Москва, 31 марта — Наша Держава. Сегодня исполняется 290 лет со дня рождения Франца Йозефа Гайдна, австрийского композитора (1732–1809). Несмотря на то, что в России Гайдн никогда не был, он водил знакомство с русскими аристократами, среди которых были даже члены царской семьи.
В 1781 году русский цесаревич Павел Петрович, будущий император Павел I, в сопровождении
своей второй жены Марии Фёдоровны, урождённой Софии Доротеи Вюртембергской, отправился в длительный европейский вояж, — рассказал Вальтерр Райхер, генеральный директор Фонда Йозефа Гайдна в Айзенштадте. — Историки часто сравнивают эту поездку с «Великим посольством» Петра I.
Во-первых, путешествие двадцатисемилетнего великого князя и его двадцатидвухлетней супруги было столь же насыщенным, познавательным и дипломатически целесообразным. Во-вторых, царственная чета, как и великий предок, путешествовала по Европе инкогнито, выбрав для себя псевдонимы графа и графини дю Нор (в дословном переводе — Северные). В столице Силезии Троппау путешественников лично встретил император Священной Римской империи, австрийский эрцгерцог Иосиф II. В его карете Павел Петрович и его жена продолжили путь в Вену, где и обосновались в зимней резиденции местных Габсбургов — замке Хофбург.
Программа пребывания именитых путешественников в австрийской столице включала чрезвычайно содержательную культурную часть. В череде балов и концертов нашлось место своеобразному музыкальному поединку, в котором участвовали Вольфганг Амадей Моцарт и его итальянский коллега, композитор и пианист Муцио Клементи. День спустя в покоях Марии Фёдоровны несколько струнных квартетов, специально написанных к торжественному случаю, исполнял Йозеф Гайдн и приглашённые им музыканты. Существуют документальные свидетельства того, что великая княгиня была в восторге, взяла у маэстро несколько уроков пения, воспользовавшись случаем, и даже подарила ему шкатулку с бриллиантами. Шесть произведений, которые Гайдн посвятил Павлу I, были объединены в op. 33 и до сих пор неформально называются «русскими квартетами».
Спустя некоторое время в Петербург отбыл композитор, пианист и органист Сигизмунд фон Нойком. Гайдн воспользовался случаем и отправил со своим любимым учеником послание к Марии Фёдоровне Романовой (в то время она уже была вдовой Павла I). К письму маэстро приложил двадцать свеженаписанных песен в явной надежде на то, что императрица не забыла его уроки и продолжает заниматься пением. Ответ Гайдну был очень тёплым и личным, к нему прилагался бриллиантовый перстень.
Сигизмунд фон Нойком, выступивший в роли почтальона, задержался в России на четыре года. Он занимал должность капельмейстера Немецкого театра в Петербурге и весьма активно популяризировал в Российской империи творчество Гайдна, чья оратория «Сотворение мира» была исполнена на открытии Петербургского филармонического. Эта одна из старейших в России общественных музыкальных организаций сделала маэстро своим почётным членом. В 1808 году её руководители распорядились отчеканить памятную медаль с профилем композитора. Медаль и сопроводительные документы доставил семидесятишестилетнему Гайдну в Вену тогдашний глава российской дипломатии князь Александр Куракин.