Москва, 22 октября — Наша Держава (Василий Дмитриев). Много раз я размышлял, почему после окончания эпохи коммунизма и возврата к капитализму в России мы все чаще говорим о возможности симбиоза предпринимательства и Православия. Этот симбиоз видится многим из нас, как единственный верный путь нашего национального экономического развития.
Вроде бы, что общего у этих понятий?… Одно представляет собой разновидность религии, другое — вид профессиональной деятельности, цель которой – извлечение максимальной прибыли. Очевидно, что причина состоит в попытке нащупать некий нравственный ориентир в процессах, связанных с заработком денег. При этом заметно, что этот нравственный ориентир для большинства из нас состоит главным образом в том, как правильно распорядиться уже полученной прибылью. Чаще всего в связи с этим упоминаются благотворительность и соответствующие фонды, различные программы помощи и всевозможные способы социальной поддержки и т.п. Впрочем, тот, кто проникает глубже в суть вопроса, тот видит еще и необходимость некой этики в деловых отношениях, в которых должна присутствовать порядочность, верность данному слову, честность и т.п. Кто-то касается уже экономических параметров, и высказываются также мнения о необходимости существования справедливых цен и честной прибыли, хотя пока никто так и не дал четких критериев для таких цен и такой прибыли. И конечно предполагается необходимость принадлежности предпринимателей к христианской православной религии, которая должна выражаться у них в следовании устоявшимся традициям и догматам Церкви и т.д.
На мой взгляд, вопрос с «православным предпринимательством» возник, прежде всего, вследствие общего упадка нравственности в постперестроечной России, и отсутствия крепкой идеологической основы у нарождающегося общества. Такая основа всегда нужна для формирования образа мысли человека, для осознания смысла собственного существования. После краха коммунизма, мы, обычные россияне, как будто вошли в другую жизнь тогда. Наше пространство, долгое время, закрытое для остального мира, стало стремительно заполняться, как открытый шлюз, и не только чем-то хорошим (как предполагалось), но и той грязью, которая неизбежно и всегда возникает там, где существует капитализм. Мы, чуть не захлебнувшись и видя, что в новом строе спасения нет, обращаемся теперь к тому, что познали за столетия своей истории. Мы придерживаемся той истины, которая уже признана и существует. Мы теперь ищем нравственности в том, что называется рыночными отношениями, пытаясь соединить их с нашим историческим духовно-религиозным опытом. Мы ищем, но в целом уже понимаем, что найти нравственность в этих отношениях очень трудно. Но как же быть? Неужели нет возможности не обманывать, не «стяжать земное», не пачкать душу и достигать успеха?
По моему мнению, исследование нравственности с позиции православия надо начинать вовсе не с ответов на вопрос, как и на что предпринимателю потратить заработанные своим трудом деньги. Благотворительность, социальные программы и пр. есть вещи важные, но их нельзя относить только к православию. Как потратить заработанные деньги это личное дело каждого, и не имеет отношение к конкретной религии. У социальной ответственности почти нет прямой и четкой связи именно (!) с православием. Гуманизм всегда был понятием общечеловеческим, и он свойственен и понятен в равной степени всем без исключения народам и культурам. Но начинать поиск надо с того, как осуществлять деловые отношения между людьми одной нравственности, веры, одной истории и культурного оттенка так, чтобы эти отношения приносили пользу и плод, а не ненависть, соперничество, злобу и пустоту. Наше экономическое пространство полно именно такого негативного рода отношений.
Пока Запад зрел в них, разбирался в том, каким должен быть капитализм, чтобы быть гуманным и не разрушительным, мы, взяв на вооружение ту идеологию, которая и возникла как противовес такому капитализму еще в конце 19 века, ринулись насилием строить то, что должно было назреть само, в ходе эволюции, а не революции. Мы запретили сами себе частную собственность, запретили предпринимательство, как источник зла, закрылись от всего мира и стали насильственным путем сверху вниз строить справедливое общество. Поняв в итоге, что выбран был путь в корне неправильный, мы ринулись в другую сторону: отпустили все на самотек, на волю дикого рынка, и опять наткнулись на схожие проблемы, и опять оказались неспособны построить гуманное, заботящееся о своих гражданах государство. Кругом та же грязь, воровство, несправедливость…
Больше некуда теперь бежать и мы обратились к своим корням. Теперь мы ищем порядка и справедливости у нашего прошлого, мы повысили интерес к тем временам, о которых нельзя было даже вспоминать, как о чем-то хорошем, в эпоху коммунизма. Патриархальное прошлое многим из нас кажется теперь утраченной жизнью, обладавшей гармонией, порядком и той же самой справедливостью. Мы даже президента страны по-прежнему выбираем по старинке, как царя. Еще немного и выборы станут носить характер совсем уж условный, станут как бы необходимой процедурой перед помазанием на царство. Но много ли мы знаем о своем прошлом? Так ли оно было гармонично? И есть ли смысл в него возвращаться, ибо жизнь течет как река, и к старому уже не вернуться полностью…
Я искренне полагаю, что поиск своего национального пути надо начинать с другой стороны. Сперва нужно перестать смотреть на Запад и примерять у себя не свои модели, и углубиться нужно в то, что происходит между продавцом и покупателем здесь у нас в нашей собственной культуре. Именно в детали этих отношений нужно вникать. Из смысла этих отношений родится то, что будет нашим православным или просто национальным капитализмом. Какая связь у капитализма с православием? Да никакой прямой связи нет! Но есть нравственная основа в отношениях людей, нравственная составляющая в их труде, которая не связана с капитализмом никак, но влияет на образ мысли каждого не только верующего человека, но и вообще любого из нас, живущего в нашем обществе.
Именно образ мысли создает определенную модель поведения, которая, несмотря на запрещение или разрешение частной собственности, руководит, в том числе, и торговыми процессами таким образом, что они либо становятся созидательными, либо деструктивными. Созидательными — это значит рождающими на свет в условиях свободной торговли технологические новшества, а деструктивными — это значит не рождающими ничего кроме спекулятивного венчурного капитала, который всегда был источником нестабильности, потому как ищет самосохранения и мечется по принципу, где проще и выгоднее себя сохранить. Если мы действительно хотим что-то изменить, нам надо менять саму модель наших отношений, надо проникать в собственный образ мысли и делать усилие над развитием собственного сознания. Без этого, мы обречены топтаться на месте и извращать суть любого экономического строя или процесса. Как сделать это?
Для толчка в развитии сознания мы должны принять концепцию творчества, как более глубокого и правильного понимания сути нашей собственной религии. Мы должны осознать важность творческих усилий над собой и приучать себя к необходимости небесцельно проживать каждый час своей жизни. Творчество не обязательно сопряжено с искусством. Речь идет о привнесении исключительно своего плода жизни и труда, основанного на собственной энергии и любви и пропущенного через свое мировосприятие. Каждый человек должен ответить на вопрос: «Зачем я существую?» и затем на следующий вопрос: «Что я могу улучшить?» и потом: «Как я могу это сделать?». Каждый из нас может и должен найти себя в ответах на эти три вопроса и само выразиться действием. Кто-то в бизнесе, кто-то в монашеской жизни, кто-то в творчестве врача, кто-то в подвижнической деятельности, кто-то став учителем. Этот подход работает с любой профессией. Уровень знаний у нас у всех схожий, природные навыки тоже, но энергией, характером, предрасположенностями и опытом мы обладаем разными, и в этом состоит уникальность каждого из нас. Задача – найти себя и действовать во благо.
Пока мы не приучены к творчеству, религия не только не укрепляется в нас духовными таинствами, но приобретает в большей степени плоское мистическое значение, и в особенности, когда мы ожидаем по воле свыше решения своих бытовых проблем. Такое мировоззрение не слишком способствует нашему индивидуальному личностному развитию и, не помогает нам развиваться, как обществу. Поэтому и капитализм у нас имеет тенденцию становиться хищническим: не сам он по себе такой, но мы сами его таким понимаем и делаем.
Буквально воспринимая христианское учение и события, описанные в Евангелии, мы упускаем его самую суть. В этой истории нет прямых указаний к жизни в самом простоми бытовом ее понимании. Я думаю, не в этом ее главное содержание, так как Евангелие — не есть перечень бытовых правил поведения.Если задуматься глубже, то эта книга — пример веры, свободы и совести для нас. Каждый из нас в идеале должен пройти похожий путь, если мы хотим относить себя к последователям Христа. Каждый из нас должен, освободившись духовно, выполнить свой деятельный путь, не убив, не ограбив, не солгав. Все то, что нам дано, мы можем употребить во благо трудом в выбранном направлении, в выбранной профессии, что-то привнося в нее. В буквальном принятии текста Писания в логической его трансляции на язык разума лежит большая проблема восприятия его сути в нас, в нашей культуре. На самом деле, это — история творчества, в котором материалом служило то, что было и остается самым важным, — живая плоть, добровольно отданная на растерзание, а плодом был пример силы духа. Это — пример, данный нам, как образец того, как это может быть, и этот пример осветил нам дорогу, как яркий луч живого сознания в кромешной тьме инстинктов. Ничего более нравственного человек совершить не способен, любить сильнее, а значит — понимать глубже и прощать никто не может. Но каждый из нас способен хотя бы попытаться сделать что-то похожее, если мы христиане.
Каждый из нас может и должен реализовать себя сам и по-своему, но похожим образом, и на своем собственном пути. Употребить свою жизнь на практическое совершение своего собственного нравственного выбора каждому из нас необходимо. Теперь наш черед сделать и добавить что-то самому к тому, что уже было сделано до нас и ради нас. Мы каждый должны по своему выразить себя в христианской идее добра, терпения, искренности, любви и покаяния.
Критерий один – отдавайся тому, что ты делаешь без остатка. Речь идет, конечно, о профессии, о созидательном труде, потому дело должно совершаться со смыслом и во благо. Каждый из нас должен увидеть созидательную суть в том, что он делает и держаться ее, видя ее перед собою в дали, как капитан судна видит свет маяка во тьме. Каждый из нас рожден привносить что-то новое от себя, живя и трудясь, но это новое и уникальное можно почувствовать только практикой. Эта практика есть начало творчества, или превношения, и следующего за ним духовного развития. Таким образом, мы должны служить, каждый своему призванию, которое должно соответствовать нашему миропониманию и психологическому устройству. В любую профессию каждый из нас может привнести что-то новое от себя только благодаря своей энергии и уже приобретенному опыту. Эти две составляющие личности отличают нас друг от друга сильнее всего. Именно поэтому, профессиональный опыт, как и опыт жизненный, очень важен.
Создавать надо из того, что есть, ибо нет ничего абсолютно лучшего и абсолютно худшего. Есть лишь начальное положение, исходная комбинация и если жизнь предлагает два пути: строить из того, что есть, или не упорствовать и поискать простой дороги, то выбрать каждому из нас надо первое. Потому как пойдя по второму пути, мы рано или поздно наткнувшись на тот же выбор, опять ступим не туда, и потом опять будет тот же выбор. И так без конца, до самого ухода человека из этой жизни… Что плохого в таком поведении, если оно кажется более естественным, животным? Ничего, пожалуй. Если только выбранные дороги смежные и ведут в одном направлении. Но так не всегда бывает. Так бывает редко. Чаще мы сбиваемся с пути, путаемся, чувствуем потом глубокое душевное одиночество, не понимая, куда вообще шли, зачем прожили жизнь, и теряем практический навык строить из того, что уже есть, хотя в этой практике и заключается жизнь. Мы не любим усилия и разлагаем себя, как строители, каждый раз совершая такой выбор.
Какая тут связь с предпринимательством и православием? Когда мы в процессе заработка денег в условиях добровольного обмена товаром (из чего и состоит современный капитализм) постоянно ориентируемся на скорейший заработок и на денежный рационализм, свойственный скорее иудейской культуре, мы вступаем в конфликт с вышеописанным примером нравственного поведения. Мы нарушаем один из базовых христианских принципов о том, что нельзя служить двум господам: Богу и кошельку. В служении кошельку растворяется созидание, творчество, а ежеминутная забота о деньгах сулит их потерю. Предприниматель, постоянно сосредоточенный на скорейшем заработке денег, не думает о том, что привносит своим трудом, не пытается ответить на главный вопрос: будет ли его покупателю лучше от этого сотрудничества, и что уникального он ему несет для его жизни и работы. Этих вопросов о себе не задает и, значит, они ему не привычны. Этот предприниматель стремится только к посредничеству и не компенсирует, не уравновешивает его своим собственным уникальным трудом. В таком бизнесе нет рождения новому, и он будет всегда скоротечен. Никаких товаров глубокой переработки тут никогда не появится, потому что им нет места в сознании таких предпринимателей.
Если возникает выбор: сделать красиво, качественно, полно и получить глубокое эстетическое и духовное удовлетворение, или сделать быстро, но заработать сейчас больше, т.е. быстрее и дороже продать, то нашему деловому человеку нужно сделать выбор №1. Потому что мы ценим такой выбор, и он сближает нас, так как мы, как культурный народ, обладаем нравственностью и ценим искренность. Искренность укрепляет отношения, в них рождается доверие, а доверие создает условия для творчества и делает отношения продуктивными. К этому мы должны стремиться, вступая в отношения друг с другом. Отсутствие творчества делает любые отношения временными и соперническими. Надо иметь определенный психологический уклад, чтобы видеть в накоплении денег и обладании ими весь смысл своего существования и, таким образом, скопив их, ощущать глубокий внутренний комфорт, когда все духовные потребности полностью удовлетворены и ничто человека больше не беспокоит. Во-первых, такого состояния не достичь: тому, кто сосредоточенно копит деньги — всегда их не хватает. Во-вторых, это ограниченное мировоззрение, потому как человеческий век короток, и мы приходим в этот мир и уходим из него голыми. Ничего не утащить с собою в могилу, а потому нет смысла народу, обладающему чувством государственности и привязанному к своей территории, принимать такое мировоззрение и называть его своим капитализмом.
Отношения между людьми чаще всего построены на основе взаимных сделок: нам чаще всего что-то нужно друг от друга и это становится основой для любых отношений в профессиональной сфере. Это не хорошо и не плохо, но это так и с этим нужно согласиться. В основе любых деловых, профессиональных отношений (суть, это одно и тоже) находятся всегда продавец и покупатель. Важно определить, кто в каждом конкретном случае, что именно и кому именно продает, и что за это просит взамен.
Попытаюсь сформулировать принципы русского предпринимателя.
— О покупателе нужно заботиться, внимательно изучая его профессионально потребности.
— Нельзя думать только о своей выгоде, но нужно стремиться сохранить отношения с покупателем на здравой профессиональной основе, т.е. нужно заботиться о и его выгоде.
— Нельзя жертвовать своим делом, так как человеческая нравственность отличается от деловой этики. Дело должно жить и приносить пользу другим, а не исчезать став жертвой высокой нравственности. Организация – это не один человек. Между организациями действует принцип здраво понятой взаимной пользы, и следование именно этому принципу становится нравственным поведением для организации.
— Надо стремиться к росту своих профессиональных знаний.
— Нельзя навязывать, манипулировать и вынуждать.
— Надо быть естественным в поведении и стремиться с искренности.
— Надо быть терпеливым.
— Нельзя лгать, это разрушает все.
— Надо дорожить тем, что имеешь.
— Надо создавать из того что есть.
— Начатое дело или процесс надо стремиться доводить до конца, чтобы была законченность и ясность для следующего шага.
Если мы говорим о православном предпринимательстве, оно должно соответствовать не букве, а духу православной нравственности. Дух этой нравственности состоит не только в честности сторон в буквальном узком понимании этого слова, но и в творческом наполнении их сотрудничества. К этому нужно стремиться, для этого нужно стараться создать условия, осуществляя бизнес, и в каждой культуре эти условия могут немного разниться. Отношения предпринимателей между собой, суть которых отношения продавца и покупателя, должно содержать взаимную пользу и полезный плод.
Спросим себя, что есть плод для сторон? Плод есть то, что эти деловые партнеры произвели на свет, вступая в деловые отношения. Один, например, стремился помочь другому решить его техническую задачу, так стремился, что изобрел что-то новое, стремясь удовлетворить потребности своего покупателя. Что есть польза? Это практическая польза, это — то улучшение в бизнесе друг друга, которое произошло от взаимодействия предпринимателей друг с другом. В основе продаж должен быть синергетический эффект, выражаемый математическим действием сложения 1 + 1 = 3.
Если мы ищем способа сделать нашу экономику сильной и ориентированной на технологические новшества и инновации, и понимаем, что для этого и параллельно с этим необходимо также воспитывать нравственность или даже формировать новый национальный характер, то нам не стоит сосредотачиваться на том, как и на какие социальные программы тратить заработанные деньги. Не имеет смысла призывать активнее предпринимателей к благотворительности. Многие из них и сами это понимают… В этом, безусловно, нет ничего плохого, но это не имеет отношения именно к православному предпринимательству (если мы говорим о предпринимательстве, осуществляемом на нравственно-религиозной основе) и не имеет отношения к инновациям. Это, соответственно, не поможет экономике в целом расти. Экономика сильна малыми предприятиями, так как они дают рабочие места и стимулируют ее дальнейший рост. Эти предприятия надо учить работать так, чтобы они эффективно взаимодействовали, росли и технологически развивались, а не душили и разоряли друг друга, как это происходит сейчас во многих сферах нашей экономики. Посмотрите, кто не знает, что творится в полиграфической отрасли России. Некогда процветающая и технологически развитая отрасль сейчас из-за неумелого управления, отсутствия творчества в продажах и ожесточенной ценовой конкуренции, находится в такой жуткой стагнации, что напоминает «блокадный Ленинград». Почти каждый год разоряются некогда крупные типографии….
То же самое происходит в некогда капитализированной и не менее, если не более, наукоемкой отрасли гибкой пищевой упаковки. На фоне громадных денежных оборотов предприятиям этого сектора постоянно не хватает оборотных средств, прибыль не распределяется, и многие из них уходят с рынка, выгоняя людей на улицу.
Если мы ждем реальных улучшений, мы сами должны начать изменения с самих себя. И чем раньше начнем, тем лучше будет для нас самих, и тем понятнее будет наше будущее, как народа и как государства…
«Русская народная линия»
Дополнительно:
Беседа зам. главреда НД о вторчестве С.Ф.Шарапова на «Народном радио»
Александр Нечволодов «От разорения к достатку»
Г.Федер «Манифест к сломлению кабалы процентов»