Москва, 29 мая — Наша Держава. 18 мая в посольстве Палестины в Москве состоялась встреча представителей
российских СМИ с Чрезвычайным и Полномочным послом Государства
Палестина в РФ Абдель Хафизом Нофалем. Последнее обострение
непрекращающегося арабо-израильского конфликта, спровоцированное
жесткими дискриминационными действиями оккупационного правительства
Израиля в Восточном Иерусалиме в отношении палестинцев, в эти майские
дни обратило на себя взоры всего мира. Российские журналисты,
заинтересованные в объективном освещении темы, обсудили с послом
повестку дня и специфику отражения данного вопроса в русскоязычном
информационном пространстве.
Абдель Хафиз Нофаль рассказал представителям СМИ, что принимал
участие в обсуждении соглашений по мирному урегулированию. Он напомнил,
что по его итогам палестинцам было предложено выстраивать свою
государственность лишь на 22% их прежних территорий, в то время как
остальное отходило Израилю, но палестинская сторона приняла этот
вариант, обозначив в приоритете мир и созидание своего государства.
Однако Израиль поставил себя выше международного права и отказался
соблюдать принятые обязательства. Все переговоры, где роль посредника
исполняли США, не имели конструктивных результатов. Дипломат также
напомнил, что современное государство Израиль создавалось после
завершения и по итогам Второй мировой войны.
Одним из ключевых явлений той войны был холокост – трагедия и
ошибка Европы, но вынуждены расплачиваться за нее палестинцы. У
нынешнего обострения несколько причин. Во-первых, не соблюдаются
соглашения и нет продвижения в мирном урегулировании. Во-вторых, вопреки
международным решениям Иерусалим был провозглашен единым городом
государства Израиль, хотя ни один мусульманин или христианин с этим не
согласится, и подвергся иудаизации. Затем последовали запрет на вход в
Аль-Аксу, на молитву во время священного для мусульман месяца Рамадан и,
наконец, на выселение палестинцев из района Шейх Джарах в Иерусалиме,
где они жили с 1948 года. Дипломат подчеркнул, что радикальным действиям
сектора Газа предшествовала политика израильских властей, направленная
против палестинского населения, поэтому неправильно показывать
агрессором палестинскую сторону, как и сопоставлять военную мощь сектора
Газа и Израиля – мощного государства, располагающего самым современным
вооружением. Посол также отметил, что находящиеся в условиях оккупации
палестинцы всегда пытались добиться лишь справедливости по отношению к
себе и соблюдению их законных прав.
К 19 мая палестинская сторона насчитывает уже 235 погибших, 6605
раненых, около тысячи разрушенных домов. В этой ситуации мировое
сообщество должно взять на себя ответственность за мирное
урегулирование, организовывать конференции и остановить рост числа
жертв. Одобренный ранее формат «квартета» соответствует этой функции.
Переговоры должны быть изначально ориентированы на концепцию двух
отдельных государств. Примечательно, что даже США после всех
провокационных действий вернулись к тому, что вопрос Иерусалима должен
решаться в ходе переговоров.
Среди особенностей освещения арабо-израильского конфликта,
которые затронули российские журналисты, первым аспектом стала
двойственность российского и русскоязычного информационного поля. С
одной стороны, официальная позиция Российской Федерации неоднократно
подчеркивалась со стороны Министерства иностранных дел или Президента РФ
– это справедливое решение палестинского вопроса. С другой стороны,
ощутима «мягкая сила» СМИ, подающих тему исключительно с позиции
Израиля, использующих израильскую официальную терминологию вроде
«палестинская автономия» применительно к палестинским жителям и
«исламисты» применительно к борцам за права, и эта волна идет в
поддержку Тель-Авива. Абдель Хафиз Нофаль пояснил, что руководство
Палестины не сомневается в позиции Москвы и высоко ценит ее поддержку,
поэтому никакой информационный поток не позволяет в ней сомневаться.
Среди журналистов неоднократно повторялось о мощной и системно
отработанной схеме подачи информации по конфликту в пользу Израиля, но
при этом звучали мнения о том, что в массе российская аудитория начинает
понимать суть ситуации. Так, в ходе опроса на одной из радиостанций
неожиданно лишь 33% респондентов выразили поддержку Израилю, в то время
как 67% оказались на стороне палестинцев. Также не является тайной, что
развитие текущего столкновения прямо влияет на упрочнение позиций
Б. Нетаньяху на политической арене.
Главный редактор газеты «Русский Вестник» О.А. Платонов озвучил
позицию многих читателей, сопереживающих палестинскому народу и
уверенных в том, что нынешнее кровопролитие – это лишь следствие общей
политики сионистского режима, который легитимирует идею превосходства
одной нации над другой и по своей природе является одним из направлений
нацизма. Он также полагает, что существующее в России сионистское лобби
способствует тому, что в противовес официальной линии руководства страны
медийное пространство заполняется материалами и сюжетами произраильской
ориентации.
По мнению других участников дискуссии, российское общество на
данный момент поляризовано, и если часть его полностью на стороне
палестинцев и уверена, что это справедливо, то другая часть настолько
убеждена в правоте израильских властей, что найдет оправдание даже
массовым военным преступлениям с их стороны. Отчасти это отражает
сложившийся на Западе подход к данному вопросу и устоявшийся образ
государства Израиль в глазах либеральной публики. Израиль – последний
колониальный проект Запада и остров западной цивилизации на Ближнем
Востоке, поэтому он традиционно вызывал больше сочувствия и понимания на
Западе. Несмотря на то что этот либерально-сионистский нарратив исходит
от тех, кто ассоциирует себя с передовой частью мирового сообщества, в
действительности его корни в состоянии архаического деления на «своих» и
«чужих», где одни представляются как носители цивилизации, а другие –
как варвары. За такой стереотипной расстановкой ролей обыватель не
замечает и фактически оправдывает то, что на территории формально одного
государства два народа существуют в разных плоскостях: одни пользуются
всеми правами и благами, а другие лишены прав. Более того, по
свидетельству знакомых с обстановкой изнутри, положение палестинцев
сопоставимо с тюрьмой под открытым небом или с системой гетто. В этом
оправдании апартеида абсолютное искажение либеральной идеи, номинально
отстаивающей права и свободы, и безнравственность, если учитывать, как
сами евреи страдали в гетто в Европе, а посему истинное варварство –
поддержка действий израильских властей. Одна из участниц дискуссии
поделилась тем, что столкнулась со шквалом агрессии и осуждения, когда
опубликовала единственную запись в социальной сети в поддержку
Палестины. Поскольку ее профиль далек от политики и этой темы, в
частности, она была ошеломлена бешеным напором сторонников Израиля, в
том числе из среды московской интеллигенции. Этот опыт побудил ее
углубиться в данный вопрос, и его изучение привело к выводу, что
израильское государство на протяжении многих десятилетий эксплуатировало
чувство всеобщей вины, проводя свою жесткую политику, противоречащую
мировому праву. Одновременно множество откликов со всего света
заставляет думать, что эта схема перестает функционировать и мир
выбирается из тьмы невежества. Главный редактор портала «Ось
сопротивления» Фатима Ежова напомнила звучавшие на праздновании
прошедшего недавно Дня Аль-Кудс вопросы сопоставления борьбы Красной
армии с немецкими оккупантами и борьбы палестинцев за свою землю. По ее
мнению, объективное освещение палестино-израильского конфликта в СМИ –
это также вопрос суверенитета российского пространства.
Немаловажным аспектом является и то, что далеко не все евреи и
даже не все израильтяне согласны с действиями властей. Часть верующих
ортодоксальных евреев категорически отрицает сионизм, часть осуждает
введенный властями режим апартеида и из подлинного человеколюбия
сочувствует палестинскому движению за свои права и независимость. В
рамках обсуждения даже прозвучало ироничное замечание, что для многих
русскоязычных евреев подлинной родиной, где покоятся их предки, так и
осталась Россия, и будет логично, если они вернутся домой, вернув
палестинскую землю своим владельцам.