Санкт-Петербург, 25 сентября — Наша Держава. Не только в Православной Церкви, но и в других церковных сообществах, где сохраняется апостольское преемство, например, в Католической или Древневосточных Церквах, женское священство отсутствует. В строгом смысле слова, нет его и в протестантских деноминациях, даже если среди лиц, совершающих богослужения и заседающих в органах церковного управления, мы видим представительниц прекрасного пола.
Кто такой священник в христианстве? Это человек, который в таинстве Хиротонии, или, иначе, Рукоположения, получает особые благодатные дары Святого Духа. Только в силу этой благодати он получает право священнодействовать, то есть совершать богослужения и таинства. Основные реформационные движения XVI века — лютеранство, кальвинизм и англиканство, — ставшие основой для последующих направлений протестантизма, упразднили все церковные таинства за исключением Крещения и Евхаристии (наиболее консервативные протестанты признают еще и таинство Покаяния), в том числе и таинство Хиротонии. Апостольское преемство пресеклось, а вместе с ним изменились сакральный статус, функция и восприятие священника в протестантизме. Он перестал быть священником в изначальном смысле этого слова, то есть лицом, совершающим священнодействие в силу дарованной ему в таинстве благодати, и превратился в организатора богослужения и церковной жизни.
Таким образом, вопрос следует расширить: почему в христианстве женщина не может быть священником?
Основными источниками нашей веры служат Священное Писание, которое включает Ветхий и Новый Завет, и Священное Предание, которое охватывает жизнь и опыт Церкви в ее историческом развитии, в него же входит и все святоотеческое наследие. Ни в Писании, ни в творениях святых отцов и учителей Церкви, ни в более чем двухтысячелетней истории Церкви нет ни одного факта, свидетельства или указания, подтверждающего возможность женского священства. Начиная с апостолов, совершителями таинств неизменно выступали мужчины — ведь священник во время богослужения олицетворяет собой Иисуса Христа, который в своем земном воплощении принадлежал к мужскому полу.
Важно понимать и то, что Церковь принципиально отличается от мирской корпорации, а священство не привилегия и не престижная должность, а жертвенное служение вплоть до самоотречения. Запрет женского священства не означает дискриминации женщин или пропаганду полового неравенства в христианстве. Апостол четко пишет, что во Христе Иисусе нет мужеского пола, ни женского (Гал 3:28). Мужчины и женщины равночестны перед Богом. У них лишь разные функции, но именно их сохранение и обеспечивает равенство и гармонию полов, когда мужчины остаются мужчинами, а женщины женщинами.
Чтобы окончательно развеять предубеждение о наличии в Церкви «мужского шовинизма» вспомним, что из всех людей, достигших святости, Церковь наиболее чтит Пресвятую Деву Богородицу, называя Ее «Честнейшей херувим и Славнейшей без сравнения серафим», то есть превосходящей высшие ангельские силы. Особым почитанием окружены и жены-мироносицы, которым выпала честь первыми увидеть воскресшего Христа и передать весть о Воскресении апостолам.
Церковь критически относится не к женщине, а к феминистической идеологии, одним из проявлений которой и выступает требование женского священства. С одинаковым уважением принимая всех людей, независимо от их пола, и поддерживая правовое, политическое, социальное и культурное равноправие мужчин и женщин, Церковь при этом не может одобрить попытки вывести женщину за рамки христианской нравственности и заставить ее выполнять несвойственные ей функции.