийского полицеймейстера
Попова Таврическому губернатору: «День первого мая прошел благополучно,
сборищ не было, но при объезде в четырех верстах от города на вершине
Лысой горы (!!! — А.В.) в десять часов утра снят красный флаг с надписью
« Да здравствует первое мая» и «В борьбе обретешь ты право свое…».
Попова Таврическому губернатору: «День первого мая прошел благополучно,
сборищ не было, но при объезде в четырех верстах от города на вершине
Лысой горы (!!! — А.В.) в десять часов утра снят красный флаг с надписью
« Да здравствует первое мая» и «В борьбе обретешь ты право свое…».
Какое право обрели мы, потомки тех безумцев, сбросивших «узы
ненавистного царизма», мы, в полной мере ощущаем на себе. Время снова
выходить на демонстрации? Так может, Первомай не такой уж и плохой
праздник? Конечно неплохой. Теоретически. Как теоретически хорош
коммунизм. Но на практике, уже через восемь лед после учреждения Дня
солидарности трудящихся, маевки стали носить не социальный характер («
8-часов для работы, 8 для сна, 8 для отдыха!»), а политический. Первомай
в России стал прекрасным поводом пропиарить левую идею, а чаянья
трудящихся (точно как и сейчас) оставались лишь шаблонными фразами на
затоптанных в грязь листовках.
ненавистного царизма», мы, в полной мере ощущаем на себе. Время снова
выходить на демонстрации? Так может, Первомай не такой уж и плохой
праздник? Конечно неплохой. Теоретически. Как теоретически хорош
коммунизм. Но на практике, уже через восемь лед после учреждения Дня
солидарности трудящихся, маевки стали носить не социальный характер («
8-часов для работы, 8 для сна, 8 для отдыха!»), а политический. Первомай
в России стал прекрасным поводом пропиарить левую идею, а чаянья
трудящихся (точно как и сейчас) оставались лишь шаблонными фразами на
затоптанных в грязь листовках.